Ярмарка тщеславия. Что делать с дилетантами от истории Казахстана? - САМ 16:56 06.12.2014
Не секрет, что историческая наука стала прибежищем всякого рода дилетантов. Причем зачастую их дилетантизм носит откровенно воинствующий характер, когда полностью игнорируются не только такие категории, как научная методология и научный инструментарий, но даже элементарный здравый смысл. Мы попросили высказать свою точку зрения по этому поводу известных казахстанских историков, адресовав им два простых вопроса:
1. Чем вызвано огромное количество дилетантов, подвизающихся вокруг истории Казахстана, и всевозможных мифов?
2. Как с этим можно бороться?
Анвар Галиев,
доктор исторических наук:
1. Распад СССР и строительство новых государств на постсоветском пространстве сопровождались ростом этничности и национального самосознания и соответственно усилением интереса к истории своего народа. Тем более что в советский период прошлое, например, тюркоязычных народов подвергалось сильной деформации и искажениям - им как номадам отводилась либо роль паразитов на теле человечества, либо, в лучшем случае, роль статистов в мировой истории.
И в этом смысле расцвет мифологизированной истории связан с тем, что она является "мобилизатором этничности", причем особенная нужда в ее инструментальном характере проявляется именно в переломные моменты развития общества. В различных странах характер проявления мифологизированной истории связан с особенностями этнических и политических процессов: в Кыргызстане она должна поддержать политическую стабильность, в Туркмении и Узбекистане - легализовать режим, границы, внешнюю и внутреннюю политику, в Азербайджане - фундировать закрепление Нагорного Карабаха… Тюркоязычные народы, не имеющие государственности, используют ее для закрепления статуса автохтонных народов с целью противодействия захвату своих земель. Таким образом, мифологизированная история имеет свои функции и задачи, отличающие ее от исторической науки.
Под мифологизацией истории понимается процесс создания ненаучной версии прошлого, в основе которой лежит структура мифа: представление о "Золотом веке", культуртрегерской и миссионерской роли, выполняемой предками данного этноса или группы; коварных врагах, присвоивших все достижения и территорию обитания, которая была намного шире; возвращение этой "славной старины".
Как вариант мифологизированной истории рассматривается этногенетический миф, но в отличие от первой он создавался народом в тот период, когда еще не было знаний о природе и человеке, и предназначался для объяснения существующих реалий: происхождения этноса и его соседей, получения территории, взаимоотношений с другими народами. Мифологизированная же история конструируется отдельным человеком или группой интеллектуалов и объясняет те же процессы, но при этом не только не опирается на данные науки, но и опровергает их, для чего нередко применяется "теория заговора". Мифологизированная история в условиях, например, тоталитарного общества принимает характер официальной истории, поскольку должна подтвердить законность правления определенного лица, группы, этноса.
Вышеназванная функция мифологизированной истории определяет ее негативное воздействие на общество, поскольку оправдывает подавление народа. Однако этим ее роль в политике не исчерпывается: она создает почву для межгосударственных, межэтнических, этноконфессиональных конфликтов и территориальных споров. Результатами воздействия ее на массы являются искаженное историческое самосознание, ксенофобия. И, конечно же, торжество мифологизированной истории происходит за счет подавления исторической истины. Необходимость изучения такого влияния на общество и нейтрализации его последствий тоже актуализирует постановку данной проблемы.
Возникновение мифологизированной истории и ее активизация в переломные моменты жизни общества является в то же время закономерным явлением, поэтому нельзя отрицать ее существования и в нашей стране, о чем говорит президент РК Нурсултан Назарбаев. Действительно, в Казахстане, где проживают представители различных конфессий и более сотни народов, развитие сюжетов мифологизированной истории, подразумевающей в том числе и создание "образа врага", может привести к подрыву стабильности в межэтнических и межконфессиональных отношениях. Следует учитывать, что поощрение мифологизации в соседних государствах при эксплуатации сюжетов об автохтонности и захвате их территорий тоже является фактором угрозы национальной безопасности нашей страны.
Мифологизированная история не является формой научного знания, она объясняет отдельные явления вне связи с другими явлениями и имеющимися в науке фактами, и выводы ее противоречат исторической науке. Для их подтверждения она использует определенные методы и источники.
Мифы создаются, как правило, представителями технических наук, считающими, что история Казахстана создавалась по заказу и сегодня нуждается в переписывании. Характерно даже название одной из книг - "Альтернативная история Казахстана". Все это сочетается с существованием родоплеменной структуры. В последнее время появилось много литературы, посвященной отдельным племенам. Наряду с работами профессиональных историков, основанными на средневековых восточных источниках и освещающими ранее неизвестные страницы летописи тюркских племен, публикуются и работы дилетантов. Главная цель этих "исследований" - удревнение прошлого того или иного племени, рода, жуза. Такое внимание к истории племен было замечено и зарубежными исследователями.
Мифологизации подвергся и сам образ жизни казахов. Появился тезис о том, что казахи и их предки вовсе не были преимущественно кочевым скотоводческим народом, а являлись носителями развитой земледельческой культуры.
