Радикальный ислам против "воинствующей светской нетерпимости" в Европе, - Пинхас Гольдшмидт 00:29 16.02.2015
XX век был одним из самых безбожных и кровавых веков за всю историю человечества. Европа была охвачена двумя сильными идеологиями - национал-социализмом и коммунизмом. Однако в конечном счете, обе они потерпели неудачу, и на их месте Запад построил новое светское постхристианское общество.
В XXI веке религия вернулась на первый план после трагедии 9 сентября. Постоянные войны, столкновения и нестабильная обстановка на Ближнем Востоке принесли миллионы иммигрантов к берегам Европы, попутно изменяя ее религиозный характер и ландшафт. Интересно заметить, что небывалых высот иммиграция достигла в тот момент, как упал коэффициент рождаемости в европейских странах. Кроме того с ростом иммиграции отмечается рост террористической угроз и их радикализация. Совсем недавно мы стали свидетелями жестокого нападение на редакцию газеты Charlie Hebdo и ряда последовавших захватов заложников.
В результате всех этих трагедий многие европейцы стали испытывать сильную неприязнь к исламу. В Дрездене пятнадцать тысяч немцев выступили с маршем против исламизации Европы. Согласно опросу Ipsos, опубликованному в газете Le Monde, 74% респондентов считают ислам "агрессивной" религией и, что самое интересное, 53% немцев считают столкновение ислама и христианства неизбежным.
Тем не менее, на мой взгляд, они ошибаются. Причина конфликтов не в религиозных различиях, но в нарастающей нетерпимости и воинствующем характере светской части Европы. Представьте себе два поезда, несущихся по направлению друг к другу по одной дороге.
Ситуация такова, что, с одной стороны находятся меньшинства, подвергающиеся нападениям со стороны экстремистских организаций. К примеру, четверть респондентов из девяти стран, участвовавших в одном из европейских опросов, признали, что они предпочитают избегать посещения мест религиозного культа и отказываются носить символы, которые идентифицируют их как приверженцев какой-либо религиозной конфессии. Это первый поезд.
С другой стороны, старая Европа снова проявляет новые формы хорошо замаскированной и политически выверенной дискриминации в отношении меньшинств, которые пыталась скрывать со времен Холокоста. Это второй поезд.
Я хотел бы сделать все, что в моих силах, чтобы остановить эти движущиеся поезда, пока не стало слишком поздно. Как выразился представитель одной из старейших конфессий европейских меньшинств "я хочу достучаться до различных христианских, мусульманских общин, религиозных групп, органов государственного управления и политических лидеров, чтобы остановить эту тенденцию в мире". Я считаю, что мы обязаны воссоздать атмосферу терпимости и взаимного уважения между светскими государственными и религиозными движениями, чтобы убедиться, что эксперимент под названием Европа не потерпел фиаско.
Миллионы людей, мирно исповедующих Ислам, называют Европу своим новым домом. Если мы хотим жить без страха повторения террористических атак, как те, что были совершены в Париже руками экстремистских организаций, мы должны понимать разницу между радикальным исламом, который практикуют такие организации, как Исида, ХАМАС и Аль-Каида, и основным исламом. Разница между ними такая же большая, как разница между умеренным национализмом и национал-социализмом.
Вместо того, чтобы притеснять мирных мусульман, составляющих подавляющее большинство мусульманского населения европейского континента, законами против ношения паранджи или против халяльного забоя скота, мы должны направить все свои силы для борьбы с лидерами радикального направления ислама, их веб-сайтами и общественными движениями. Все попытки остановить иммиграцию мусульман не только не решает проблему, но наоборот, подталкивает мирных иммигрантов в руки экстремистов.
Я уверен, что в наших силах изолировать и остановить экстремистские движения внутри каждой страны. И я надеюсь, что Евросоюз и ряд других стран нацелят свою работу на то, чтобы создать единый документ, описывающий набор европейских ценностей, под которым смогут подписаться все религиозные конфессии, аналогичный тому, который был выпущен Конференцией раввинов Европы в качестве "Манифеста против религиозного экстремизма". Все религиозные лидеры должны взять на себя полную ответственность за идеологию, которую проповедуют в их общинах.
У человечества не будет надежды, если мы не научимся быть толерантными и не начнем уважать друг друга. Сама Европа не сможет сохранить свою целостность, применяя практику нетерпимости и враждебной политики стран Ближнего Востока по отношению к меньшинствам. Только внедряя ценности взаимного уважения и изгоняя из своей среды голос, призывающий в мечетях бомбить самолеты и уничтожать наш общий дом, у нас есть шанс на мир.
Пинхас Гольдшмидт, Главный раввин Москвы и Европы, президент Конференции раввинов Европы. Родился в 1963 году в Цюрихе. Закончил Университет Хопкинса в Балтиморе. Имеет степень магистра.
13 февраля 2015
|