ИГ чеканит свою монету. "Халифат" строит государство и готовится к великой битве с "неверными", - И.Панкратенко 11:40 10.12.2014
Президент Сирии Башар Асад заявил, что авиаудары, которые международная коалиция наносит по позициям боевиков "Исламского государства", малоэффективны и существенного влияния на исламистов не оказывают. Своеобразным подтверждением его слов стало пришедшее затем сообщение о том, что руководство ИГ планирует приступить к чеканке собственной монеты, которая будет иметь хождение по всей территории халифата.
Как сообщило "министерство информации Исламского государства" - такое уже существует и активно действует - выпускаемая валюта должна вытеснить из обращения как валюты государств, на территории которых действуют исламисты, так и "деньги угнетателей мусульман" - доллары. Кроме того, вводимые в обращение монеты должны, по уверениям "министерства", способствовать прекращению ростовщичества и "неправедной лихвы" банков – начисления процентов, которые запрещены исламом.
Из всех действующих на сегодняшний день исламистских группировок, ИГ - она же халифат - самая богатая. Еще несколько месяцев назад ее активы оценивались в миллиард долларов. Пресловутая "Аль-Каида" по своим финансовым, организационным и военным возможностям, что называется, и рядом не стоит с халифатом. А многочисленные исламистские группировки по всему миру приносят руководителю этого "государства", бывшему активисту партии БААС Саддама Хусейна, Абу Бакру аль-Багдади, присягу на верность.
Возможно, для успешного хождения собственной валюты всех экономических, политических и военных возможностей "Исламского государства" сегодня еще недостаточно. Но для того, чтобы понять всю сложность и неоднозначность ситуации, складывающейся вокруг этой группировки и халифата в целом, чеканка собственной монеты и другие столь же красноречивые шаги руководства ИГ "информации к размышлению" дают более чем достаточно.
Сегодня, всего несколько месяцев после того, как "Исламское государство" вышло на региональную арену, можно с полной уверенностью утверждать: его лидеры переиграли своих спонсоров и кураторов. Они вышли из-под их контроля и стали проводить самостоятельную политику, конечная цель которой – создание на территории от Ирака до Синая, от Леванта до Аравии нового независимого государства, построенного на "принципах ислама".
И есть все основания утверждать, что при определенных условиях "проект халифат" вполне может оказаться успешным.
В первую очередь – потому, что идея этого "халифата", исламского государства, построенного на принципах социальной справедливости и противостояния политике западного неоколониализма, пользуется сегодня на Ближнем и Среднем Востоке, во всей мусульманской умме, огромной популярностью.
Помогая предтече "халифата", группировке ИГИЛ встать на крыло, рассматривая ее как очередной инструмент для свержения Башара Асада в Сирии и Нури аль-Малики в Ираке, западные архитекторы "Большого Ближнего Востока" и представить себе не могли, кого именно они назначают "прорабами перестройки" региона. И уж тем более никто из "кукловодов" в Эр-Рияде и Вашингтоне не мог предположить того, насколько благодатной и удобренной окажется почва для идей, пропагандируемых лидерами этой группировки.
Все играли в традиционные политические шахматы – ход здесь, ход там, наши – "белые", не наши – "черные", эту фигуру с доски убрать, а эту пешку сделать ферзем. После "арабской весны" никто не понял, а многие не понимают и до сих пор, что привычной "шахматной доски" больше нет, а традиционные фигуры имеют теперь совершенно другое значение.
"Арабская весна" породила в широких массах, особенно у молодежи, разочарование. Ведь главными в ней были не "Твиттер" и "Фейсбук", не политика "экспорта демократии", проводимая государственным департаментом США, хотя все это, конечно, присутствовало. Главными в ней были растущая нищета и безработица, отсутствие социальных лифтов, клановость и коррупция. Шикарные отели – и лачуги, в которых ютятся семьи, живущие на доллар-полтора в день, и это еще очень хорошо. "Общество потребления" для элиты – и поденщина с полным отсутствием перспектив для всех остальных. Запад выкачивал ресурсы, а взамен предлагал "глянец" своего образа жизни, который полностью противоречил традиционным ценностям.
Но много ли изменилось после "весны"? "Исламская оппозиция", те же "братья-мусульмане", взлетевшие к власти, откровенно обанкротились. Их сменили другие, "новые" лидеры из "старых" элит.
