Поднимут ли саудиты цены на нефть? - И.Сабиров 07:35 26.01.2015
Комментирует востоковед Икрам Сабиров
Новым королем Саудовской Аравии стал 79-летний Салман ибн Абд аль-Азиз Аль Сауд.
Комментирует востоковед Икрам Сабиров:
– Смерть короля Саудовской Аравии Абдаллы стала одной из главных тем новостных выпусков российских и зарубежных средств массовой информации. С пристальным вниманием Запада к событию, в общем-то, все понятно: как-никак, а скончался глава государства – стратегического партнера НАТО, верный союзник Вашингтона и Евросоюза во всех его антииранских, антисирийских и антироссийских начинаниях.
С заинтересованностью отечественной общественности чуть сложнее. Впрочем, ненамного, поскольку все эксперты и обозреватели сегодня пытаются ответить на три основных вопроса.
Первый – изменит ли Саудовская Аравия свою политику в области ценообразования нефти? Второй – продолжится ли охлаждение отношений между Эр-Риядом и Вашингтоном? И, наконец, третий – стоит ли ожидать от нового короля отказа от традиционно враждебного отношения к России?
Ответ на три этих вопроса краток и категоричен: "Нет". Столь же кратко можно ответить и на выкладки целого ряда отечественных и зарубежных "экспертов", живо обсуждающих вопрос о том, когда Саудовская Аравия распадется под натиском внутренних проблем: не дождетесь.
Даже особых династических интриг вокруг нового короля, 79-летнего Салмана ибн Абд аль-Азиз Аль Сауда и двух, уже объявленных кронпринцев-наследников, 69-летнего Мукрина бин Абдель Азиза и 59-летнего Мохаммеда ибн Найефа ожидать не стоит.
Умерший на 91-м году от легочной инфекции король Абдалла, похороненный – в полном соответствии с традициями ваххабизма - в безымянной могиле на общественном кладбище в Эр-Рияде, был, по нашим меркам, человеком малообразованным. Бедуин по происхождению и состоянию души, он презирал роскошь, предпочитая пребыванию во дворцах шатер и соколиную охоту. Заикаясь от рождения, он предпочитал больше слушать, чем говорить. Но властителем был тонким, умным и осторожным. Он, что называется, кожей чувствовал страну, которой правил, и на интуитивном уровне ощущал опасность "подводных камней" своего царствования.
Его отец, основатель и первый король Саудовской Аравии Абдель Азиз ибн Абдурахман ибн Сауд, был любвеобилен и широк сердцем. Девятнадцать официальных, "постоянных" жен и не поддающееся учету количество жен "временных" в каждом – подчеркиваю, в каждом - более-менее крупном населенном пункте королевства. Точное количество членов правящей семьи затрудняется назвать даже специальный королевский комитет по определению наследников: в последние годы он приводит цифру 25 тысяч, но с оговоркой, что это приблизительные данные. Немного проще с законными детьми - 45 сыновей и 21 дочь. Которые, в свою очередь, подарили Саудовской Аравии примерно от пяти до семи тысяч принцев-эмиров. В иных условиях – благодатная почва для династических конфликтов и головокружительных игр вокруг престола. Но не в этот раз и не в этом случае.
Есть своеобразное "политбюро" династии – около десяти человек, которые обладают реальной властью и решающим правом голоса по всем вопросам. Даже - хотя это нигде не признается официально - по вопросам трактовки той или иной суры Корана или положений шариата. Улемы, имамы, факихи, все те, кто толкует священную книгу и формирует исламское право – для всего саудовского общества люди, безусловно, авторитетные, уважаемые и неприкосновенные. Но только до той поры, пока их мнение не противоречит взглядам королевского "политбюро".
Так же и с тысячами принцев-эмиров. "Золотая ложка" в рот, престижная должность и гарантии материального благополучия. В остальном, в вопросах причастности к власти – "твой номер шестнадцатый". Понадобишься для выполнения поставленных "политбюро" задач – позовут. Нет – сиди спокойно, и уж тем более не пытайся сыграть свою партию, чревато.
Король Абдалла сложившуюся структуру управления только укрепил. Ему удалось примирить между собой два конкурирующих клана правящей семьи – Судайри и Шаммар – на взаимовыгодных условиях. Салман (Судайри) был назначен наследником. Принц Мукрин (Шаммар) – наследником Салмана. А за ним – нынешний глава саудовского МВД принц Мохаммед ибн Найеф, как вы уже догадались – из клана Судайри.
Примечательно, что указ об этом порядке престолонаследия был демонстративно подписан именно в тот день, когда в Эр-Рияд прибыл Барак Обама. Американскому президенту недвусмысленно дали понять, что играть в "цветную революцию" не стоит, династия монолитна и сумеет сокрушить любого, покусившегося на ее власть, пусть это будет хоть все разведывательное сообщество США с государственным департаментом и самой Джен Псаки в придачу.
