Как кара-жорго стал общенациональным танцем? Интервью с директором ОФ "Кочмон" Уланом Усойуном 14:54 13.12.2014
Кыргызские традиционные танцы за последний год стали очень популярными в стране. Самый популярный среди них - это танец кара-жорго.
Стал ли кара-жорго общенациональным танцем? Об этом агентство АКИpress решило спросить у активиста и директора ОФ "Кочмон" Улана Усойуна.
- Правда, что это ты раскрутил танец кара-жорго?
Это, наверное, слишком сильно сказано. Просто однажды мы подумали и поставили цель - возродить танец не как шоу, а как массовый танец, имеющий свои корни в прошлом и серьезное будущее. Знаете, среди людей как будто чувствовалась жажда к этому танцу, как будто им чего-то не хватало. Как однажды нам сказал Э.Уметалиев: "Нужно предвидеть инновации будущего".
Я предложил друзьям такой проект - возродить танец. Сделать его популярным через флешмобы. Когда я говорил им, что соберется 500 человек, они не верили, говорили, что не получится собрать столько людей, что я опозорюсь. Но мы начали потихоньку работать: пригласили певцов, танцоров, друзья просто наблюдали. Но в конце поверили, сначала один друг подошел и сказал, что приведет 200 человек. После него подошел другой друг и обещал привести еще 200 человек. В результате решили начать проект немедленно.
Опыт такой работы у меня и у моих друзей был. Поэтому было легко. Репетировали танец 5-6 дней, из них 4 дня очень упорно. Мы хотели сделать этот флешмоб необычным и добавить особый знак кыргызов. На помощь пришел режиссер Тынчтык Турдалиев, который предложил танцевать в виде какой-нибудь буквы. В этот момент с нами был друг в колпаке, на котором была буква Манаса. Турдалиев предложил применить ее в танце. Мы согласились.
Далее мы получили разрешение от мэрии на закрытие дороги.
В результате этот танец стал одним из самых масштабных флешмобов, раньше такие акции в Кыргызстане охватывали не более 15-20 человек. Мы планировали, что танцевать будет пятьсот человек, а пришло более двух с половиной тысяч человек. В центре в виде буквы М танцевали подготовленные двести человек, а вокруг все остальные. В Интернете показали, что было три тысячи человек.
Мы тогда не считали количество людей, мы просто снимали на камеру и танцевали. Позже пираты запустили диски. Танец моментально стал популярным. Однако наша цель была пропагандировать не только танец кара-жорго, мы хотели передать истинный кыргызский дух этого танца.
Раньше в советское время нашим балетмейстерам и хореографам, да собственно всем говорили, что у нас нет своего танца. Мы захотели показать всему миру, что у нас есть свой исконный кыргызский танец.
- Что было дальше?
- После того, как провели флешмоб, руководитель этнокомплекса "Супара" Жаныл эже пригласила к себе, где предложила провести этнодискотеку. Мы согласились и начали подготовку. В это время также шла подготовка к Играм кочевников и туда на этнодискотеку прибыли делегаты тюркоязычных стран, около 150 человек. Представители старшего поколения, люди творчества, бизнесмены и депутаты поддержали нас и даже станцевали вместе с нами.
- Вы изучали историю кыргызских танцев?
- По рассказу Болота Дыйканбаева, у одного хана была лошадь Кара-жорго. Однажды после войны хан возвращался домой с победой. Ближе к айылу лошади сбились с ходу, и люди будто качались на коне, а встречавшие подумали, что это танец победителя. И начали подключаться к их движениям и танцевать, как они.
Про "Бий мерген" есть пятиминутный клип в Интернете.
- А вообще чей это танец? Казахи утверждают, что их, кыргызы считают этот танец своим...
- Танец кара-жорго - это танец кочевников. Где-то его называют танцем, где-то песней, есть, конечно, споры. Этот танец исполняют также монголы. Но они танцуют с раскрытой рукой и немного по-другому. Калмыки танцуют ближе к нашим, но у них называется как танец-тяпка. Они танцуют плавно, но ударив по тяпке рукой. Казахи тоже танцуют у них тоже свои особенности, они танцуют более медленно.
- Есть какие -то правила исполнения?
- Я не критик, не хочу говорить, что хорошо, а что плохо. Главное, чтобы люди танцевали и чувствовали, что это их исконный танец. Но, например,кыргызы из Китая нередко говорили мне, что наши девушки чрезмерно подвижные, руками и ногами делают слишком резкие движения. Мол, рисунок танца в женском варианте должен быть более мягким.
Например, в таких танцах, как "Жинди бий" и "Талма Бий" танцуют только мужчины. В танцах, которые танцуют китайские кыргызы, девушки оттеняют мужчин. Как в кавказских танцах, девушки ведут свою партию нежно. А мужчины, как петухи, показывают соперничество, каждый хочет показать свое превосходство, чтобы понравиться девушке.
Недавно смотрели конкурс красоты "Мисс Бишкека". Там кара-жорго танцевала девушка ростом 180 см. Она своим ростом и исполнением не отличалась от мужчин. У кыргызов также мужчины не прикасались к девушкам, и в танце, когда мужчина опускает голову вперед, она откидывает назад. Он наседает, она уходит в танце. А сейчас иногда просто толкаются.
Но тут, я считаю, главное, чтобы мы, поднимая одно, не потеряли за критикой более важное - объединяющую роль этого танца.
