Фемида заждалась. То, что вы хотели знать об экстрадиции каз-банк-афериста Аблязова 22:57 20.11.2014
Мы уже писали о том, что в скором времени международный преступник предстанет перед судом. Напомним, во Франции принято решение о выдаче Мухтара Аблязова Украине и России с приоритетом в пользу последней. В свою очередь Генеральная прокуратура Казахстана заявила, что наша республика не ведет переговоры с российскими и украинскими властями о реэкстрадиции мошенника. "Свобода Слова" отвечает на самые актуальные вопросы в деле Аблязова.
Как известно, Аблязова объявили в международный розыск три страны – Казахстан, Россия и Украина. Ему инкриминируют целый ряд экономических преступлений, в частности присвоение и растрату вверенного имущества, хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, легализацию денежных средств, приобретенных незаконным путем, незаконное использование денежных средств банка, злоупотребление полномочиями, а также создание и руководство организованной преступной группой.
"Подвиги" беглеца в Казахстане отражены на страницах 2000 томов (!) уголовного дела, состоящего из 150 преступных эпизодов. Так, из БТА Банка, по версии следствия, он похитил более 6 млрд долларов. Кроме того, Аблязов обвиняется и в других крупных финансовых махинациях. Сумма хищений в России составляет порядка 5 млрд долларов, в Украине – 400 млн долларов.
Летом 2013-го мошенник был задержан в Ницце французским отделением Интерпола и водворен в тюрьму города Лион, где находится по сей день. В августе прошлого года французские власти получили три независимых запроса на экстрадицию Аблязова из Франции. И вот в конце октября апелляционный трибунал Лиона рекомендовал удовлетворить запросы России и Украины, установив приоритет в выдаче беглого преступника в пользу Российской Федерации.
В связи с этим у рядовых казахстанцев возникли вопросы: почему мошенника решено экстрадировать не в нашу страну, где нанесен самый большой ущерб? куда именно вышлют Аблязова – в Россию или Украину? согласятся ли власти этих стран передать преступника казахстанскому правосудию? Тем временем финансируемые Аблязовым СМИ и общественники поспешили заявить, что решение французских властей продиктовано "политической составляющей дела". Однако это заявление – лишь очередная попытка исказить факты и обелить своего спонсора. Итак, что же означают последние новости об экстрадиции?
В первую очередь нужно отметить, что принятое в Лионе решение свидетельствует: по заключению суда, доказательная база полностью подтверждает совершенные Аблязовым преступления и является достаточным основанием для экстрадиции.
Если же говорить о государстве, которому передадут беглого преступника, то здесь все объясняется достаточно просто. Дело в том, что вопросы экстрадиции регулируются внутренним законодательством стран, где скрываются подозреваемые в совершении преступлений, а также международными соглашениями, в частности европейской Конвенцией о выдаче правонарушителей. Франция, Россия и Украина подписали данный документ, Казахстан же не является участником конвенции. Именно поэтому французские власти приняли решение о приоритетной выдаче Аблязова российским служителям закона.
Почему же в таком случае Генпрокуратура РК не договаривается уже сейчас с россиянами или украинцами о передаче преступника казахстанскому правосудию? Опять-таки ответ кроется в правовых нормах: Россия или Украина не имеют права выдать Аблязова третьей стороне. Поскольку Казахстан строго придерживается международных правовых норм, правоохранительные органы нашей страны не ведут никаких переговоров по вопросам возможной реэкстрадиции беглого преступника.
Однако это вовсе не означает, что наша республика готова отказаться от своих претензий к беглецу. Позиция страны такова: поскольку основная часть преступлений совершена на территории нашего государства с активами отечественного БТА Банка, а сам Аблязов является гражданином Казахстана, то мы имеем право требовать его экстрадиции. В частности, Генеральная прокуратура продолжает необходимые консультации с уполномоченными органами Франции.
Алишер КОЖАНОВ
Экспертное мнение
Юлия Якушева, заместитель генерального директора, руководитель аналитического отдела Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ им. М. Ломоносова, исполнительный директор политологического центра "Север-Юг" (Россия, г. Москва):
– Предстоящую экстрадицию Аблязова можно рассматривать как значимую победу следственных органов России и Казахстана, сумевших собрать и предъявить западным коллегам масштабную и не оставляющую сомнений доказательную базу виновности беглого преступника. То, что решение об экстрадиции в Россию было подтверждено апелляционным трибуналом Лиона даже в условиях достаточно напряженных отношений между Москвой и европейскими столицами, очень показательно. Все попытки Аблязова изобразить из себя жертву преследований по политическим мотивам и склонить европейское общественное мнение в свою пользу были шиты белыми нитками. Очевидность его вины в экономических преступлениях вкупе с излишне самонадеянным поведением не оставили ему шансов ни во Франции, ни ранее – в Лондоне.
Экстрадиция и, соответственно, новый этап в расследовании дела дают серьезные возможности для возвращения хотя бы части похищенных средств БТА Банка. Другое дело, что мы пока не знаем всех масштабов тайного бизнеса, выстроенного Аблязовым. Думаю, после экстрадиции следует ожидать новых фактов и разоблачений в отношении физических и юридических лиц в России и Казахстане, причастных к хищению и отмыванию средств вкладчиков БТА Банка.
Данияр Ашимбаев, главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии:
– Понятно, что решение вопроса об экстрадиции Аблязова – это дело не одного дня, учитывая традиционную европейскую судебную волокиту. Поскольку между Казахстаном и Францией не подписано соглашение о выдаче лиц, подозреваемых в совершении преступлений, то именно у России есть приоритет на экстрадицию Аблязова. Более того, международные нормы запрещают нашим российским партнерам выдать преступника Казахстану. Это возможно лишь в одном случае: если Аблязов после отбытия наказания в России будет вновь экстрадирован во Францию, а там снова будет рассмотрен вопрос о его выдаче Казахстану.
18.11.2014 |
|