Да, с Обамой и его командой, контуженной идефиксом "экспорта демократии" на Ближнем Востоке, у Эр-Рияда откровенно "не сложилось" Но американский президент со товарищи – далеко не весь истеблишмент США, с котором саудиты связаны, без всякого преувеличения, сотнями невидимых финансовых, военных и разведывательных нитей. Сколько там осталось Обаме до ухода из Белого дома? А потому новый король Салман и правящее "политбюро" просто выжидают, одновременно продолжая реализовывать с американскими "ястребами" совместные проекты в мусульманском мире, от Дамаска до Кабула и Карачи. Так что нынешнее "охлаждение" - фикция, рассчитывать на которую всерьез совершенно не стоит.
Как не стоит рассчитывать и на то, что саудиты при новом короле бросятся подымать цены на нефть, чем грезят наши отечественные придворные экономисты. Для этого Эр-Рияду пришлось бы сокращать добычу. То есть – уступать кому-то свои доли рынка. Причем – делать это в одностороннем порядке, поскольку к сегодняшнему дню ясно, что все члены ОПЕК на сокращение объемов добываемой нефти идти не намерены. Никогда раньше саудиты в альтруизме замечены не были. Не впадут в него и сейчас. И при старом короле, и уже при новом представители Саудовской Аравии не остановятся и перед ценой в 20 долларов за баррель, лишь бы сохранить свою долю на рынке и выжать оттуда "непродуктивных" конкурентов - страны, издержки добычи в которых значительно выше.
Поэтому нашим придворным экономистам, затаившим дух при известии о смерти Абдаллы, следовало бы перестать жить ожиданием чуда: подорожания нефти и снятия санкций. То есть, по сути, возвращения того золотого для них времени, когда можно было совершенно не заниматься экономикой, а газо- и нефтедолларами затыкать все дыры, финансировать безумные по затратности и ненужности проекты. И при этом, что удивительно, сохранять в полной незамутненности искреннее убеждение в том, что они – действительно экономисты и, не к ночи будет сказано, "эффективные управленцы".
Не откажется Эр-Рияд и от поддержки исламистов. Война, которую саудиты ведут против остатков "Аль-Каиды" и "братьев-мусульман" менее всего связана с тем, что династия вдруг прозрела и поняла, что поддерживать терроризм – это нехорошо. Причиной изменения в отношениях с этими организациями, произошедшее, кстати, при покойном короле, заключается в том, что и "Аль-Каида", и "братья-мусульмане", и поддерживающие их ваххабитские круги в самой Саудовской Аравии нарушили свою часть сделки с династией.
Условий их поддержки и финансирования Эр-Риядом было всего два. Во-первых, не подвергать сомнению "праведность" королевского дома и поддерживать его авторитет в исламском мире. Во-вторых, свою агрессию направлять только в "нужное" русло, куда укажут. Временные успехи, поток долларов и бешеная популярность вскружили исламистам голову. Они решили, что теперь всего могут достичь самостоятельно, а "царь ненастоящий", то есть Эр-Рияд продался Западу и не может претендовать на роль лидера в исламском мире.
Добавился и личный мотив – неудавшееся покушение боевиков "Аль-Каиды" на одного из влиятельных членов "политбюро", главу МВД, а теперь уже и кронпринца Мухаммеда бен Наифа. На Востоке такого не прощают.
За все это исламисты, объявленные "неправильными", сейчас и подвергаются вразумлению с помощью авиации и точечных ликвидаций. Ну а Вашингтон и Эр-Рияд для реализации своих задач проводят кастинг новых, более понятливых и управляемых исламистских организаций и лидеров.
В информационном потоке, хлынувшем на наши головы после смерти короля Абдаллы, одно российское информагентство, близкое к правительственным кругам, выдало перл. Его суть: эксперты не ожидают изменений в стратегическом курсе Эр-Рияда, однако специалисты не исключают, что новый правитель может начать поиск новых союзников.
В московских политических и экспертных коридорах давно гуляет мысль: "А не задружиться ли нам с Саудовской Аравией. То-то было бы славно, то-то хорошо. Таких бы дел вместе наворочали!". Этим фантазерам от геополитики бесполезно напоминать, что в прошлом веке эта страна дважды участвовала в горячей войне против нас – в Афганистане и Чечне, и один раз – в войне экономической, когда в сотрудничестве с рейгановской администрацией сбивала цены на нефть для удара по бюджету СССР.
Им бесполезно говорить о том, что, как цели саудитов, так и методы их достижения на Ближнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе, как, собственно, и на территории России, ничего общего не имеют с интересами нашей страны. Более того, условием выживания династии является экспансия ваххабизма и расширение сети подконтрольных ей исламистских организаций – здесь российская власть для Эр-Рияда откровенная "помеха", нуждающаяся в устранении.
Спорить с ними бессмысленно. Этих российских фантазеров от геополитики нужно просто публично "сечь" статьями и выступлениями. До тех пор, пока до их голов не дойдет простая мысль: старый король Саудовской Аравии умер, но антироссийский курс династии остался неизменным. В Эр-Рияде у нас друзей нет, и смена действующих лиц на престоле королевства этой ситуации не изменит.
"Мы продолжим придерживаться той верной политики, которую избрала Саудовская Аравия с момента своего создания", - заявил новый король Салман. Абдалла умер. Но дело его живет. 25.01.2015
|