Египет держит руку на пульсе короля Саудовской Аравии. Борьба за трон в Эр-Рияде способна дестабилизировать регион, - Д.Цилюрик-Франц 10:54 21.01.2015
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в понедельник побывал в Саудовской Аравии специально, чтобы навестить в больнице короля Абдаллу ибн Абдель Азиза. Не исключено, что 90-летний монарх, госпитализированный 31 декабря, находится при смерти и в ключевой суннитской стране региона скоро сменится правитель. Между тем у Эр-Рияда положение и так крайне сложное: он оказался между Сциллой и Харибдой – джихадистской группировкой "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ) и шиитским Ираном, а низкие цены на нефть истощают его бюджет.
Только на первый взгляд может показаться странным, что ас-Сиси прибыл в Эр-Рияд лишь затем, чтобы встретиться с находящимся на лечении королем. Египет и Саудовская Аравия – важнейшие союзники, в том числе военные, и королевство поддерживает режим в Северной Африке миллиардами долларов. Стабильность в Каире во многом зависит от стабильности в Эр-Рияде, от положения династии Саудитов. И здоровье короля Абдаллы в этом плане сейчас в центре внимания. По официальным данным, монарх страдает от пневмонии и дышит через трубку. Кроме того, есть утечки, что Абдалле делали интубацию трахеи. Эта процедура проводится только под общей анестезией.
Эр-Рияд играет важную роль в регионе. Помимо Египта, он финансово поддерживает Йемен, где гасит протесты, ливанскую армию, вооруженную сирийскую оппозицию. А в 2011 году Саудовская Аравия вмешалась в ситуацию в Бахрейне, чтобы стабилизировать там режим.
Преемником короля считается его 79-летний единокровный брат, действующий наследный принц Салман ибн Абдель Азиз. Продолжит ли Салман политику неснижения нефтедобычи, направленную на выдавливание с рынка игроков с дорогой нефтью? "Эта политика может не устоять в переходный период, когда будет необходима общественная поддержка", – отмечает британский эксперт Эмад Мостак. "Так как проекты обязательно будут дорожать, а экономика со временем замедлится на фоне продолжающегося падения нефтяных цен, новый король должен заверить население, что субсидии и социальные гарантии будут сохранены", – вторит эксперту американский сайт по проблемам Ближнего Востока Al-Monitor.
В последние месяцы Салман проводил вместо короля встречи с политиками, касающиеся внутренних и международных дел, и поднаторел в дипломатических связях. На посту министра обороны кронпринц активно работал над тем, чтобы в страну не проник ИГИЛ, который в декабре официально заявил в качестве одной из своих целей покорение Саудовской Аравии. "Он знает, как управлять очень сложной организацией, – сказал бывший посол США в Саудовской Аравии Роберт Джордан. – Он знает, что значит справляться сразу с несколькими кризисами или проблемами одновременно и что значит быть жестким в отношении террористов и тех, кто угрожает правительству. Он очень умный, любознательный человек".
Вторым наследным принцем Абдалла в марте 2014 года назначил самого младшего из сыновей своего отца, единокровного брата принца Мукрина ибн Абдель Азиза. "Салман считается консервативным политиком, а Мукрин лоялен Абдалле, так что ни один из них скорее всего не пойдет на слишком смелые преобразования в области внутренних реформ", – пишет американский онлайн-журнал Slate. Назначение 69-летнего Мукрина вторым кронпринцем, впрочем, вызвало неоднозначную реакцию, ведь он обойдет большое количество своих братьев старшего возраста (у Абдель Азиза ибн Сауда было 45 сыновей от 22 жен). Стали поговаривать даже, что Мукрин – сын йеменки, никогда не являвшейся официальной женой ибн Сауда.
Интересно в этой связи напомнить историю, вызвавшую немало гипотез и толков. В июле 2002 года, когда король Фахд ибн Абдель Азиз, который еще в 1995 году пережил обширный инсульт и де-факто передал управление Абдалле – единокровному брату, в течение недели погибли сразу три принца. Сначала 43-летний Ахмед ибн Салман (сын нынешнего кронпринца Салмана) скончался от сердечного приступа в одной из больниц Эр-Рияда. Двоюродный брат покойного, устремившийся на его похороны, 41-летний принц Султан ибн Фейсал ибн Турки по дороге из Джидды в Эр-Рияд погиб в автокатастрофе. Наконец, 25-летний Фахд ибн Турки ибн Сауд аль-Кабир умер от жажды, когда переходил пустыню Римах.
Вероятность дворцовых интриг весьма велика, особенно на уровне третьего поколения. Дело в том, что клан Саудитов необычайно разросся. У одного только Сауда ибн Абдель Азиза, второго короля династии Саудитов, было 53 сына. Можно представить себе, сколько после ибн Сауда осталось внуков, и многие из них занимают важные госдолжности. Мукрин, как полагают, получил благословение Абдаллы на то, чтобы сделать своим преемником сына Абдаллы Митаба ибн Абдаллу. Митаб, правая рука Абдаллы, выпускник Королевской военной академии в Сандхерсте (Великобритания), посвятил большую часть жизни Национальной гвардии Саудовской Аравии. Созданные в армии рабочие места и оружие, полученное от США, укрепляют его позиции. Дарья Цилюрик-Франц 21.01.2015
|