Романтики арийского евразийства. Культ Тенгри завоевывает популярность в тюркских регионах России и СНГ, - В.Мальцев 09:24 04.02.2015
"Арчы Дьиэтэ" в Якутии – первое в стране культовое сооружение тенгрианцев.
Группа представителей татарской интеллигенции обратилась к президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой построить в Казани Тэнре-йорт – святилище верховного бога древних тюрок Тенгри (или Тэнре), чтобы "сохранить татарские обряды, традиции и молитвы". По их мнению, "Тэнре-йорт нужно разместить в центре Казани, чтобы Тэнре и духи предков знали отношение к ним, размер его должен соответствовать его назначению". От властей республики они ожидают не только выделения участка в центре города, но и помощи в строительстве культового сооружения.
Среди авторов обращения, опубликованного 18 декабря 2014 года в казанской газете "Звезда Поволжья", – писатель из Набережных Челнов Рафаэль Бизертинов, в конце 1990-х годов начавший первым популяризировать тенгрианство в республике. "Да поможет нам Великий Дух Неба Тенгри – Бог тюркских народов!" – призывал Бизертинов, выступая на II Международном тюркологическом конгрессе в Казани в 2004 году. Еще один подписант нынешнего обращения – старший научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории Академии наук Республики Татарстан Рафаэль Мухаметдинов, также являющийся членом Координационного совета Всемирной ассамблеи тюркских народов. На прошедшем 24–26 мая 2014 года в Казахстане Курултае тюркских народов мира он представил разработанные им принципы "обновленного тюркского мировоззрения", среди которых "культ уважения и почитания предков", а также "осознание тюрками себя как одного из древнейших народов… создавших шумерскую и другие цивилизации Евразийского континента". Об этом же Мухаметдинов писал в Facebook за несколько дней до публикации обращения по поводу строительства храма Тенгри в Казани: "Пусть широкие круги знают, что мы, тюрки, стали культурными не тогда лишь, когда увидели арабов и Коран, а на тысячелетия раньше этого, когда наши предки покоряли Америку через Берингов пролив и помогали шумерам в их культурном росте".
Центром татарского тенгрианства стало село Камаево Высокогорского района Татарстана, известное также как Иске-Казан, то есть Старая Казань. Расположенная здесь "маленькая гора имеет магическую силу", утверждал Бизертинов, потому что "по преданиям, сюда летом приезжал Бату-хан со своей ставкой на моление Тенгри". "Начиная с 2000 года под этой горой мы стали организовывать в июне палаточный тенгрианский лагерь "Тан Батыр", куда приезжали все, кто хотел подискутировать о необходимости и значении тенгрианства, – пишет Бизертинов. – Приезжали из разных городов и районов Татарстана, из Чувашии, Марий Эл, Карачаево-Черкесии, Якутии, Алтая, из Азербайджана и Казахстана и т.д.". В итоге лагерь, среди организаторов которого был один из бывших лидеров Союза татарской молодежи "Азатлык" Рамай Юлдашев, по словам Бизертинова, "превращался в маленький союз этнически родственных народов (мини-Орда)". Группы "Тан Батыр" в соцсетях рекомендуют посетителям лагеря "активно участвовать в общественном молебне и жертвоприношении в честь Кок Тенгри, а также в культе великих предков наших народов".
Как видим, идеи возрождения тенгрианства активно продвигаются не только в Татарстане. Так, заведующий лабораторией цивилизационной геополитики Института Внутренней Азии Бурятского госуниверситета Николай Абаев в июле 2014 года охарактеризовал себя в интервью Международному фонду исследования Тэнгри как "лирическо-романтического тенгрианца", добавив, что среди первоочередных задач поклонников этой религии – "показать, что религия ариев и тенгрианство – это одно и то же". Абаев сожалеет о том, что "общество пока не признало религию ариев", то есть тенгрианство. Одновременно он говорит об имеющейся, по его мнению, "связи тенгрианства, русского космизма и евразийства".
