Заключенные Кыргызстана. Кто растит преступников? - М.Мирошник 09:27 16.03.2015
5 марта на заседании парламента представили законопроект, которым в Кыргызстане предложили объявить амнистию для несовершеннолетних, беременных и женщин, старше 55 лет. Одним из его инициаторов стала депутат от фракции "Ата Мекен" Ширин Айтматова. Свое решение она обосновала просто: обычное человеческое желание помочь людям и дать им шанс на исправление. К этому же она призвала и своих коллег.
"В Кыргызстане есть случаи, когда имеющихся фактов достаточно для привлечения некоторых виновных лиц к ответственности. Это серьезные проступки, связанные с хищением огромных сумм, когда бюджету наносится колоссальный урон. Такая ситуация характерна для стран третьего мира с высоким уровнем коррумпированности. Однако в наших тюрьмах таких людей, которые наносят огромный урон бюджету, мало или они там недолго задерживаются, - поделилась позже своим мнением с "ВБ" Ширин Айтматова. - В нашей стране в тюрьме преимущественно сидят люди, которые идут на преступления от безысходности, из-за того, что им нечего есть, нечем кормить детей, у них тяжелая жизненная ситуация. Большинство женщин отсиживает срок по статьям "Мошенничество, "Кража", "Хулиганство" и "Грабеж". При этом за годы независимости не создано ни одного рабочего места. И мы можем и должны быть милосердными к этим людям, которых, по сути, сами и вынудили преступить закон".
Почти все дети, которые отбывают срок в Вознесеновке, это дети трудовых мигрантов. Они – цена, которую мы платим за миграцию.
И в Кыргызстане, действительно, таких примеров масса. Из-за несовершенства судебной системы в тюрьмах зачастую сидят те, кто был вынужден пойти на преступление из-за крайней нищеты, оказавшись в трудной жизненной ситуации. Именно у такой категории людей нет денег на "досудебное разрешение". Богатых заключенных со связями в пенитенциарных учреждениях вряд ли встретишь. Либо такие очень скоро освобождаются.
Под откос
Женщины в Кыргызстане очень уязвимы. История Эльнуры (имя изменено - vb.kg) это наглядно показывает. Женщина стала жертвой гендерного неравенства. К сожалению, типичной. Ничего не объясняя, муж Эльнуры привел в дом новую жену, а она, законная супруга, осталась на улице без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, Эльнура вынуждена была пойти на мошенничество, за что и получила срок в тюрьме.
Многие, безусловно, скажут, что это ее совершенно не оправдывает. И будут правы. Но другая сторона медали все еще остается - сложившиеся жизненные обстоятельства привели женщину на грань безысходности, после чего она решилась на преступление.
В закрытом учреждении из-за плохих условий содержания здоровье Эльнуры сильно пошатнулось. И когда она вышла на свободу, то угодила прямиком в бомжи. Родственники от женщины отвернулись. Получить вовремя медицинскую помощь без денег она не смогла, спустя время женщине ампутировали ногу. Попав в дом престарелых, Эльнура перенесла инсульт. Потом у нее отказали почки, и бывшая заключенная умерла...
Как мы сами растим преступников
Для принятия новой нормы у Ширин Атматовой есть дополнительно несколько важных аргументов. У женщин, которые отбывают срок в тюрьме, детей по достижении ими трехлетнего возраста, отбирают. Лишь в редких случаях воспитывать их соглашаются родственники. Чаще всего малыши попадают в детские дома, после чего судьба их складывается весьма трагично.
Я думаю, вместо того, чтобы наказывать детей и женщин за нищету, им можно дать второй шанс. И, возможно, их жизнь изменится к лучшему. Ширин Айтматова.
Существует и еще одна проблема, которую давно нужно решать на уровне государства и его главы - дефицит рабочих мест напрямую связан с детской преступностью. Пока власти гордятся "отчислениями" трудовых мигрантов, часть детей тех, кто был вынужден податься на заработки, пополняет ряды заключенных Вознесеновской исправительной колонии.
