На расстрел "Шарли Эбдо", послесловие, - Д.Лекух и В.Мараховский 11:40 08.01.2015
…Оговорюсь сразу: на мой личный вкус, а я его пару раз листал "в бумаге" и, разумеется, видел карикатуры оттуда в интернете, французский сатирический журнал Charlie Hebdo, выглядит вполне себе отвратительно.
И самый главный его недостаток – он элементарно не смешной.
Отсюда, кстати, наверняка и вся его "смелость" и "эпатажность": когда тебе не хватает таланта просто хорошо делать свою работу, тогда и становится необходимым "включать пиар", а любой шум, кроме некролога, тут только помогает.
Тот же Бидструп, к примеру, никогда подобной "грани Charlie Hebdo" не переходил просто потому, что ему это было не нужно: он здорово и смешно рисовал, и ему этого было вполне достаточно.
Не в этом дело.
Ситуация вокруг того, что случилось намедни в славном городе Париже, значительно глубже и страшней. И как бы я лично плохо не относился к этой, будем называть вещи своими именами, помойке, - не может быть оправдана по причинам чисто цивилизационным: это просто неприемлемо, да и все.
Нельзя стрелять в пианиста.
Просто нельзя.
И не потому, что сами "пианисты" хорошие люди: многие даже из тех, кого я знаю лично – те еще подонки.
Это как раз одно из тех безусловных табу, на которых вообще держится вся европейская культура, - неважно, французская, англосаксонская, германская, русская, - любая. Причем табу глубочайшее: идущее от традиций кельтских "филидов" с их "поносными песнями", которые тоже ой как многим не нравились, и германских "бардов".
И размышлять на тему "а почему это плохо" - это приблизительно как размышлять "а почему плохо спать с матерью или сестрой" или "а чего плохого в гомосексуальном контакте с маленьким мальчиком": нет, всякое, разумеется, случается, тут кто бы спорил, - но человек даже размышляющий на эти темы должен понимать, что он, с точки зрения белой европейской цивилизации – просто моральный урод.
Вот и все.
Это – просто цивилизационный выбор.
И полутонов тут не может быть никаких – или так, или, простите, - так.
А больше никак.
И что еще важно: именно те, кто смеется над "скрепами", "традициями", "сильным государством" и т.д, и т.п., в любом их виде, - должны прекрасно понимать, что и "исламский экстремизм" - это точно такой же "модерн" и "постмодерн" по отношению к "традиционному исламу". И что вот эти вот бородатые дядьки с автоматами, которые почему-то пришли их убивать – их духовные братья.
Просто потому что они точно такие же "модернисты", как и сами "борющиеся с замшелым традиционализмом". Который, видите ли, смеет им говорить, что им что-то "нельзя" просто потому, что "нельзя".
Виктор Мараховский:
НЕ БОИТЕСЬ ГОСУДАРСТВА - БУДЕТЕ БОЯТЬСЯ ОТМОРОЗКОВ ...Группа пожилых карикатуристов, зарабатывавших на жизнь Бросанием Вызовов всему любому за гранью вкуса, и двое охранявших их полицейских - погибли на работе. При этом полицейским, чья работа охранять кого прикажут, не повезло особенно. Что до карикатуристов, то едва ли можно десятилетиями бросаться вызовами как в самые умеренные, так и в самые отмороженные круги общества, и НЕ ожидать, что самые отмороженные круги однажды вызов примут. Собственно, покойники и ожидали: была же у карикатурного журнала охрана.
Но нельзя не отметить и следующее. Если пьяная 15-летняя блондинка в стрингах и ночнушке гуляет ночью по иммигрантскому району, выкрикивая нечто про "чернож**ых чурок", то принимающий ее за нарушение общественного порядка и водворяющий в участок патруль спасает ее своей маленькой репрессией от куда худшей судьбы.
Поэтому в Российской Федерации как довольно реалистичном государстве - есть законы про оскорбление чувств и разжигание. Их по ошибке считают законами, направленными против креаклиата. На самом деле они защищают креаклиат от общества, ибо не дают наиболее отмороженным общественным кругам ощущать себя единственным рубежом защиты от оскорблений.
В конкретной Франции живут миллионы граждан и понаехавших, которым религиозно-правовые принципы (их так воспитывали) разрешают мстить за оскорбительные карикатуры физическим истреблением.
Следовательно, французское государство, никак не ограничивающее свободное распространение оскорбительных карикатур, отстаивает некий принцип свободы в ущерб реализму.
А далее, в полном соответствии с умным китайским мыслителем, "все рано или поздно приходит к вырождению". То есть сегодня конкретная западноевропейская страна живет уже в эпохе, когда - это очень важно - свобода самовыражения креаклиата ограничивается не государственными законами, а тупо страхом перед внеправовой расправой со стороны отморозков.
И никакие толпы соболезнующих этого страха не отменяют.
Отказываясь от монополии на насилие хоть в чем-то, государство передает свое право на насилие отморозкам. Это и есть его вырождение.
Дмитрий Лекух, Виктор Мараховский 8 января 2015
|