Таджикистан: полевые командиры не уходят на покой, - С.Кожемякин 19:52 17.12.2014
В Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана опять неспокойно. 15 декабря здесь произошли волнения, связанные с задержанием бывшего командира вооруженной таджикской оппозиции. Эти события могут осложнить ситуацию в и без того самом "проблемном" регионе республики.
ЯВЛЯЯСЬ крупнейшим по территории и наименьшим по численности населения регионом Таджикистана, Горный Бадахшан уникален и в социально-политическом плане. В годы гражданской войны автономия являлась оплотом антиправительственных сил. После национального примирения бывшие полевые командиры сохранили здесь значительное влияние. Одним из них является 51-летний Мамадбокир Мамадбокиров, личность по-своему примечательная. Сложив в 1997 году оружие, Мамадбокиров получил должность начальника комендатуры Мургабского погранотряда. На этой должности он находился до 2007 года, а затем возглавил махаллинский совет (орган местного самоуправления) так называемого верхнего города Хорога - административного центра ГБАО. По версии же правоохранительных органов, Мамадбокиров возглавляет преступную группировку из 20-30 человек, занимающуюся контрабандой наркотиков из Афганистана в Киргизию.
В отношении бывшего полевого командира несколько раз возбуждались уголовные дела, в том числе по статьям "Бандитизм", "Применение насилия в отношении представителя власти", "Хулиганство". Однако всякий раз дела прекращались, так и не дойдя до суда. Мамадбокирову сошло с рук даже обвинение в организации беспорядков в 2012 году, когда в ходе столкновений в Хороге погибли несколько десятков человек. Скорее всего власти опасались высокого авторитета Мамадбокирова в Горном Бадахшане и новой вспышки недовольства в случае его ареста. Однако после того, как в мае этого года в автономии снова произошли волнения (протестовавшие даже сожгли местные отделы МВД, прокуратуры и суда), в Душанбе, видимо, решили положить конец этой вольнице. Генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода заявил, что Мамадбокир Мамадбокиров должен быть привлечен к суду и ответить за свои преступления. Именно в этом контексте, на наш взгляд, следует рассматривать события 15 декабря, хотя стороны конфликта излагают разные версии случившегося. По информации Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ), в этот день Мамадбокиров вместе с группой правонарушителей ворвался в отдел Управления ГКНБ по Горно-Бадахшанской автономной области в Хороге. Там он избил рукояткой пистолета одного из сотрудников, и был задержан. После проведения профилактической беседы Мамадбокирова отпустили под подписку о невыезде, возбудив при этом уголовное дело.
Оппозиция между тем настаивает на иной версии. По словам главы местного отделения Социал-демократической партии Алима Шерзамонова, в том самом "верхнем городе", который контролируется Мамадбокировым, появились несколько десятков вооруженных лиц. Они заняли одно из зданий, объявив о создании отдела ГКНБ. Вскоре возле здания собралась толпа. Люди потребовали освободить помещение на том основании, что решением властей здесь должен быть создан клуб. Среди протестовавших находился и бывший полевой командир. Сотрудники спецслужб задержали Мамадбокирова, но под давлением толпы, начавшей перекрывать улицы, отпустили его.
Если проанализировать обе версии, вырисовывается следующая картина: силовики попытались установить контроль над районом, но получили отпор со стороны Мамадбокирова и поддерживающих его жителей. Вероятно, временная неудача не остановит власть: в преддверии парламентских и местных выборов она хочет установить контроль над потенциальными очагами волнений и лишить влияния неформальных лидеров наподобие Мамадбокира Мамадбокирова. Вместе с тем ситуация в Горном Бадахшане может быть использована для дискредитации Партии исламского возрождения - крупнейшей оппозиционной силы Таджикистана. Как бы то ни было, существует опасность углубления конфликта: события последних лет показывают, что бывшие полевые командиры стремятся сохранить свое влияние в автономии и не боятся вступать в открытые столкновения с центральной властью. Сергей КОЖЕМЯКИН №140 (30202) 18 декабря 2014 г.
|