Парижские уроки для Европы, - С.Кожемякин 19:19 12.01.2015
Всколыхнувшие весь мир теракты в Париже стали важным сигналом того, что европейская цивилизация серьезно больна. Насаждение либеральных ценностей, политика мультикультурализма и заигрывание с радикальным исламизмом – главные симптомы этой болезни, лечить которую, судя по всему, никто не собирается.
***
Один из признаков приближающегося краха социальной системы – это постоянное воспроизводство кризиса. Любое решение, которое должно, по задумке инициаторов, оздоровить систему, только углубляет кризис, приближая неминуемую развязку. Связано это с тем, что поверхностные меры не затрагивают сути строя, а косметический ремонт здания, фундамент которого вот-вот рассыплется, лишь повышает риск обрушения. И неважно, что это за меры – либеральные послабления или, наоборот, "закручивание гаек", события приобретают характер воронки, в которую со все большей стремительностью засасывается система, а все ее составные части – органы власти, структуры, отвечающие за безопасность, и даже межличностные отношения граждан – деградируют и распадаются. После этого достаточно небольшого толчка извне (военное вторжение) или изнутри (социальный взрыв), чтобы произошел крах. История знает немало примеров подобных обрушений. Запоздалые реформы Людовика XVI не смогли остановить Великой французской революции, а безостановочные кадровые перестановки, убийство Распутина и стягивание в Петроград крупных военных сил не спасли царскую Россию от Февральской революции и падения династии. В схожей ситуации, как представляется, оказалась сегодня европейская цивилизация. Признаков ее кризиса было много, но наиболее ярким и показательным стал расстрел 7 января в Париже редакции сатирического еженедельника "Шарли Эбдо". Эти события освещались подробно самыми разными средствами массовой информации, но мало кто увидел в них крайне тревожный симптом опасной болезни европейской и всей западной цивилизации.
Напомним, что в результате теракта погибли 12 человек, включая главного редактора газеты Стефана Шарбонье. Это преступление вызвало ряд других инцидентов, развивавшихся как по цепочке, – поджоги мечетей, захват заложников в парижском магазине кошерной продукции и т.д. Уже по факту произошедшего власти Франции стали принимать меры по усилению мер безопасности. Из уст депутатов Национального собрания даже раздавались призывы к срочному введению чрезвычайного положения. Однако эти шаги, равно как и грандиозные марши "единства и скорби", не смогут остановить уже раскрученную воронку насилия. Как раз наоборот: подобные решения только углубят системный кризис, в который уже втянута Европа.
***
Первой причиной этого кризиса является коллапс либеральной концепции, идеи свободы в ее западно-капиталистическом понимании. Изначально заложенные в них противоречия хорошо видны на примере так называемой политики мультикультурализма. С одной стороны, упрощенные нормы законодательства привели к широкому притоку мигрантов из стран Азии и Африки. Во Франции их доля в общей численности населения уже превышает 10%, ненамного отстали Германия и Великобритания. Давно изученный (в том числе европейскими учеными) и известный факт, что неконтролируемое переселение значительного числа представителей принципиально иной культуры неизбежно приводит к конфликтам, был принесен в жертву либеральным мифам. Попытки напомнить о негативных последствиях такой практики клеймились (и продолжают клеймиться) как авторитарное мышление и нарушение прав человека.
Вместе с тем либеральная концепция свободы отличается игнорированием социального аспекта. Заявляя о правах человека, капитализм не предлагает их конкретного воплощения в виде всеобщего права на труд, равный доступ к образованию и медобслуживанию. Особенно ясно это становится сейчас, в период сворачивания "государства всеобщего благосостояния" и нового наступления неолиберальных догм. Обосновываясь в Европе, иммигранты, как правило, пополняют ряды безработных, либо трудятся на низкооплачиваемых, непрестижных должностях в сфере услуг. Это приводит к высокому уровню преступности и популярности радикальных, в том числе исламистских идей.