Но в том и проблема, что это все "шум в верхушках деревьев", так и не решивший важнейших социально-экономических проблем Ближнего и Среднего Востока. Каждый пятый житель региона сегодня – в возрасте от 15 до 24 лет. Чтобы обеспечить их работой, к 2020 году нужно создать 105 - повторю прописью, сто пять миллионов - рабочих мест. Экономике региона такое не под силу, а экономике "глобальной", контролируемой Западом, такое количество рабочих рук попросту не нужно. Словом, все надежды, которые та же арабская молодежь возлагала на "весну", оказались тщетными.
Разочаровавшись в "арабской весне" и ее лидерах, молодежь обрела новую иллюзию – о "золотом веке", о средневековом халифате, где царила справедливость шариата, а Западу, покушавшемуся на благополучие мусульманской уммы, давали отпор огнем и мечом, попутно расширяя пределы "земли ислама".
Лидеры "Исламского государства" сумели оседлать эту иллюзию, заявив на весь мир, что "джихад" - это нужно и важно. Но необходимо еще и создание государства мусульман, где все будет так, как было в "золотом средневековье", где ислам вернется к своим изначальным, незамутненным последующими лукавыми толкованиями истокам.
Аль-Багдади и его окружение выглядят фанатиками. Но их фанатизм не мешает им одновременно быть и прагматичными строителями нового государства. Которое, по их мнению, должно возникнуть в результате войны мусульман с неверными из США и Европы, опирающихся на своих "местных прислужников".
В ходе масштабного опроса, проводившегося почти два года (2007-2009), в "основных" мусульманских странах - Египте, Индонезии, Марокко и Пакистане - почти 80 процентов опрошенных заявили, что США и Запад в целом стремятся ограбить и подчинить себе "исламский мир".
В Индонезии и Пакистане так считали 73 процента, в Египте – 92 процента. Думаю, если бы подобные опросы были проведены в "благополучных" странах арабского Востока – Саудовской Аравии, ОАЭ или Катаре - то количество негативно отзывающихся о США если и было бы меньшим, то ненамного.
Собственно, в этих цифрах и ответ на вопрос об истоках массовой поддержки "Исламского государства", и о примерном объеме добровольных пожертвований, которые получили и еще могут получить создатели халифата.
Аль-Багдади и его окружение все это учли. Первое, что они сделали после того, как им удалось захватить часть сирийской и иракской территории – "кинули" своих американских и саудовских кураторов. Второе – на взятых под контроль землях начали государственное строительство.
Вся идеологическая программа ИГ, по большому счету, сводится к формуле "Мир хижинам, война дворцам". Хижинам, разумеется, "восточным", мусульманским. Дворцам, соответственно, западным.
На подконтрольных территориях, которые разбиты на пять "велайятов"-провинций, создана и действует гражданская администрация, религиозная и налоговая полиции, агентства по сбору закята. Это - обязательный годовой налог, обычно 2,5 процента, который каждый мусульманин, обладающий состоянием, превышающим стоимость нисаба – 85 граммов золота - обязан внести в пользу нуждающихся.
Дополнительными налогами обложены бизнес и торговля, которые ведутся на территориях халифата. Основными источниками доходов по-прежнему остаются продажа нефти, доходы от контрабанды, торговля захваченным антиквариатом и выкупы, вносимые за заложников.
Но далеко не все деньги расходуются "на войну". Постепенно разворачиваются службы социальной поддержки, школы, больницы и даже "Бюро по защите прав потребителей", имеющее право плетьми наказывать торговцев за недобросовестность.
Представители администрации контролируют цены на продовольственных рынках и размеры квартирной платы, взимаемые владельцами жилья с арендаторов. На подконтрольных "Исламскому государству" территориях внедряется "закон и порядок", что встречает только одобрение населения, уставшего от нестабильности и войны всех против всех.
Я уже говорил о несочетаемых, на первый взгляд, понятиях – "фанатизме" и "прагматизме" руководителей халифата. Добавлю пару штрихов: на захваченных исламистами нефтяных месторождениях, на сложных инженерных сооружениях со специалистами- "немусульманами" заключаются контракты о продолжении работы. Им и членам их семей гарантируется безопасность, и даже разрешено не соблюдать требования ислама в отношении того же спиртного. При условии, разумеется, что употреблять они его будут дома, при закрытых, что называется дверях.
