Таджикистан: админресурс может дать сбой, - С.Кожемякин 20:30 26.01.2015
В парламентских выборах в Таджикистане примут участие семь из восьми зарегистрированных в стране партий. Исход голосования между тем трудно предсказать: массовое возвращение трудовых мигрантов повышает шансы оппозиции и одновременно угрожает социальной стабильности.
НАЗНАЧЕННЫЕ на 1 марта выборы нижней палаты таджикского парламента (Маджлиси намояндагон), как и прежде, пройдут по смешанной системе. 22 депутата будут избраны по партийным спискам, 41 мандат достанется кандидатам, одержавшим победу в одномандатных округах. Побороться за депутатские кресла решили семь из восьми официально зарегистрированных партий. Исключением стала оппозиционная Социал-демократическая партия Таджикистана (СДПТ). Изначально она намеревалась участвовать в выборах и даже представила в Центризбирком список своих кандидатов. Однако после того, как 13 января заместитель председателя партии Шухрат Кудратов был приговорен к девяти годам заключения, политсовет СДПТ распространил заявление о бойкоте выборов. Эсдеки считают, что обвиненный в мошенничестве и взяточничестве Кудратов в действительности пострадал за свою гражданскую позицию: являясь адвокатом, он защищал неугодных властям людей. Например, оппозиционного политика и предпринимателя Зайда Саидова.
Тем не менее и без социал-демократов борьба за парламент обещает быть жаркой. Основными претендентами на кресла являются правящая Народно-демократическая партия (НДПТ), коммунисты (КПТ), а также Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Эти силы выдвинули наибольшее число кандидатов как по партийным спискам, так и по одномандатным округам. Главным козырем НДПТ является административный ресурс. Именно он позволял ей вплоть до настоящего времени быть партией-монополистом в парламенте.
Нынешняя кампания не стала исключением. Пусть и не с явной, но тем не менее с мощной поддержкой НДПТ выступил президент. В этом году Эмомали Рахмон нарушил давно заведенную традицию выступать с посланием к парламенту в апреле. Растиражированное всеми республиканскими СМИ выступление прозвучало 23 января. Главным его содержанием стали успехи, которых страна достигла в последние годы. Так, если верить президенту, только за 2014 год денежные доходы населения выросли на 12%, а вклады в банках - и вовсе на 21%. Уровень бедности за то же время сократился с почти 36 до 32%, а в целом "страна сделала еще один уверенный шаг в сторону стабильного экономического развития".
О правящей партии в президентской речи не было сказано ни слова, но сам пафос выступления явно подводил к следующему выводу: только нынешняя власть способна вести Таджикистан по пути развития. Об этом говорит и прозрачный намек на главного конкурента НДПТ - Партию исламского возрождения. Эмомали Рахмон предостерег политиков от надежд "на своих иностранных покровителей, которые подольют бензина и керосина в огонь, а сами уедут". Между тем провластные издания не устают обвинять ПИВТ именно в этом - в служении интересам других стран. Дело доходит даже до отождествления партии с радикальными исламистами из "Исламского государства Ирака и Леванта".
Сама Партия исламского возрождения эти обвинения отвергает и в предвыборной кампании делает ставку на обещанное разрешение социальных проблем - бедности, безработицы, коррупции. Это придает ей достаточную популярность, особенно в среде трудовых мигрантов, вынужденных покинуть родную страну в поисках работы. Данное обстоятельство подтолкнуло власть внести поправки в законодательство о выборах. Согласно им, избирательные участки за пределами Таджикистана могут действовать только при официальных представительствах страны. Это означает, что в России, где трудятся более миллиона таджикских мигрантов, будет открыто всего три участка (на президентских выборах в 2013 году их было 24).
Однако обстоятельства, не зависящие от Душанбе, могут поставить крест на этих предосторожностях. Экономические трудности, с которыми сейчас сталкивается Россия, заставляют мигрантов возвращаться на родину, где они пополняют протестный электорат. Шансы оппозиции на успех увеличивают и неясные экономические перспективы самого Таджикистана. Денежные переводы работающих в России граждан обеспечивали более 40% ВВП республики (4 миллиарда долларов в 2013 году). Обесценивание рубля привело почти к двукратному сокращению переводов.
Социальные вопросы поднимает в своей предвыборной программе и Коммунистическая партия. По партийным спискам КПТ выдвинула семь кандидатов в депутаты, еще четыре будут бороться в одномандатных округах. По словам секретаря ЦК Исмоила Талбакова, кадровый потенциал Компартии велик, однако финансовые трудности, связанные с выплатой избирательного залога (4 тысячи сомони, или 46 тысяч рублей) и расходами по проведению предвыборной кампании, не позволяют ей выдвинуть больше претендентов на депутатские кресла. Тем не менее список кандидатов от КПТ получился достаточно представительным. Возглавляет его председатель Коммунистической партии Таджикистана Шоди Шабдолов. Кроме того, от КПТ выдвинуты заместитель главного инженера энергетического холдинга "Барки точик" Абдулло Хабиров, директор Файзабадской птицефабрики Махмадали Одинаев, первый секретарь Согдийского обкома КПТ Мубинджон Махмудов и др. По одномандатным округам хорошие шансы на победу у Иброхима Абдуллозоды. Являясь единственным в Таджикистане мэром - представителем Компартии, он выдвинут кандидатом в Истаравшане - городе, администрацию которого много лет возглавлял.
Месяц, оставшийся до выборов, однозначно будет наполнен борьбой и взаимными разоблачениями. Власть приложит все усилия для сохранения контроля над парламентом, но что скажет народ? Это пока неизвестно.
Сергей КОЖЕМЯКИН Источник: №7 (30213) 27-28 января 2015 г.
|