К "арийской теме" в последнее время обращаются ревнители древней тюркской старины и в других странах СНГ. 28 ноября 2014 года в Астане, в Фонде первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева прошла презентация этно-фолк-группы Arkaiym, которая выступает в жанре горлового пения. По мнению музыкантов, такое исполнение является "самым древним видом пения, непосредственно связанным с периодом шаманизма, зороастризма, тенгрианства". Аркаим – это древнее городище, раскопанное в 1980-е годы на Среднем Урале, которое поклонники оккультизма и некоторые археологи связывают с легендарной "родиной ариев". В настоящее время заповедник на месте раскопок превратился в место паломничества любителей эзотерики, неоязычников и т.д. Валерий Демин, популярный в 1990-е годы писатель в жанре "русского космизма", объявил Аркаим "русской Троей". Популярной в те же годы стала идея о том, что именно в Аркаиме некогда жил создатель зороастризма. При въезде на городище даже вывесили плакат "Здесь родился Заратустра!" Интересно, что название и современной казахской группы, и фонда "Наследие кочевой цивилизации", вице-президент которого Абзал Арыкбаев стал одним из создателей Arkaiym, пишутся стилизованными под латинский алфавит рунами. К аналогичным приемам прибегают с начала 2010-х годов и славянские неоязычники. Так же, как и русские родноверы, тенгрианцы сделали в последние годы Аркаим местом для регулярных паломничеств. Таким образом, за древнее городище соперничают разномастные группы неоязычников.
В России существуют уже возведенные культовые тенгрианские строения, правда, пока только в Якутии. В сентябре 2002 года в столице республики был открыт центр духовной культуры "Арчы Дьиэтэ" (в переводе с якутского "Дом ритуального очищения"), состоящий из трех конических зданий традиционной якутской архитектуры (ураса). "Первая северо-восточная ураса "Айылгы" предназначена для обучения детей национальной культуре, вторая, центральная, самая высокая ураса "Айыы" – для проведения ритуальных действий (для этого в центре имеется очаг), третья ураса "Арчы" предназначена для проведения культово-обрядовых действий", – отмечается в статье старшего преподавателя Северо-Восточного федерального института (Якутск) Любови Колодезниковой. Статья "Возрождение шаманизма на стыке веков" опубликована в 2011 году в "Научном журнале Кубанского государственного аграрного университета". Тенгрианство часто относят к разновидности шаманизма – просто Тенгри стоит выше прочих духов, с которыми общаются шаманы. В мае 2010 года в расположенной на окраине Якутска этнотуристической усадьбе Василия Атласова "Сата Таас" открылся еще один храм Тенгри. Причем, что интересно, его крыши украшены не трезубцем, как урасы в "Арчы Дьиэтэ", а крестами! Здесь чувствуется влияние популярного в 1990-е годы писателя Мурада Аджи, уверявшего, что знаком Тенгри был "прямой равноконечный крест".
Тенгрианство встречает поддержку и среди представителей истеблишмента. Например, горячим пропагандистом возрождения этой религии в последние годы стал депутат Государственной думы от Татарстана Фатих Сибагатуллин. "Тенгрианство… исконно тюркская религия, она создана тюрками. Если мы не вернемся к тенгрианству, то эффективного развития татарского народа не будет", – заявил он в июне 2013 года газете "Звезда Поволжья".
В 2005 году с заявлениями в поддержку тенгрианства и даже за включение ряда его положений в официальную государственную доктрину выступал тогдашний госсекретарь Киргизии Дастан Сарыгулов. В этой стране апология религии Тенгри приобретает роль даже большую, чем в тюркских регионах России. Бывший журналист киргизской службы "Радио Свобода" Муса Мураталиев за последние несколько лет опубликовал ряд книг, герои которых мыслят в контексте тенгрианства. "Мать моего отца, например, признавала тенгрианство", – заявил он в ноябре в интервью вышеупомянутой радиостанции. Аналогичным образом и Сибагатуллин 19 сентября в интервью изданию "Бизнес Online" рассказал, что, "его отец был приверженцем тенгрианства, несмотря на то, что называл себя мусульманином".
На протяжении нескольких лет киргизские тенгрианцы, которых насчитывается около 5 тыс., подают одну за другой заявки о регистрации своих организаций в Государственную комиссию по делам религий. Последняя из таковых имела место 11 апреля 2014 года, когда соответствующее заявление было опубликовано в популярной газете "Вечерний Бишкек", и в очередной раз завершилась отказом. Среди причин, например, в 2012 году в официальном отказе о регистрации организации "Теничирлик" тогдашний глава государственного ведомства по делам религий Абдулатиф Жумабаев называл "недопущение угроз межконфессиональному согласию и сохранение религиозной стабильности в республике", очевидно, предполагая возмущение мусульман легализацией язычества.
Больше повезло якутам: в 2011 году управление Министерства юстиции по республике удовлетворило запрос о регистрации трех местных религиозных организаций адептов дохристианской религии "Аар Айыы итэгэлэ" ("Религия Аар Айыы") в Якутске и селах Сунтар и Хатын-Сысы. Экспертный совет ведомства согласился признать "Аар Айыы" религией. В мае 2014 года получила регистрацию и созданная на основе этих религиозных организаций централизованная республиканская "Аар Айыы итэгэлэ".
Владислав Мальцев Обозреватель приложения "НГ-Религии" 21 янв. 2015
----------------------------------------
|