"Фанатики" халифата совершенно спокойно, без особых предрассудков, общаются даже с иностранными банкирами, ведут с ними совместные операции в Турции. О финансовом закулисье халифата и связях с западными банкирами многое могла бы рассказать талантливая журналистка Серена Чихим, американка по паспорту и ливанка по происхождению, работавшая на иранский новостной канал "Пресс ТВ". К сожалению, уже не расскажет никогда: на сирийско-турецкой границе ее автомобиль протаранил грузовик. Она погибла, ее видеооператор был тяжело ранен, а видеокассеты и ноутбук, где хранились результаты расследования, бесследно исчезли…
Численность вооруженных сил "Исламского государства" оценивается в тридцать одну тысячу человек. Казалось бы, не так уж много. Но в условиях арабского Востока, в сравнении с той же армией Ирака, где, как выяснилось, общее количество "мертвых душ", внесенных в списки, но никакого отношения к армии не имеющих, составляет около 50 тысяч, вполне достаточно. По сведениям из различных источников, около тысячи командиров армии халифата являются кадровыми офицерами. А количество захваченного исламистами вооружения и армейского имущества таково, что позволяет не только оснастить своих бойцов, но и вооружать как арабские племена, приносящие халифу аль-Багдади клятву на верность, так и "интернационалистов", прибывающих под знамена джихада из Европы, Средней Азии и других мест.
Сегодня руководство "Исламского государства" делает все, чтобы стать государством без кавычек. Удастся ли его лидерам довести задуманное до конца? Вопрос остается открытым.
Аргумент о том, что "Запад этого не позволит", здесь не работает. В Белом доме господствует точка зрения о том, что борьба с "Исламским государством" – отнюдь не главная задача американской внешней политики. И отставка главы Пентагона Чака Хейгела, настаивавшего вместе с другими высокопоставленными американскими военачальниками на мощном ударе по ИГ и отправке в Ирак экспедиционного корпуса - дополнительное тому подтверждение.
Главной целью администрации Белого дома по-прежнему остается Башар Асад.
На протяжении всех шести месяцев активности и успехов "Исламского государства", по большому счету, ни в США, ни в Израиле его не воспринимали как некую слишком уж серьезную угрозу. Конечно, Эр-Рияд несколько другого мнения, но это не имеет принципиального значения, если династии будут предоставлены гарантии того, что экспансия халифата не будет направлена на королевство.
А с недавнего времени в вашингтонских коридорах власти и в экспертной среде начала гулять идея о том, что "Исламское государство" - это ведь еще и дополнительный инструмент сдерживания Ирана и контроля за целым рядом арабских государств – тех же Ирака и Египта.
"Средневековье", "исламский фундаментализм", публичные казни и массовые расправы над "иноверцами"? Да помилуйте, когда и где это смущало Вашингтон? В Саудовской Аравии и других монархиях Персидского залива? Или в находившемся под контролем талибов Афганистане, с которыми США вели активные переговоры и готовы были признать их режим в обмен на лояльность к некоторым "нефтяным и газовым" проектам?
Так что при определенных условиях США и Евросоюз, демонизирующие сегодня халифат, вполне могут вступить с ним в переговоры, а там и до признания дойдет. Дело, в общем-то привычное. Впрочем, независимо от того, что решат в Вашингтоне и Брюсселе, аль-Багдади и его окружение сегодня активно и при массовой поддержке упорно и методично строят сегодня свое "государство мечты". Строят достаточно успешно. Их не особо волнует позиция Запада: США объявляют о начале бомбардировок – а на следующий день руководство ИГ публикует правила работы журналистов на подконтрольной боевикам территории. Коалиция обсуждает вопрос об увеличении интенсивности бомбовых ударов – а "министерство информации" исламистов начинает выпуск иллюстрированного журнала.
Их прагматизм в вопросах государственного строительства сочетается с восточным фатализмом. И верой в то, что они работают над исполнением древнего пророчества.
Ведь в мусульманских преданиях-хадисах существует предсказание о том, что великая битва между исламом и неверными, после которой наступит конец старого мира, а для правоверных наступит мир и процветание, произойдет близ сирийского города Дабик, расположенного на равнине к северу от Алеппо.
Журнал, который издают сегодня в "халифате", так и называется: "Дабик"… Игорь Панкратенко 09.12.2014
|