Таким образом, Казахстан тоже не избежал поветрия, связанного с мифотворчеством. Во многом это объясняется не искорененной до конца кочевой традицией разделения на родоплеменные группы. Группоцентрически ориентированные мифологизаторы создают приукрашенные истории своих родов, уводят их основание в глубокую древность. Недостаточно подготовленные "исследователи" не разделяют установившийся в науке взгляд на такие процессы, как сложение государственности и этноса, и поэтому автоматически зачисляют великого воителя Чингиз-хана в казахи. Получила в Казахстане определенное распространение и "новая хронология". Как и везде, происходит углубление истории народа до шумерского государства. Возможно, это явление можно объяснить реакцией на выпады отдельных российских политиков о природной дикости кочевников, их неспособности создавать государства и культуру.
Когда общество нуждается в мифах, их появляется очень много. То есть спрос рождает предложение. И каждый, кому не лень, занимается изобретением этих мифов. При этом общество осуществляет нечто вроде их селекции: какие-то из мифов приживаются, другие отвергаются, а третьи существуют в каком-то латентном состоянии.
2. Мифологизированная история является оппозицией науке, выводы ее находятся в противоречии со всем ходом исторического развития. Она прибегает к различным приемам и методам, среди которых наиболее распространенными являются следующие: случайные созвучия имен и этнонимов, воспринимаемые как закономерные; метод презентизма, объясняющий все явления древности у различных народов реалиями своей истории и своим личным опытом. Источниками для мифотворцев служат гипотезы, устаревшие и неправильно объясненные данные. Наиболее ранней формой существования мифологизированной истории является этногенетический миф. Среди наиболее распространенных форм мифологизированной истории следует назвать индивидуальную и групповую память, этнические стереотипы, изобретенную традицию.
Все сказанное свидетельствует о том, что мифологизированная история в целом играет негативную роль, поскольку она затрудняет развитие науки, деформирует национальное сознание, является фактором дезинтеграции и разобщения, служит инструментом в руках политиков, оправдывая их действия, в том числе и войны.
С фальсификацией истории нужно бороться, противопоставляя ей строгий научный подход, который базируется на глубокой источниковедческой и историографической базе, а не на каких-то домыслах и высосанных из пальца фактах, не имеющих никакого отношения к исторической истине и, более того, искажающих историю.
Асылбек Бисенбаев,
кандидат исторических наук:
1. Дилетанты всегда были в науке, и с ними всегда шла борьба. Результатом этой борьбы становились научные открытия, появление новых гипотез и даже научных школ. Но современные дилетанты от истории стали оружием массового поражения, от которого нет спасения ни ученому, ни читателю, ни учащемуся. Их можно разделить на несколько категорий.
Первая - "специалисты-новаторы", стремящиеся сказать новое слово в науке. Как правило, это представители других наук, которым история кажется весьма доступной и не требующей серьезной подготовки дисциплиной. Здесь можно открыть такое, что и не снилось десяткам мудрецов. Их труды в большинстве случаев имеют псевдопатриотическую направленность. Дилетанты доказывают, что первые люди были казахами (русскими, украинцами и т.д. - в зависимости от национальности "исследователя"). Что именно они изобрели орудия труда, приручили лошадь, придумали алфавит… А "официальная наука" в их глазах является продажной, косной, далекой от интересов народа.
Вторая группа - конспирологи. Они твердо убеждены в существовании тайного правительства, мировой закулисы, масонского заговора, инопланетного управления историческим процессом. Им кажется, что все проблемы - бедность, коррупция, отсутствие технологического прогресса, культурная отсталость и многое другое - вызваны внешним воздействием, а не внутренними причинами. Легко списать все беды, скажем, России на рептилоидов, которые под маской обычных людей препятствуют развитию духовной цивилизации. Или увидеть истоки коррупции в Казахстане в заговоре мировой закулисы.
Третья группа - искренне стремящиеся сказать свое слово в науке. Но вреда от них не меньше. Зачем читать книги, сидеть в архивах, заниматься поиском данных? Ведь все можно найти в Интернете, а значит, достаточно прочитать пару популярных переложений учебников, чтобы возомнить себя специалистом и выдвинуть сногсшибательную теорию. Например, шумеры были казахами, или этруски - русскими… Эта ниша является хорошим средством выворачивать карманы доверчивых читателей. Полки книжных магазинов забиты подобной литературой.
Мы живем в проблемное время, когда люди ищут ответы на самые важные жизненные вопросы. Можно попробовать разобраться в ситуации, попытаться изменить существующее положение, а можно все списать на масонов или инопланетян и примириться с действительностью. Для первых важен научный анализ, для вторых достаточно придумать очередной миф, чтобы забыться.
2. Для решения проблемы необходимо поднять уровень исторических исследований. А здесь пока еще много сложностей - от политической конъюнктуры, отсутствия необходимых средств, низкого качества подготовки специалистов до элементарного нежелания заниматься трудными вопросами научного поиска. Затем необходимо решить проблему популяризации исторического наследия - книги, фильмы, пьесы, музеи. Это направление просто отсутствует. А те работы, которые есть, не выдерживают никакой критики. Необходимо общее повышение культуры населения. Качество образования упало, культурная политика весьма слаба. Количество дилетантов в стране резко возросло. А дилетанты не могут бороться с дилетантами. Поэтому ждать быстрых позитивных изменений не приходится. Кенже Татиля 5.12.2014
|