Дахи, саки, массагеты, или Кто основал Шымкент? - Алексей Гончаров 10:31 27.11.2014
На прошедшей недавно в Южно-Казахстанском государственном университете научной конференции "Шымкент: 2200-летняя история", призванной поставить точку в вопросе о возрасте третьего города Казахстана, особенно поразил доклад Рустама Сулейманова, доктора исторических наук из Узбекистана: он впервые озвучил, кто основал город и как это могло произойти.
"В III веке до нашей эры произошло очень важное событие в геологическом строении региона. Кызылкумы изменили свой профиль, а, соответственно, изменилось и русло Сырдарьи. Живший в тех местах сильный союз сакских племен, известный как дахи, был вынужден покинуть родину. Племена разбрелись в поисках новых мест для жизни. Часть ушла на юг, другая добралась даже до Европы и дала свое название фракийскому союзу племен даков, на территории современной Румынии, с которыми долго воевали римляне. А большая часть осела в среднем течении Сырдарьи, где впоследствии возникли Туркестан, Сауран и другие города. Думаю, что именно группа дахов, наткнувшаяся на обильное водой место с плодородной почвой, и основала первое поселение на месте Шымкента", - считает Сулейманов.
Итак, по мнению авторитетного археолога, дахи основали как минимум один город. Какими они были и как сложилась их судьба? Все это имеет непосредственное отношение к древней истории Казахстана, а потому попробуем разобраться.
Первые упоминания
Те, кто изучал историю Казахстана в рамках школьной программы, наверняка запомнили звучные имена отдельных сакских племен: саки тиграхауда, саки парадарайа, саки хаомоварга, массагеты. Но названия "дахи" здесь будто бы нет.
Обратимся к трудам корифеев истории. Сергей Кляшторный и Турсун Султанов в своей великолепной работе "Казахстан: летопись трех тысячелетий" пишут: "Берос – вавилонский жрец, историк и астроном, писавший по-гречески в III веке до нашей эры и знавший как эллинистическую, так и персидскую традицию, именует племя, сражавшееся с Киром, даями (дахами)".
Кир, основатель Персидской империи, правил в 559-530 годы до нашей эры. Воевал он, как известно из элементарного курса истории, с массагетами. Значит, они и есть дахи…
В первом томе академической пятитомной истории Казахстана, изданной в 2010 году, указывается: "С саками определенно связано и имя Даха, впервые упомянутое в персидских анналах в "надписи о дэвах" Ксеркса, но еще раньше известное в "Авесте" ((собрание священных текстов зороастрийцев).
Персидский царь Ксеркс правил в 486-465 годах до нашей эры. Истоки священной книги огнепоклонников-зороастрийцев лежат, ориентировочно, в 1000 году до нашей эры. Так что за пять веков до появления Кира дахи уже были.
А жили они "за Согдом", значит - к северу от современного Таджикистана. В междуречье Амударьи и Сырдарьи. Климат расположенной там пустыни Кызылкумы был тогда более влажным и мягким.
Дахистан изначальный
Какой была страна дахов в самый ранний период, когда этот народ был упомянут в "Авесте"? Крупнейшим знатоком этой темы был маститый археолог, исследователь древностей Средней Азии Вадим Масон: в 1954 году он защитил кандидатскую диссертацию "Древняя культура Дахистана".
В "авестийское" время дахи жили на территории нынешнего Туркменистана и строили свои укрепленные поселения. Они знали металл. Делали из бронзы наконечники стрел - разнообразные по форме: двухперые, пирамидолевидные, трехперые, а следовательно - и по боевому назначению. В качестве оружия применялись также мечи и пращи с каменными ядрами. Из кремня изготавливали вкладыши для серпов. Пользовались каменными зернотерками. Керамику делали на гончарном круге. Наиболее характерными сосудами были чаши на трех ножках. Посуда древних дахов поразила археологов своим высоким качеством и изысканным декоративным убранством.
Любопытно, что при раскопках были найдены железные шлаки, но ни одного предмета из железа не обнаружено.
Самые крупные поселения этого периода занимали площадь до 50 гектаров. Их жители строили оросительные каналы до 50 километров длиной.
Итак, перед нами высокоразвитое общество. Классического образа саков как воинов-скотоводов вроде как не получается. Судя по ирригационным сооружениям, требовавшим высокой организации труда, здесь были какие-то зачатки государственности. Но в середине первого тысячелетия до нашей эры в силу каких-то причин дахи, они же массагеты, уходят на север. Часть из них поселяется на территории современных Каракумов, а часть переправляется через Амударью.
Заменившие массагетов
Саки не раз побеждали персов, но, в конце концов, были покорены ими и вошли в состав одной из сатрапий. В составе персидской армии они сражались с Александром Македонским.
В I веке до нашей эры о саках пишет римский автор Страбон. И здесь историки сталкиваются с загадкой: перечисляя сакские племена, Страбон не упоминает о массагетах - одном из сильнейших среди них. Нет упоминаний о массагетах и в других источниках. В связи с этим предполагается, что этот этноним был вытеснен другим: массагеты окончательно стали называться дахами.
