Кыргызстан. Намаз на главной площади, - Н.Айып 19:10 10.03.2015
На заре независимости, а потом сразу после последней революции руководители страны стали практиковать участие в массовом намазе, да и само его проведение на центральной площади Бишкека создавало впечатление, что религиозные ценности ставятся выше государственных. Однако многие исполняют обряды не потому, что глубоко верят в Бога, а часто просто, чтобы отмахнуться тем самым от религиозных проблем, делая вид, что все вопросы решены и нет надобности над чем–то размышлять и тратить на это время и средства.
Мирное насилие
Религиозное сообщество Кыргызстана вместе с мусульманами из других стран выступило недавно единым фронтом против карикатур на пророка Мухаммеда, считая это оскорблением религиозных ценностей. Чего в этом действе больше - действительно задетых чувств при стремлении быть прилежными учениками в постижении религиозной истины или подражательства, когда все религиозное привносится извне - от хиджабов и бурок до мечетей и протестов?
В последнее время в мире, как лесной пожар, распространяется терроризм, пожирающий миллиардные средства как самих экстремистов, так и правительств, вынужденных обеспечивать меры безопасности на новом уровне. При этом те, кто осуждает карикатуры, не считают оскорблением пророка произнесение его имени перед убийством ни в чем не повинных людей, а их лидеры не накладывают запретов на упоминание его имени всуе, не говоря уже об отлучении от ислама террористов.
Создается впечатление, что многие, кто вслух оправдывается, что ислам - мирная религия, в которой нет места насилию, а террористы и экстремисты не имеют к нему никакого отношения, в глубине души радуются, что где–то погибают неверные, и там же в глубине души им все равно, что вообще кто–то гибнет. Проблема в том, что, несмотря на святые молитвы и высокие помыслы, в чьих–то руках религия превращается в орудие тоталитаризма, как когда–то коммунизм в СССР.
В таких сообществах свобода слова, как правило, ограничена, женщины до сих пор еще не равны в правах с мужчинами, практикуются убийства во имя чести, статус шахидов, шедших некогда на смерть ради и в силу святости, становится предметом торга, а с именем Аллаха на устах можно направиться и на братоубийственную войну в далекой стране. Коммерциализирован даже хадж - и не только в Кыргызстане, где он насквозь коррумпирован, - но и в самой Саудовской Аравии, которая зарабатывает на паломничестве около 8–10 миллиардов долларов ежегодно.
Варварство из прошлого
Знаменитый английский математик, автор первого в мире компьютера Алан Тьюринг покончил жизнь самоубийством в 1954 году в 42 года после того, как его обвинили в гомосексуализме и осудили к принудительной гормональной терапии. За 60 лет до этого Оскар Уайльд тоже был судим в Лондоне за такие же прегрешения и умер в 46 лет в изгнании в Париже. Но стоили ли те законы и правила, которые главенствовали тогда в Англии, жизней этих гениев?
Настроения английского общества 50–100 лет назад были не менее нетерпимы, чем сейчас в Кыргызстане, где дело до судебных процессов пока не доходит, но радикальные настроения распространены от молодежной среды до парламента. Однако 150 лет назад в Кокандском ханстве, в которое входила половина нынешнего Кыргызстана, гомосексуализм был достаточно обычным явлением, не говоря уже о древних Греции и Риме или всеми почитаемых самураях Японии.
Кыргызы никогда не были слишком религиозными, но массовое обращение происходит именно в XXI веке, и радикалы пытаются навязать всем остальным свою нетерпимость ко всему, что они считают неправильным, в то время как другим сомневаться в их ценностях запрещается. Но морализаторы от религии не могут навести порядок в своей собственной среде - руководство муфтията постоянно сотрясают скандалы, одного из муфтиев даже убили, а других заставляли отказываться от должности либо силой, либо c помощью компромата.
А окружающий мир развивается от экстремизма к лояльности, от нетерпимости к плюрализму, от наказания к воспитанию. В той же Франции были времена, когда людей сжигали на кострах за богохульство, во многих странах гонца, принесшего неприятную весть, казнили, за некоторые проступки выжигали клеймо на теле человека или отрубали руку, но сейчас уровень развития цивилизации отличается именно преодолением радикализма. Убийство журналистов за карикатуры - это варварство из прошлого.
Обесценивание жизни
Одной из главных заслуг больших религий, пришедших на смену язычеству, стала отмена человеческих жертвоприношений. Но когда религия или другая какая идеология начинает в том или ином обществе тотально главенствовать, жизнь отдельного человека часто обесценивается настолько, что государственным жрецам ничего не стоит отправлять на смерть сотни, тысячи или даже миллионы людей, оправдывая это идеологическими или другими высшими соображениями.
Массово культивируемый в последнее время искусственный шахидизм фактически возрождает человеческие жертвоприношения. Принесение себя в жертву - высшее, что может сделать человек ради кого–то или чего–то, но когда кто–то побуждает к смерти другого - это уже убийство: легко распоряжаться жизнью других ради чего бы то ни было, пусть даже государственных целей. Еще легче убивать последователей другой религии ради своей, якобы более правильной и лучшей.
