Неканоническое решение. Суд Бурлинского района (Западно-Казахстанская обл.) запретил хиджаб в школе 08:24 27.10.2014
Неканоническое решение Суд Бурлинского района ЗКО постановил, что ученица не может носить хиджаб в школе
Администрация средней школы № 3 города Аксая Бурлинского района ЗКО запретила шестилетней Билкис Кенжегалиевой появляться в учебном заведении в платке. Родители восприняли действия учителей как ущемление прав ребенка по религиозным мотивам.
Девочка в этом году пошла в нулевой класс, но за партой вместе с остальными учениками сумела просидеть всего три дня. Дирекция школы появление девочки в хиджабе восприняла в штыки и стала требовать немедленно снять платок. Родители других детей тоже выразили недовольство таким раскладом.
Ситуация складывалась не в пользу девочки, и родители вынуждены были вообще забрать ее из школы. Теперь писать и читать она учится дома и не имеет возможности общаться со сверстниками в школе.
В последнее время в Аксае, где расположено одно из крупнейших в мире Карачаганакское нефтегазовое месторождение, появляется все больше приверженцев ислама. Отцы отращивают бороды, а матери с ног до головы облачаются в хиджаб. В таких семьях дети, едва встав на ноги, также вынуждены соблюдать установленные взрослыми правила. По воле родителей девочки носят платки, становясь "белыми воронами" в обществе сверстников.
В прошлом году один из таких аксайских родителей предстал перед судом ("Ремень во имя веры", "Мегаполис", 18 ноября 2013 г.). Мужчина объяснил, что является глубоко верующим человеком и старается эти качества привить членам своей семьи. Однако его дочь, ослушавшись, стала втайне снимать платок с головы во время занятий в школе. Этот факт оскорбил чувства отца, и он попытался поговорить с дочерью. Разговора не получилось, и тогда он избил ее ремнем. 15-летняя девочка-подросток пожаловалась своей подруге, что подвергается избиениям. Об этом стало известно в школе. Дело дошло до суда. И мужчину арестовали на 40 суток, чтобы он подумал о своих методах воспитания. Органы опеки и попечительства инициировали процесс по ограничению родительских прав в отношении него.
Однако это вызвало бурю негодования среди тех, кто заставляет своих детей с ноготка придерживаться исламских традиций даже в одежде. Билкис с раннего детства по наставлению родителей носит платок. Однако директор школы в категоричной форме требует не носить в школе платок, ссылаясь на школьный устав, в котором прописано, что все без исключения ученики должны придерживаться деловой формы одежды. Родители считают это дискриминацией по религиозным убеждениям.
Отец Билкис Азамат Кенжегалиев обратился в суд с иском к школе, требуя признать положения школьного устава, запрещающего носить головной убор в школе, незаконными, противоречащими Конституции, международному праву и законодательству о религии. Он также указал, что в законодательстве об образовании не установлена единая форма одежды, отсутствует запрет на ношение платков и удлиненных юбок.
В общем, был создан прецедент. И теперь все зависело от того, какую сторону примет суд. Приверженцев ислама, у которых растут дети школьного возраста и которые желали бы, чтобы они не снимали с головы платок в общественных местах, в том числе в учебных заведениях, становится все больше. Поэтому дело получило широкий резонанс. С первого дня в зале районного суда развернулись настоящие словесные баталии.
– Ношение платка является неотъемлемым признаком одежды человека, придерживающегося принципов ислама – это выбор и право гражданина, – заявил в суде представитель родителей ребенка Миржан Габдуллин. – Для девушек, по исламским канонам, является обязательным прикрытие всех частей тела, кроме лица и кистей рук. Если снять с головы платок или оголить плечи, это считается оскорблением религиозных чувств ребенка, родителей и их родственников. Нормативных актов, запрещающих ношение платка в школе нет, такие требования регулируются только уставами школ.
– Школа не вмешивается в воспитание ребенка, основанное на религиозном видении родителей, соблюдении традиции и религиозных обрядов за пределами учреждения образования, – возразила представитель школы Надежда Шиганакова. – Свобода ношения религиозной одежды в учебном заведении вызывает крайне противоречивое отношение как среди школьников, так и их родителей. Норма устава о запрете ношения головного убора никаким образом не является ограничением прав на проявление обучающимися религиозных убеждений, так как данное требование распространяется на всех обучающихся без исключения.
В акимате Бурлинского района также уверены, что устав школы соответствует требованиям Закона "Об образовании".
Районный суд, вынося свое решение, основывался на том, что по закону образование в нашей стране отделено от религии и носит светский характер. Единая форма одежды в школе не является ограничением прав на проявление обучающимися религиозных убеждений, поскольку данное требование распространяется на всех без исключения, вне зависимости от вероисповедания, а ношение платка (хиджаба) является одним из основных положений исламского законоположения – шариата и относится к религиозной одежде. Следовательно, запрет на ношение хиджаба в школе никаким образом не ущемляет права обучающихся на свободу вероисповедания, отметили в суде.
Исходя из этого, суд отказал в иске родителям. Однако отец с матерью намерены и дальше добиваться своего.
От редакции
Конфликты вокруг ношения хиджабов на предприятиях, в школах и вузах возникают в Казахстане регулярно. Непонятно, почему ДУМК ограничивается по этому поводу общими заявлениями и не принимает непосредственного участия в разрешении этих конфликтов. Ведь кто как не имамы – лучшие медиаторы в подобного рода спорах?
И почему бы управляющим органам основных конфессий – ДУМК, РПЦ и синагоге – не подумать об открытии собственных школ специально для детей, которые хотели бы ходить на учебу в соответствующей одежде, молиться в соответствующее время, изучать основы своей религии, но при этом проходить всю обязательную школьную программу?
Естественно, это нужно делать в сотрудничестве с Минобразования и Агентством по делам религий. Естественно, на это понадобятся время и деньги. Но в результате это могло бы стать для Казахстана очередным – очень большим – шагом в цивилизованное и демократическое будущее.
Андрей САРМИН
|