Кыргызстан: Уйгуры ведут себя с опаской и боятся влияния Китая, - Кристина Маза 11:15 28.11.2014
Столкновение между китайской полицией и этническими уйгурами в Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Живущие в Кыргызстане уйгуры опасаются, что если они будут отстаивать свои права, это привлечет еще больше внимания со стороны служб безопасности, как это произошло в Китае, являющемся крупнейшим торговым партнером Кыргызстана и считающим общественное Объединение этнических уйгуров "Иттипак" сепаратистской группировкой.
Артык Хаджиев – мужчина средних лет с добрым лицом и улыбающимися глазами. Сидя вестибюле одной из гостиниц Бишкека, он спокойно и убедительно говорит об укреплении общины и коллективной взаимопомощи. Трудно поверить, что кто-то может видеть в нем угрозу безопасности в регионе.
Но Хаджиев является главой Общественного объединения уйгуров "Иттипак" КР, и в регионе, где права меньшинств являются щекотливой темой, некоторые правительства считают его потенциально опасным человеком.
По ту сторону границы конфликт китайских властей с уйгурами в Синьцзяне еще более обострился в этом году, вылившись в столкновения с человеческими жертвами в июле и вынесение приговора о пожизненном заключении преподавателю экономики и этническому уйгуру Ильхаму Тохти (Ilham Tohti) в сентябре. Китай является крупнейшим торговым партнером Кыргызстана и Бишкек рад угодить Пекину. Поэтому уйгурские активисты в Кыргызстане обычно привлекают к себе пристальное внимание служб безопасности обеих стран.
Уйгуры – тюркская этническая группа, территория проживания которой рассечена государственными границами центральноазиатских стран и Китая – вот уже более полувека являются источником озабоченности официального Пекина. Китайские власти называют проживающих на территории КНР уйгуров террористами, сепаратистами и исламскими экстремистами, а также проводят в их отношении действия, которые, по словам правозащитников, являются ни чем иным, как жестокими репрессиями. Правительство Китая считает "Иттипак" сепаратистской группировкой. Уйгуры же утверждают, что они всего лишь хотят добиться соблюдения Пекином их основных прав и свобод.
На этом фоне Кыргызстан видится уйгурам безопасным прибежищем. В период охлаждения отношений между СССР и КНР в 1960-1980 годы советские власти в значительной степени поощряли местные формы культурного самовыражения этнических уйгуров. На сегодняшний день уйгуры составляют около 1% населения Кыргызстана.
После развала Советского Союза в 1991 году политическое и экономическое влияние Китая в этой центральноазиатской республике значительно возросло. И, по мере укрепления двусторонних связей, уйгуры Кыргызстана начали испытывать на себе растущее внимание и агрессию со стороны служб безопасности страны, отмечают местные аналитики. По словам активистов, в последние годы кыргызские власти часто запрещали проведение организуемых уйгурами мероприятий. Более того, по информации Всемирного уйгурского конгресса, в 2001-2011 гг. Бишкек выдал китайским властям 50 этнических уйгуров. Международная правозащитная организация "Хьюман Райтс Вотч" выразила озабоченность по поводу того, что власти Кыргызстана слишком часто заводят на уйгуров дела по сфабрикованным обвинениям в терроризме.
В 2010 году сотрудники Государственного комитета национальной безопасности КР попытались помешать показу в рамках правозащитного кинофестиваля австралийского документального фильма об известном уйгурском активисте. По словам представителей властей, фильм мог привести к разжиганию межнациональной розни. По словам активистов, власти действовали под давлением со стороны Китая.
От стран-членов Шанхайской организации сотрудничества, регионального блока стран с плохим послужным списком в области прав человека, требуют привести свое законодательство в сфере борьбы с терроризмом и сепаратизмом в соответствие со стандартами КНР, которые весьма расплывчато сформулированы, что позволяет Пекину вешать на любого человека или группу, чем-то не угодивших ему, ярлык субъектов, представляющих потенциальную террористическую угрозу.
Через неделю после проведения встречи в рамках ШОС в 2011 году четырем уйгурским активистам из Кыргызстана местные власти не дали выехать в США для участия в конференции. Их коллега заявил, что это было сделано по просьбе Китая. В докладе Совета по вопросам иммиграции и беженцев Канады отмечается, что сотрудники кыргызской полиции сняли активистов с рейса без объяснения причин.
Но сегодня некоторые известные представители уйгурского меньшинства в Кыргызстане выражают осторожный оптимизм. В октябре общество "Иттипак" смогло без проблем провести свой юбилейный 25-й съезд. Члены организации с готовностью отмечают, что ситуация изменилась, правда сетуя, не для протокола, что есть проблемы с сохранением языка, т.к. нет школ, преподающих на уйгурском.
Кыргызских уйгуров, возможно, больше беспокоят не репрессии со стороны властей, а местные межнациональные проблемы. Во время политических беспорядков, охвативших Бишкек в 2010 году, были сообщения о нападении групп людей на этнических уйгуров. Например, Американская уйгурская ассоциация сообщила тогда, что в Бишкеке был сожжен уйгурский ресторан. Радио "Свобода" передавало, что в пригороде кыргызской столицы несколько уйгуров получили пулевые ранения. Мужчина уйгурской национальности рассказал EurasiaNet.org, как часть рынка "Мадина", где работает много уйгуров, была за несколько часов сожжена дотла во время произошедших в том же году межэтнических столкновений.
Общаясь с EurasiaNet.org на полях организованной "Иттипак" конференции в Бишкеке, Ульрих Делиус (Ulrich Delius), представитель Общества по защите исчезающих народов, базирующейся в Германии организации, отстаивающей права уйгуров, сообщил, что его и ряд проживающих на Западе уйгуров пригласили, чтобы придать мероприятию легитимность и предотвратить нападки со стороны властей. "Сложнее помешать проведению мероприятия, когда за ним следят представители всего мира", – заявил он, добавив, что руководство "Иттипак" посчитало, что присутствие иностранцев поможет "продемонстрировать властям, что им нечего скрывать".
В сложившихся условиях уйгурское меньшинство Кыргызстана приняло умеренную, антисепаратистскую позицию, отметил Делиус. Руководство "Иттипак" настаивает на том, что организация не поддерживает уйгурский сепаратизм ни в Кыргызстане, ни где бы то ни было еще, а также не имеет никакого отношения к происходящим в Китае событиям. Члены организации не любят официально обсуждать щекотливые темы.
По словам Бектемира Мурзубраимова, председателя пользующейся поддержкой со стороны государства Ассамблеи народов Кыргызстана, "Иттипак" играет важную роль в предотвращении конфликтов, реагируя на жалобы проживающих в Кыргызстане уйгуров и обеспечивая их нужны в тех случаях, когда этого не делает правительство. "Если людей расстраивает то, что у их детей нет возможности изучать уйгурский язык, они открывают языковую школу. Если люди недовольны неравным распределением ресурсов и бедностью, они предоставляют гуманитарную помощь", – пояснил Мурзубраимов.
"Иттипак" оказывает подобного рода поддержку, чтобы не позволить втянуть уйгуров в конфликты, подобные имевшим место в 2010 году столкновениям между кыргызами и узбеками, унесшим сотни жизней и разговевшимся, по мнению многих, по причине экономических претензий, отметил Мурзубраимов.
Пока кыргызские власти, судя по всему, мирятся с обществом "Иттипак" и заявляемыми им целями сохранения уйгурской культуры. Но члены "Иттипак" отчетливо осознают, что правительство, тем не менее, внимательно за ними наблюдает.
Кристина Маза является независимым журналистом. 27 Ноябрь 2014
|