Посредничество между человеком и Богом всегда было связано с глубокими противоречиями, так как связанные с ним институты - церкви или мечети и их служители - слишком часто использовали святую веру в своих групповых или политических интересах. Из–за различий между призывами или произносимыми во время молитв словами и реальными делами у кыргызов даже появилась поговорка: "Делай то, что говорит мулла, но не делай того, что он делает".
Со всех сторон мы слышим, что всякая религия достойна уважения, что ни одна из них не призывает к насилию, что настоящий религиозный человек никогда не пойдет на преступление, но вспомните Крестовые походы или арабские завоевания, Варфоломеевскую ночь или совсем уж последние действия ИГИЛ на Ближнем Востоке и "Боко харама" в Африке. Международный терроризм на наших глазах превращается в раковую опухоль мировой уммы, и для разрастания он использует именно религию при молчаливом согласии ее служителей.
Ненависть вовне
Молчание исламских лидеров связано и с тем, что на глобальном уровне вновь началась Большая игра за сферы влияния, так как эти сферы в век глобализации стали все больше пересекаться, и они просто пережидают. Однако столкновение цивилизаций и ценностей, переплетенное со стремлением к контролю над природными запасами или международными морскими путями, приводит в конце концов даже к войне одних мусульманских стран с другими, так же как дети двух славянских народов уже почти год убивают друг друга на юго–востоке Украины.
То, что верующие вообще прибегают к насилию, никому не делает чести, а то, что они оказываются игрушкой в чьих–то руках, - двойная потеря чести. Многие в Кыргызстане недовольны распространением в стране новых религий и призывают разрешать только те из них, которые исторически считаются основными. Но что это за вера у людей, если ее можно поменять за бесплатную похлебку? И чем занимаются имамы и казы, ездящие сами на джипах и строящие шикарные особняки, если они не выдерживают конкуренцию с так называемыми сектами, недостойными нашего членства?
Во всем обвиняется Запад, его ценности ругают, но многие стремятся отправить своих детей учиться именно туда, используют их Интернет, ездят на их, извините, "Мерседесах". Там же всех принимают, дают кров и работу, помогают с образованием, а потом им начинают диктовать, что хорошо, а что плохо. Кто–то запускает ракеты в космос, находит все более эффективные лекарства от болезней, создает новые модели самолетов, а кто–то захватывает эти лайнеры и врезается на них в здания с людьми.
От Нигера до Пакистана верующие негодуют: французы не имели права смеяться над нашим пророком, как будто они сами уважительно относятся к французским ценностям. Сатира сама по себе - жанр на грани оскорбления, стать ее объектом - уже далеко от почета, но усилится ли этот почет, если запретить другим смеяться над собой? Жесткие шутки не все выдерживают, а художники высмеивали не только ислам, но и другие религии, некоторые традиции которых выглядят в современном обществе уже анахронизмом.
Неизбежность реформ
Всплеск ответного экстремизма связан с военной агрессией Запада в мусульманских странах, однако само западное общество оказывается из–за либеральности беззащитным у себя дома к ценностям инородных культур и религий. Пользуясь такой свободой, например в Кыргызстане, религиозные деятели регулярно атакуют статью Конституции о светскости государства, а используя всеобщее уважительное отношение к религии, они никогда не прочь поглавенствовать в любом обществе.
В ислам в последнее время стало обращаться много молодежи, выросшей и получившей образование на Западе, обладающей энергией, но стремящейся к истокам. Религиозные семена возврата к прошлому попали в кыргызском обществе в благодатную почву самокопания и возвеличивания всего древнего, однако когда проповедники абсолютизируют каждую мелочь любого отдельного мазхаба, делая второстепенные детали важнее общего духа религиозного учения, оно многое теряет от своей сути.
Определение, к примеру, даты того или иного праздника визуально по Луне на небе, взобравшись еще и на ближайший холм, когда рядом есть и более высокие пики, в то время как тот же Улугбек еще 600 лет назад уже составил точные звездные календари на сотни лет вперед, ничего, кроме недоумения, не вызывает.
Богослужения на арабском, который понятен лишь имамам, остающимся почти во всем остальном безграмотнее своих последователей, в то время как существует несколько переводов Корана на кыргызский, такое недоумение только усиливают. Абсолютизация и экстраполяция ритуалов порой заслоняют дух.
Крестовые походы начались в конце XI века. И продолжались до середины XV века - христианству тогда исполнилось около 1400 лет. Первые около 300 лет ему пришлось утверждаться в мире. Ислам утвердился быстрее, но ему в наши дни тоже исполняется 1400 лет. В XVI веке Мартин Лютер реформировал христианство как раз после таких буйных времен, и, если продолжить аналогию, реформа ислама рождается сейчас тоже в муках.
Нарын АЙЫП 10.03.2015
|