Крах "тихой гавани". У казахстанских коррупционеров осталось 2-3 года, чтобы безболезненно вернуть деньги на родину, - Д.Ювачев 12:38 03.11.2014
Банковская тайна приказала долго жить. Не было венков, панихиды и надгробных речей: она ушла тихо и незаметно. А вместе с ней ушла эпоха швейцарских банков, Каймановых островов и прочих "гаваней", где деньгам была обеспечена настоящая тишина – та, которую они так любят.
Свидетельство о смерти банковской тайны было подписано в Берлине представителями 51 государства. Соглашение предусматривает, что раз в год правительства каждой из этих стран будут запрашивать у банков информацию о счетах нерезидентов. Эта информация будет затем отправляться в те страны, откуда происходят (или исходят) эти лица.
Иначе говоря, гражданин Казахстана, положивший солидную сумму на счет в банке на Бермудах, чтобы скрыть эти деньги от посторонних глаз, теперь может быть уверен, что родные казахстанские мытари в течение года узнают о том, что такой счет существует. И о том, кто является его владельцем. И о том, сколько на нем денег. Мало того, будет сообщено, какой доход по данному вкладу этот мырза получил. А если это не банковский вклад, а, скажем, акции, то казахстанская налоговая служба будет знать не только о том, что у вас эти ценные бумаги есть, но и о том, какой вы получили доход по ним. То же касается доходов от продажи активов и даже некоторых типов страховки. Не только банки будут обязаны предоставлять такую информацию, но и разные финансовые компании, инвестиционные фонды и конторы, которые занимаются так называемым доверительным управлением капитала.
Информация будет направляться в автоматическом режиме. То есть даже если наши налоговики категорически не захотят знать ничего о счетах и доходах каких-то наших граждан в офшорах, им эта информация все равно будет направлена. Первый обмен подобной информацией произойдет в сентябре 2017 года – страны расскажут друг другу про нерезидентов друг друга по итогам 2016 года. Албания, Аруба и Австрия начнут собирать и высылать такую информацию в сентябре 2018 года. Некоторые страны, которые пока еще не подписались под этим соглашением, тем не менее намерены начать его выполнять не позднее 2018 года. Это США, Швейцария, Китай и Россия.
Казахстан вряд ли сможет проигнорировать это соглашение хотя бы потому, что рождено оно в недрах ОЭСР (Организации по экономическому сотрудничеству и развитию), на которую мы равняемся во многих стандартах, в том числе в финансовой сфере.
Если отец Федор мечтал поставить где-нибудь свечной заводик как гарантию обеспеченной старости, то современные нувориши стремились найти своим деньгам пристанище в таком месте, куда не заглянет всевидящее фискальное око. Но мир изменился. Он уже не будет прежним. В утиль попадают сотни фильмов, в которых аферисты, мошенники, мафиози и коррумпированные чиновники переводят средства в какой-нибудь "налоговый оазис", чтобы спокойно провести остаток жизни на островах или разъезжая по миру. "Спокойно" можно было раньше – банковская тайна гарантировала, что никто не узнает о ваших вложениях или вкладах. Никто, включая налоговые и правоохранительные органы. Теперь это невозможно: ваши деньги будут намертво привязаны к вам.
Строго говоря, и раньше банковская тайна не была такой уж незыблемой. И многие спецслужбы и даже ретивые полицейские, как мы знаем из детективов, находили способ узнать об офшорных счетах. Однако надо было приложить немало усилий и преодолеть колоссальное сопротивление финансовых институтов, грудью стоявших на защите секретов своих клиентов.
К тому же, многие прятали свои деньги не от налоговых органов, а от рейдерских захватов и бандитских "наездов". Учитывая, как быстро в России, например, становятся общедоступными всевозможные базы данных, которые можно купить чуть ли не в подземном переходе, легко предположить, что данные о владельцах счетов в Лихтенштейне или на острове Мэн не окажутся тайной за семью печатями. При чем здесь Россия, спросите вы? А вы забыли, что мы через пяток-другой лет окажемся в едином экономическом пространстве? Мой дом – твой дом, мой хлеб – твой хлеб, мои базы данных – твои базы данных.
Да и в абсолютную неприступность казахстанских налоговых органов перед лицом неприкрытого коррумпирования я не сильно верю в данном случае. Почему бы не поделиться сведениями с добрыми дядями, которые хорошо платят за столь несущественную услугу?
И что же теперь делать? Один вариант – стать резидентом другого государства. Например, того, где ваши деньги. Правда, в этом случае их происхождение будут тщательно проверять – если вы захотите стать гражданином какой-нибудь понятной страны, а не Федерации Сент-Китс и Невис, например, которое продает гражданство всем желающим за вклад в Сахарный фонд в размере 400 тыс. долларов. Однако став гражданином другого государства, вы уже не сможете продолжать зарабатывать – или как вы это называете? – в Казахстане. А там, на новой родине, придется платить все налоги, отдельные из которых гораздо больше казахстанских. В общем, это уже конец истории, а не ее начало.
Второй вариант – вернуть деньги домой. Благо, есть еще 2–3 года, пока Берлинское соглашение еще не вступило в силу. Можно, кстати, воспользоваться легализацией – это к вопросу возвращения из тени в свет. Можно поучаствовать в приватизации – это к вопросу, куда вложить возвращенное.
Но меня в этой истории больше занимают данные на тех наших соотечественников, которые скрылись в неизвестном направлении. Вдруг мы узнаем о счетах Талапкера Иманбаева, бывшего директора бывшего Фонда обязательного медицинского страхования? Или, например, о трасте, который обслуживает братьев Рыскалиевых? Согласитесь, было бы любопытно.
Не менее интересно было бы узнать об активах нынешних членов правительства, акимов и руководителей госкомпаний. Хочется порадоваться за них. Да и любопытно, есть ли что-нибудь на Каймановых островах у Ерболата Досаева, ныне министра национальной экономики, а в прошлом – бизнесмена. Если есть, значит, даже министр, отвечающий за экономическую сферу, не в состоянии выдержать налоговое бремя. Интересно, нет ли у Нурлана Каппарова номерного счета в швейцарском банке. А если есть, то почему там, а не здесь? К разряду занимательной информации можно отнести также сведения об офшорных активах Владимира Школьника, Асылжана Мамытбекова, Асета Исекешева и других. Не утверждаю, что таковые существуют, но и об обратном никто не заявлял. Потому как не принято – сложил и молчи, радуйся!
Не устаю повторять: все деньги надо вернуть! Все, что заработано (украдено, распилено) здесь, здесь же должно и оставаться. Не должно быть ни у кого "тихой гавани", куда можно сбежать, когда страна начнет выяснять, кто ее довел до жизни такой. Нет! Всем оставаться на местах! Оставаться и жить вместе с народом. Вот почему я считаю, что Казахстан должен как можно быстрее присоединиться к Берлинскому соглашению об обмене налоговой информацией.
Прощай, банковская тайна! Ты останешься в наших сердцах, но дальше мы пойдем без тебя. Путь предстоит нелегкий, и лучше бы сразу понимать, кто спутники, а кто попутчики.
Данила ЮВАЧЕВ 3.11.2014
|