Закон о блогерах в Узбекистане позволяет применять карательные санкции, - Л.Николаева 10:29 12.01.2015
Кто мы? Блогеры, журналюги или наблюдатели?
Недавно встретила старого знакомого, которого уволили из многих редакций по причине пьянства и склочного характера. На традиционный в журналистской среде вопрос, ты сейчас где,заплетающимся языком ответил: "Блогер я. Свой блог теперь веду, и не нужна мне редакция!" "Ну, тогда я - королева Виктория", - подумала я, а вслух поинтересовалась, где же можно почитать его творения (не отнимать же последнюю надежду у человека).
Как выяснилось позже, почитать нельзя нигде, и сколько бы раз я не меняла задачу для поиска, новоявленного блогера не нашла. Иронию свою считаю оправданной еще и в связи с тем, что имею сложившееся представление о блогосфере, поскольку постоянно читаю известных российских блогеров, имеющих огромную аудиторию и влияние на нее, авторов, на которые ссылаются ведущие информационные сайты, поднимающих актуальные темы и имеющих собственное мнение.
И это не только журналисты, а известные политики, общественные деятели, люди искусства. Для меня блогер - это вполне весомое понятие, с рядом составляющих, включая большую ответственность за сказанное. Ведь не зря же, к примеру, в Америке уже появилась новая профессия - блогер. А российские блогеры разработали заповеди блогера, которые сравнимы с профессиональным Кодексом чести.
Чертыхаясь, на всякий случай я еще раз прочитала вышедший недавно у нас закон о блогерах и с удивлением поняла, что сильно погорячилась, и по закону мой собеседник прав - ибо нынче каждый вправе называться блогером, хотя ничего интересного из себя и не представляет.
Но лучше по порядку.
В начале сентября прошлого года в закон "Об информатизации" включены понятие "блогер" и статья, регламентирующая "распространение общедоступной информации" в Интернете.
Закон "Об информатизации", принятый в декабре 2003 года, дополнен определением "блогер" - это "физическое лицо, размещающее на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями информации".
Благодаря нововведению получается, что все пользователи Интернета в Узбекистане теперь поголовно - блогеры. По причине того, что в законе отсутствует четкое толкование понятия "блогер".
Законодатели как-то не придали значения тому, что тем самым они дали возможность двоякого толкования статьи в правоприменительной практике, они просто развязали руки желающим истолковывать закон как им удобно, т.е. в своих интересах и соответственно применять карательные санкции. Ибо в статье отсутствуют как количественные, так и качественные параметры, по которым следует квалифицировать пользователя, как блогера. К примеру, в российском законодательстве блогером считается физическое лицо, интернет- ресурс или страничка в социальных сетях, которые посещает за день не менее трех тысяч индивидуальных пользователей. При этом россияне столкнулись с проблемой "как считать?", поскольку Фейсбук, Твиттер, другие крупные интернет-ресурсы отказались предоставить информацию такого рода.
Получается, что в соответствии с узбекистанским законодательством блогером можно признать любого пользователя, включая и тех, кто оставил пару комментариев в соцсети. Что, собственно, и вызвало бурное обсуждение закона в сетях и породило множество кривотолков…
Попытки прояснить ситуацию со стороны "айтищников" прозвучали как-то невнятно и вызвали еще больше вопросов. К примеру, было сказано, что под блогером стоит понимать не каждого пользователя, публикующего что-либо в Интернете, а только того, кто "системным образом информирует общественность, формирует общественное сознание по общественно-политической и социально-экономической тематике".
"Если человек пишет что-то личное, что-то из своей жизни, это под закон не подпадает", - уточнил выступающий на пресс-конференции. Отдавая должное объективности версии, можно сделать вывод, что "разрешено все, что не запрещено". Однако как говорил известный герой, "меня терзают смутные сомнения". Очевидно, что журналистский корпус по-прежнему терзают те же сомнения по поводу присутствия в новом законе белых пятен, которые и позволяют в судебной практике обеим сторонам - участникам процесса руководствоваться известным постулатом "закон, что дышло, как повернешь, так и вышло".
К примеру, сразу напрашивается вопрос относительно "системности информирования общественности", если конкретно, то это сколько публикаций и за какой период? В день, за неделю или месяц? И относятся ли к этому публикации фото, комментариев, размещение видео? Словом, вопросов без ответов предостаточно.
Возможно, все это сделано с замахом на перспективу и возможность совершенствования закона с учетом практики. И это было бы логично, с учетом того обстоятельства, что и блогосферы как таковой в стране пока нет, как и платформы для ее размещения. Можно, конечно назвать пару-тройку имен, но в целом это погоды не делает. Пока что мы наблюдаем зачаточное состояние блогосферы и какое-то искривленное представление о блогерах.
Автор никак не претендует на право определять или судить, кому быть или называться блогером, это прерогатива закона и читателей, которые сами выбирают, кого им читать. Но хотелось бы подчеркнуть, что всего несколько лет тому назад появился термин "журналюги". И дело здесь не в чувстве юмора, а в презрительно-уничижительном оттенке, который говорит и о падении престижа профессии журналиста. Судя по употреблению термина журналюги - это рвачи, лгуны, люди без чести и совести, как говорится, ниже плинтуса.
Докатились, и немалую роль в этом сыграли вот такие псевдоблогеры, о которых шла речь выше. И это при том, что в ряде стран блогеров уже приравняли к СМИ, и они имеют огромное влияние в обществе. Еще бы, ведь число подписчиков таковых исчисляется уже сотнями тысяч и даже миллионами, а это в разы больше, чем тиражи популярных печатных изданий.
Специалисты отмечают значительный отток рекламы в популярные блоги, к примеру, самая дорогая реклама в блоге известного дизайнера Артемия Лебедева. Существует множество рейтингов для блогеров, где их творчество оценивается по различным параметрам, включая ссылки на них и степень влиятельности. Словом, мировые тенденции таковы, что настоящая журналистика смещается в блоги. Конечно, можно было бы и "не заморачиваться" относительно нашего нововведения по поводу блогеров.
Но как бы то ни было, все это довольно скоро придет и к нам, а потому хотелось бы какой-то ясности и определенности. Ведь время для этого еще есть.
Любовь НИКОЛАЕВА 10-01-2015,
|