Афганские боевики переходят в наступление, - С.Кожемякин 20:49 16.01.2015
На северных границах Афганистана происходит активизация радикальных исламистских группировок. Тревожная тенденция непосредственно касается республик Центральной Азии. Ряд инцидентов свидетельствуют о том, что ограничиваться собственно афганской территорией боевики не намерены.
В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ минувшего года в Афганистане официально завершилась 13-летняя боевая миссия НАТО. Оккупация не принесла стране ни мира, ни процветания. На значительной территории государства хозяйничают многочисленные экстремистские группировки, причем в последние годы их влияние только возросло. Афганистан превратился в своего рода заповедник, в котором вольготно чувствуют себя террористы самых разных национальностей. Как указывают специалисты, иностранный компонент в этом экстремистском "интернационале" стал превалировать над местным. Все громче заявляют о себе отряды, прибывшие с Ближнего Востока и выступающие под флагом "Исламского государства".
Немало среди членов радикальных организаций выходцев из республик Центральной Азии. Они не скрывают, что их целью являются свержение светских режимов в регионе и замена их властью, основанной на канонах шариата. В связи с этим заслуживает внимания недавнее выступление директора Второго департамента Азии российского министерства иностранных дел Замира Кабулова. По его словам, на северных рубежах Афганистана созданы два "плацдарма": один - в районах, прилегающих к Туркмении, второй - у таджикско-афганской границы. Численность сосредоточенных там боевиков составляет несколько тысяч, кроме того, развернуты лагеря, где прибывающие добровольцы проходят двухмесячную подготовку.
Очевидно, что появление крупных сил исламистов на прежде относительно спокойном севере Афганистана вызвано не только стремлением окружить Кабул и создать новый "фронт" в борьбе с правительственными силами. Активность боевиков направлена и на дестабилизацию обстановки в соседних государствах. Об этом свидетельствуют инциденты последних недель. В конце декабря экстремисты похитили четверых таджикских пограничников. В настоящее время официальные представители Душанбе и Кабула пытаются добиться их освобождения. Участились попытки проникновения через границу наркоторговцев, которые нередко открывают огонь по пограничным нарядам.
Тревожная ситуация сложилась на туркменско-афганских рубежах. После прошлогодних нападений боевиков Ашхабад не только усилил охрану госграницы, но и активизировал поддержку племенных ополчений афганских туркмен, противостоящих экстремистам. Однако противник демонстрирует и лучшую подготовку, и лучшую оснащенность. Это доказали события декабря, когда туркменский отряд самообороны "Эрбеки", а вместе с ним и подразделения афганских правительственных сил вынуждены были оставить уезд Хамьяб провинции Джаузджан (на снимке). Таким образом, боевики вышли непосредственно к туркменской границе. Не исключено, что в ближайшее время исламисты предпримут попытки проникнуть на территорию республики и создать плацдарм теперь уже в Туркмении. При этом главной их целью могут стать крупные нефтегазовые месторождения, расположенные недалеко от туркменско-афганских рубежей.
Активизация боевиков совпала по времени с соглашением о строительстве очередной, четвертой ветки газопровода Туркмения - Китай, которая, в отличие от "предшественниц", пройдет значительно южнее, в том числе по территории Таджикистана. Это делает газопровод потенциально уязвимым для атак афганских экстремистов. Данное обстоятельство позволяет предположить возможность координации действий боевиков и сил, заинтересованных в давлении на КНР. Западная коалиция не очень активно препятствовала усилению радикальных организаций. Например, с ее молчаливого согласия в Афганистане постоянно росло производство наркотиков, средства от торговли которыми идут на финансирование исламистов.
Теперь, когда в стране остался 12-тысячный иностранный контингент, Запад продолжит использовать Афганистан в качестве плацдарма, в том числе для антикитайской политики. Это увеличивает опасность, грозящую центральноазиатским республикам, и требует от них серьезных и скорых решений по укреплению обороноспособности и снижению социальной напряженности, являющейся питательной средой для экстремистских течений.
Сергей КОЖЕМЯКИН №3 (30209) 16-19 января 2015 г.
|