Бишкек нашел свет в Ашхабаде. Путь туркменским киловаттам в Киргизию перекрыл Узбекистан, - Г.Михайлов 09:19 12.11.2014
Как придется зимовать? На этот вопрос у киргизов ответа нет. Министерство финансов Киргизии бьет тревогу – внешний долг республики приблизился к угрожающей отметке. По словам главы ведомства Ольги Лавровой, по итогам октября внешний долг составляет почти 53% к ВВП. Еще в июне 2014 года внешний долг Киргизии оценивался в 44,4% ВВП, но осенью экономика республики просела – сказались как внутренние факторы, так и влияние экономических проблем в России. Кроме того, в стране не хватает электричества, но соседний Узбекистан отключил киргизские сети от питания.
Превышение критической отметки в 60%, что может произойти в любой момент, местные экономисты считают опасным для страны. В сложившейся ситуации оплачивать долги и набегающие по ним проценты будет весьма обременительно. Причина роста внешнего долга проста – Киргизия живет не по средствам, тратя больше, чем может себе позволить. Сокращение расходов вызовет рост недовольства одной или нескольких групп населения и – как следствие – увеличит угрозу возникновения политической нестабильности в стране. Доходам расти тоже особенно неоткуда. В стране вопреки обещаниям чиновников развивать экономику не наблюдается ощутимого роста промышленности или, например, высокотехнологичного производства. Реиндустриализация страны так и не начата.
Источники доходов остаются прежними – налоговые и таможенные платежи, дивиденды от добычи золота. Дополнительную поддержку экономике страны дают значительные средства, перечисляемые киргизстанцами, работающими в России и Казахстане.
В условиях многолетнего дефицита средств Киргизия вынуждена раз за разом брать деньги в долг. Одалживать средства приходится за рубежом, и порой не на самых льготных условиях. На данный момент топ кредиторов выглядит так: Китай (1,04 млрд долл.), Всемирный банк (689 млн долл.), Азиатский банк развития (593 млн долл.), Россия (300 млн долл.).
Попытки урезать расходы пока особым успехом не увенчались. Широко разрекламированная инициатива по сокращению количества чиновников как-то незаметно стухла. В небытие канули и инициативы депутатов срезать затраты на самих себя. Несмотря на дефицит средств, из государственного бюджета по-прежнему тратятся значительные суммы на содержание парламента и президента.
Слабость киргизской экономики делает ее зависимой от внешних факторов. Текущая ситуация с ухудшением российской экономики напрямую бьет по небогатой среднеазиатской республике. Уровень сома уверенно ползет вниз, а цены – вверх.
Не удалось пока воплотить в жизнь задумки президента Алмазбека Атамбаева, озвученные в конце 2011 года. Тогда глава государства заявил, что миллиардные инвестиции придут в страну только тогда, когда "Киргизия превратится в райский уголок для инвесторов и предпринимателей".
Проблемы прежние – коррупция, непрозрачные правила ведения бизнеса, незащищенность последнего от рейдерских захватов. Дешевизна рабочих рук перекрывается слабым профессиональным уровнем – упадок в местной системе обучения дает о себе знать.
В инвестиционном плане ситуация может отчасти исправиться к концу года. В декабре правительственные чиновники обещают поставить точку в скандальных спорах вокруг судьбы золотого рудника "Кумтор" и подписать решение по вопросу реструктуризации проекта. Претензий в области экологии к работающим на месторождении канадским горнорудчикам киргизские чиновники больше не озвучивают. Если документы о реструктуризации проекта подпишут, это может улучшить инвестиционный климат – ведь потенциальные зарубежные инвесторы будут реже слышать пугающие их призывы киргизских политиков "национализировать", "захватить", "отнять и поделить".
Говорить о стратегическом видении перспектив или выстраивании экономической политики "надолго" не получается. По данным источников в правительстве, чиновники действуют в режиме пожарной команды, успевая лишь реагировать на возникающие вызовы.
Пожалуй, одним из немногих решений, которые можно отнести к разряду стратегических, является решение о вступлении Киргизии в Таможенный союз. Данный шаг может задать вектор движения киргизской экономики на ближайшие десятки лет. Окончательно документы об участии в интеграционном объединении предполагается подписать 23 декабря этого года.
Для того чтобы исправить положение в энергетической сфере, переживающей кризис из-за недостатка электроэнергии, президент Атамбаев съездил накануне в Туркмению. По предварительным данным, помимо ряда не особо значимых подписанных соглашений он привез обещание официального Ашхабада поставить Киргизии от 700 млн до 1 млрд кВт-ч электроэнергии. Проверить на практике твердость намерений главы Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова вряд ли удастся: транзит туркменского электричества невозможен без согласия страны-транзитера – Узбекистана. Ташкент же скорее всего согласия на транзит не даст.
Бишкек Григорий Михайлов Cобственный корреспондент "НГ" в Киргизии
|