Адал вместо халал. Поможет ли смена вывески навести порядок в халал-индустрии Казахстана? - Н.Абжекенова 10:08 02.03.2015
Замена маркировки "халал" на "адал" разорит казахстанские предприятия, уверен глава Ассоциации халал-индустрии республики Марат САРСЕНБАЕВ. С 1 марта по решению Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) наименование "халал" должно было исчезнуть с отечественной продукции, уступив место маркировке "адал" (в переводе с казахского – честный). "Подобные полномочия ДУМК, которое находится вне государственной сферы, не имеет, во-вторых, в нашем законодательстве нет ни одного слова о "халале". Само название "адал", которое предлагает ДУМК, дальше Казахстана и Кыргызстана никто не знает. Продукция наших предпринимателей с такой маркировкой не будет конкурентоспособна, особенно в свете вступления нашей страны в ВТО", – говорит Марат Сарсенбаев.
Новый стандарт для отечественной продукции в ДУМК разрабатывали полтора года, даже создали отдел халал-стандартизации и обучили имамов, которые по планам управления и будут выдавать сертификаты. Также в управлении приготовили спецлабораторию для проверки продукции на стандарт адал. При этом сертификат будет выдаваться исключительно на пищевую продукцию.
– Стандартизацию в сфере услуг или финансов мы не рассматриваем. У нас сейчас везде много вывесок "халал", например, халал-детский сад, халал-кафе. Официально заявляю, что таких услуг не будет. Будут услуги, соответствующие канонам шариата, и все! Но не будет вывесок "халал", – заявил руководитель отдела халал-стандартизации ДУМК Бейбут Мырзагельдиев.
Адал-сертификат можно будет получить не только после проверки продукции в лаборатории ДУМК, но и при условии наличия видеокамер на предприятиях, уточняют в ДУМК.
Председатель Ассоциации халал-индустрии Казахстана Марат Сарсенбаев считает заявления ДУМК "временной кампанией", которая может навредить отечественному бизнесу.
– Адал-патентов нет ни в одной стране мира. И переход на эту маркировку означает разорение для предпринимателей. А наша ассоциация выдает официальный патент "халал", зарегистрированный в Министерстве юстиции и используемый во всем мире. Не знаю, на что ориентировалось ДУМК, делая свои заявления. Во-первых, у них нет аккредитации в госоргане, чтобы выдавать сертификаты, во-вторых, сертификация в халал-индустрии является добровольной, и у предпринимателей должно быть право выбора. Я поддерживаю инициативы ДУМК в сфере халал-индустрии, но это должны быть продуманные и обоснованные инициативы, – говорит Сарсенбаев.
На вопрос о том, насколько уполномочена сама ассоциация выдавать халалные сертификаты на широкий спектр продукции и услуг, если официально в стране приняты только два халал-стандарта – на колбасную продукцию и гостиничные услуги, Марат Сарсенбаев отвечает:
– Халал – это образ жизни, к нему относится все, что нас окружает. В своей работе мы основываемся в том числе на малайзийском стандарте, который включает 12 видов услуг и продукции, – говорит глава Ассоциации халал-индустрии.
Между тем ряд экспертов полагает, что вопросами регулирования халал-индустрии должно заниматься именно ДУМК.
– Понятие "халал" действует не только в мусульманстве, но и, например, в иудаизме. И государству не надо вникать в этот процесс – религиозные конфессии сами могут навести порядок в этой области, – говорит религиовед Аширбек Муминов.
Его коллега Есбосын Смагулов, в свою очередь, уточняет: навести порядок в халалной индустрии, которая стала выгодным бизнесом, ДУМК должен вместе с госорганами в области сертификации.
– Сфера "халал" выходит за рамки религиозной деятельности, она касается массового потребителя, затрагивает промышленность, торговлю, гостиничный бизнес, поэтому здесь нужна совместная работа. Не обойтись и без помощи СЭС, у которой есть необходимая лабораторная база, – делится мнением эксперт.
И пока стороны обсуждают плюсы и минусы халалного ребрендинга, конечный потребитель халалной продукции задается вопросом: повлияет ли смена обертки на качество колбас и услуг, которые зачастую далеки не только от норм шариата, но и от элементарных требований?
02.03.2015, Назгуль АБЖЕКЕНОВА
|