- Когда прошел ваш первый флешмоб?
- В апреле этого года. После этого начали организовывать флешмобы в Корее, Германии, Америке. Мы очень радовались, что танец начал жить своей жизнью. В это вложили свой труд и средства многие люди. Мы просто оказались в нужном месте в нужный час.
- Как у нас снова появился этот танец?
- Первый раз в 2002 году этот танец увидел у китайских кыргызов Болот Дыйканбаев, он предложил его продвигать, но его тогда никто не поддержал. Потом он же первым ивышел с танцем кара-жорго. Именно он, будучи спонсором, снял клип изаписал песню для группы "Санжыра". Он очень старался, но он предприниматель и не хотел сильно пиарить себя. В свое время Кубаныч Эсенбаев приглашал Нурака Абдрахманова, Болота Дыйканбаева и других знаменитых людей и организовал на КТР телепроект "Кыргыз-бийи". Тогда кара-жорго танцевала Анель. В рамках этого проекта состоялось обширное обсуждение, и после этого К.Эсенбаев предложил подготовить Аселю и Анелю танцевать. Потом подключился Элмурат. Их приятную песню народ быстро воспринял. Потом с танцем вышла Мээрим Карыпова, после группа "Муз аман".
Особо нужно подчеркнуть работу Бакыта Мамаева. Говорят, он снял видеоролики под названием "Абышка", "Жинди бий", где танцор в танце поднимаются до тундука. Но эти фильмы не показывают.
- Почему?
- Не знаю, Бакыт Мамаев ролики "Жинди бий" и "Шаман бий" снял первым, раньше хореограф консерватории Зарылбек-агай говорил, что изучал данный танец. Одним словом, до нас вложили большой труд, а мы как будто поймали луч удачи.
В последнее время мы начали продвигать свои проекты один за другим. Посоветовавшись с "Жаштар клубу", мы начали организовать флешмобы в разных местах - торговых центрах, на улицах. Ведь не нужно давать остыть следам и нужно донести танец до каждого. Бизнесмен Рустам Маманов предлагал даже запатентовать название проекта и в 2012 запатентовал проект "Кыргыз кантип бийлеген". По его инициативе начал работать проект "Кыргыз эл бий сынагы".
Также депутат Алтынбек Сулайманов пригласил Рыспека Жабирова, чтобы снять клип "Кыргыз бийи". Он предлагает даже включить танец в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
В этом году был объявлен конкурс кыргызских народных танцев "Улут жузу". Я начал работать с Тургунаалы Жусуп Мамаем, который приехал из Китая. Он правнук известного манасчы Жусуп Мамая. Первый раз его я познакомил с публикой на этнодискотеке, после чего он остался работать со мной.
Мы начали искать спонсоров для раскрутки Тургуналы. В результате в сопровождении Гульжигита Калыкова и Гульзады получился проект "Жалын бий", который занял второе место на конкурсе. И только после этого вышли итоговые танцы: "Бий мерген", "Куштар бийи", "Кыргыз бийи" и другие. В конкурсе приняли участие 70 танцоров, из них во второй тур прошли 40 человек. В последний тур 17 человек.
В общем, в области национального танца текущий год был очень плодотворным. Во время конкурса многие говорили, что мы будем продвигать только кара-жорго, но мы сказали, что дело не в названии, а в возрождении кыргызского танца в целом. Цель и победа - танцевать кыргызские танцы. Кроме танца кара-жорго, сейчас освоен танец "Бий мерген".
Недавно Самара Сагынбаева провела "Бий- батл" в "Бишкек-парке". Это было очень популярно, участвовали участники предыдущих конкурсов. Соперничество было очень сильное, состоялся настоящий батл.
Этнодискотеки и бий-батлы очень перспективны в части работы с молодежью.
- А вы сами танцуете?
- Сам я не танцор, но предложений танцевать сейчас много. Мы с Тургуналы собираем ребят и обучаем их танцам, а они в свою очередь обучают других. Мы распространяем танцы для всех.
Недавно ко Дню студентов на площади организовали этноконцерт и дискотеку "Бит-батл". Молодежи было очень интересно, и они не хотели уходить.
- Улан, помимо этих проектов чем вы занимаетесь?
- Я учусь в Бишкекском гуманитарном университете по специальности "Экология и менеджмент".
- То есть и экология вас волнует?
- Да. В 2012 году я написал проект и выиграл грант по переработке шкур, где изучал отрицательное влияние технологии переработки шкур на экологию. Но в основном сейчас мои проекты в области культуры и искусства.
Мы начали социальный проект "Бош кетпей, ала кет" ("Попутчик"). У вас на сайте писали о нем.
Сейчас есть еще один проект. Вместе с Элери Битикчи организовали курсы "Битик. Кыргыз Жазуусу", где изучаем кыргызскую письменность.
Завершился первый двухнедельный курс, на следующей неделе начнется новый. Мы не хотим навязывать всем кыргызскуюписьменность. Но наша мечта, чтобы кыргызская письменность возродилась.Эти курсы проходят бесплатно, количество желающих растет с каждым днем. Ведь это наша история, наши корни.
- А как вы относитесь к национализму?
- Я считаю себя национал-патриотом, ни в коем случае не национал-шовинистом. Я хочу возродить наши культурные традиции, я хочу, чтобы Кыргызстан процветал.
|