Между тем Европа всячески обостряет этот заложенный в практике мультикультурализма конфликт. Под личиной толерантности либерализм объявил войну ценностям, будь то семейные, религиозные или культурно-нравственные. Тотальное потребительство не оставляет места идеям и нормам, противоречащим убогой и отупляюще плоской системе координат. Ни одна из ее осей не имеет духовного, морального направления. Все они привязаны к примитивному набору жизненных целей, объявляемых единственно приемлемыми: хорошо питаться, хорошо одеваться и быть сексуально удовлетворенным.
Символом этой "свободы" (точнее, ее потребительского эрзаца) стала деятельность газеты "Шарли Эбдо". Ореол мученичества, покрывающий сегодня это издание, не должен скрыть от нас истину, заключающуюся в том, что "Шарли Эбдо" занималась провокационной (хотя в современном европейском обществе это понятие фактически изъято из обихода) деятельностью. Вызвавшие десять лет назад волну недовольства в исламском мире карикатуры на пророка Мухаммеда в датской газете Jyllands-Posten – образец вежливости по сравнению с тем, что публиковал французский еженедельник. Изображать пророков (будь то Мухаммед или Христос) в виде участников извращенных сексуальных актов было одной из любимых тем карикатуристов "Шарли Эбдо".
Безусловно осуждая теракт и бессудную расправу над людьми (большинство которых не имели никакого отношения к скандальному изданию), нужно, однако, помнить, что трагический финал был предопределен. Иммигранты-мусульмане – это не европейские обыватели, для которых нет почти ничего святого. Эти люди живут в своей системе ценностей и не терпят надругательства над этими ценностями. Официальная Европа в этом конфликте, начавшемся давно (достаточно вспомнить убийство режиссера Теодора ван Гога в 2004 г.), однозначно встала на сторону провокаторов, объясняя это защитой свободы слова. Столь примитивное понимание свободы и прав человека открывает дорогу насилию и обостряющемуся противостоянию между коренными европейцами и иммигрантами. Но дело не только в выходцах с Востока. Воинствующий либерализм разрушает саму европейскую цивилизацию изнутри, разлагая ее вседозволенностью, развратом и безответственностью.
***
Второй проблемой, которая была высвечена парижскими терактами, является зависимость Европы от Соединенных Штатов Америки и их совместное участие в губительных авантюрах в исламском мире. Вторжения в Афганистан, Ирак, Ливию, попытки свергнуть законную власть в Сирии породили жуткого монстра – радикальный исламизм. Долгое время Запад пытался (и пытается до сих пор) использовать этого голема в своих целях, забыв о том, что голем может восстать против своего создателя. Это безрассудство сыграло с Европой злую шутку. Разжигая огонь войны у себя под боком, она рано или поздно должна была обжечься сама.
Сегодня в европейских странах действует широко разветвленное исламистское подполье. Да впрочем, часто это никакое не подполье, а полу- или полностью легальные организации, занимающиеся обучением молодых людей фундаменталистским догмам и их вербовкой для участия в боевых действиях в Сирии и Ираке. Только по официальному признанию властей ЕС, на Ближнем Востоке воюют свыше 3 тысяч граждан европейских стран. Среди таких добровольцев были и братья Куаши, напавшие на редакцию "Шарли Эбдо". С 2004 г. они входили в радикальную организацию во главе с проповедником Фаридом Беньету, открыто читавшим свои проповеди в парижских мечетях.
Европа загнала саму себя в глухой тупик, из которого нет выхода, – разве что искать другой путь, кардинально пересмотрев свои цели. Но это вряд ли произойдет. Даже такая кровавая драма, как теракты в Париже, продемонстрировали полное непонимание людьми, ответственными за принятие решений, сложившейся ситуации. Многотысячные акции в поддержку "свободы слова" превратились в шоу – отличающееся лишь по масштабам от других проявлений общества потребления, в т.ч. от деятельности пресловутой "Шарли Эбдо", которая тоже являла собой шоу на потребу низким вкусам.
Это означает одно: кризис в Европе будет набирать обороты, а трагические сводки, как ни печально это сознавать, будут появляться все чаще. Такова плата за ошибки, которые Европа не хочет признать и исправить.
Сергей КОЖЕМЯКИН №1 (14096), 13 января 2015 г.
|