Авторы того времени отмечают, что "сами скифы (дахи) и лошади их были тщательно защищены броней". Они бились с македонянами и после гибели Дария, но затем стали их союзниками и участвовали в походе Александра на Индию в качестве конных лучников. Таким образом, именно дахи стали первыми катафрактариями - тяжеловооруженными всадниками. Своего рода рыцарями древности. Доспехи катафрактариев были обнаружены при раскопках столицы дахов - городища Чирик-рабат, расположенного на территории нынешней Кызылординской области. Его изучал в пятидесятых годах прошлого века знаменитый археолог Сергей Толстов.
Столица в Кызылкумах
Чирик-рабат был открыт в Кызылкумах в 300 километрах к юго-западу от Кызылорды экспедицией Толстова в 1948 году. Сейчас в тех местах нет воды, но в древности там было одно из русел Сырдарьи Жанадарья. Она-то и давала городу жизнь.
"Развалины Чирик-Рабата - огромная крепость, восходящая к середине первого тысячелетия до новой эры, окруженная системой концентрических валов и рвов, внутри которой видна прямоугольная планировка более поздней античной крепости первых веков нашей эры", - писал Толстов.
Самая древняя часть городища занимала площадь 42 гектара и была окружена двумя рядами крепостных стен высотой десять-двенадцать метров. В центре располагалась хорошо укрепленная цитадель площадью двенадцать гектаров. Крепость окружал ров, имевший 40 метров в ширину и 4,5 метра в глубину, он заполнялся водой из Жанадарьи. Стены усилены башнями, внутри них располагались стрелковые галереи. Свою фортификационную систему дахи строили по хорезмийским образцам античной эпохи. Жители города владели гончарным, кузнечным, литейным ремеслом. В округе было развито земледелие.
Первоначальный город существовал в V-II веках до нашей эры, что полностью совпадает с версией профессора Сулейманова.
Аналоги находок из здешних курганов обнаруживались на западе Казахстана и на юге России, что тоже говорит в пользу большой миграции жителей этого городского центра.
Кстати, Чирик-Рабат был не единственным поселением дахов в этом районе. Известны и другие, среди которых наиболее крупное - Бабиш-мулла. Но ушла вода, и жители некогда цветущих поселений покинули родные края, отправившись на поиски лучшей доли.
Ушедшие на юг
Исход дахов из родных земель изменил ситуацию на огромных территориях.
В 238 году до нашей эры одно из их племен - даи или парны - во главе с родом Аршакидов двинулось на юг, и на территории современных Туркменистана и Ирана они создали могучую Парфянскую империю, сменившую здесь эллинистическое государство Селевкидов, разгромленное римлянами. Парфяне воевали с Римом долго и с переменным успехом.
Еще одним из владений дахов на какое-то время стал Тохаристан, область на стыке современных Афганистана, Узбекистана и Таджикистана. Китайский путешественник и дипломат Чжан Цянь, посетивший Среднюю Азию во втором веке до нашей эры, называет его Дахя и указывает на сходство в ведении хозяйства и культуре жителей этого края с Ферганой. Единого государства дахи-мигранты здесь не создали. Чжан Цянь сообщает: "Дахя не имеет верховного главы, каждый город управляется своим князем. В Дахя имеется пять княжеских домов". Население этой области китайский путешественник оценивает в миллион человек, что, конечно, является сильным преувеличением. Особо Чжан Цянь указывает на то, что жители Дахя "искусны в торговле", а в их городах есть постоянные базары.
Видимо, вчерашние жители Кызылкумов быстро научились извлекать выгоду от жизни на складывавшемся в ту пору Великом Шелковом пути. Изделия их ремесленников обнаружены в погребениях на территории северной Монголии.
Свою самостоятельность Дахя сохраняла вплоть до первого века до нашей эры, когда была покорена Кушанами.
Вероятно, дахи, ушедшие на юг, и основали поселение, ставшее через 2200 лет третьим мегаполисом Казахстана.
Ушедшие на север
Другая часть дахов в силу не известных нам соображений решила двинуться не на юг, а на север. Специалист по ранним кочевникам профессор Сергей Кляшторный указывает, что дахи пришли в степи Западного Казахстана и Приуралья и заставили "уйти в Причерноморскую Скифию племена сарматов, потомков савроматов Геродота, близких сакам по языку, образу жизни и культуре". Поселились дахи и в прикаспийских степях. Впоследствии они растворились среди других племен, пришедших на эти земли.
Но, возможно, какая-то часть дахов добралась до Европы и стала жить на территории современной Румынии. Профессор Рустам Сулейманов прямо отождествляет дахов с даками, знаменитыми противниками Римской империи.
Правда, большая часть историков считает даков сугубо местным фракийским племенем. Но есть четкая гипотеза о том, что в северное Причерноморье, а потом и в Трансильванию проникла часть представителей племенного союза дахов. Сторонники этой версии считают, что "в таком случае механизм возникновения этноса "даки" оказывается сходным с тем, по которому в эпоху раннего средневековья сформировался этнос болгар". Вспомним, что пришедшие в современную Болгарию тюрки растворились среди местных славян, но оставили им свое имя.
Как бы то ни было, несомненно одно: кровь дахов ныне течет в жилах представителей множества этносов Евразии - от Афганистана до Румынии.
ОБ АВТОРЕ: Алексей Гончаров - член Союза журналистов Республики Казахстан, член Казахского Географического общества. Живет в Шымкенте.
|