Посещающая это место лишения свободы, врач-терапевт Центра восстановления семьи "Альтернатива" Нурбубу Курманова приводит ужасающие факты: детей в этом закрытом учреждении не перевоспитывают, а медленно превращают в инвалидов. У заключенных выявлен ряд заболеваний: это черепно-мозговые травмы, ушибы, воспалительные процессы, энурез, артроз, артриты.
В медкарточке при этом прописано шаблонное лечение, хотя эффекта от него нет. И этого эффекта, по мнению врача, и не будет, ведь дети элементарно раздеты и разуты. Страдающие ночным энурезом дети днем получают лечение, а ночью спят в мокрой постели, поэтому вылечить их вряд ли удастся.
"Почти все дети, которые отбывают срок в Вознесеновке, это дети трудовых мигрантов. Они – цена, которую мы платим за миграцию. Один такой оставленный родителями ребенок, вероятно, после систематического унижения и насилия, убил дедушку. Но даже и после этого случая им не заинтересовались ни отец, ни мать. Все внимание родственников было направлено на то, чтобы добиться срока наказания побольше. В результате, по словам подростка, ему дали 12 лет вместо 10. Возможно, и других детей преступить закон толкает насилие и безразличие к ним родных, государства, общества. Ведь никто этими детьми особо не интересуется", - сказала Айтматова.
Говорить о перевоспитании заключенных детей не приходится не только потому, что этому не способствуют тюремные условия и сама атмосфера за решеткой. Покидая стены колонии, подростки, а, по сути, еще дети, испытывают большие трудности с реабилитацией и социализацией, ведь работы по профилактике первичного рецидива нет. Вы сами представьте: двери колонии закрылись. Идти некуда. Есть нечего. В кармане - ни копейки денег. Как жить на свободе? Этому их не учит никто...
"В женской тюрьме есть завод по изготовлению соевого молока, пекарня, швейный цех. У мальчиков нет ничего. Соответственно и возможности собрать какой-то капитал у них нет. В кармане нет денег даже на проезд в маршрутке. Сами работники Вознесеновки просили, чтобы у них было какое-то производство и дети хоть чему-то бы научились, выходя из тюрьмы. У этих мальчиков нет и психолога. Такие услуги оказывает женщина – бухгалтер по образованию. Питание ненадлежащее. По этим причинам мы можем получить очень озлобленных ребят, которых пребывание в тюрьме не сделает лучше. Я думаю, вместо того, чтобы наказывать детей и женщин за нищету, им можно дать второй шанс. И, возможно, их жизнь изменится к лучшему", - заключила Ширин Айтматова.
Наше государство, вместо того, чтобы оказывать помощь, лишает детей и женщин в трудной жизненной ситуации не только помощи, но и свободы. При этом на содержание тюрем тратятся огромные деньги. И эту систему нужно срочно менять, но власти не торопятся. Общество уже давно сделало вывод, что выделяемые на карательные меры средства лучше перекинуть на систему социальной защиты уязвимых женщин и детей, профилактику преступности.
Вот и получается, что бывшие заключенные никому не нужны: ни родне, ни государству. И здесь пора признать одну простую, но оттого не менее пугающую вещь: рецидивистов растим мы сами. Так может пора дать шанс поменять свою жизнь?
Согласно законопроекту, под амнистию подпадает 901 человек: 827 женщин и 74 несовершеннолетних. Амнистии не подлежат убийцы, умышленно причинившие тяжкий вред здоровью, осужденные за истязание, похищение человека, торговлю людьми, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, разбой, сопряженные с причинением смерти, а также за террористический акт, бандитизм, организацию преступного сообщества и т. д. В список освобождаемых от наказания не попали те, кто ранее уже освобождался из мест лишения свободы в порядке помилования или амнистии, однако снова совершил умышленные преступления; кто вновь совершил умышленные преступления, находясь в местах лишения свободы, повлекшие тяжкие последствия для жизни и здоровья, а также особо опасные рецидивисты.
Если новую норму примут, то она освободит от уголовной ответственности женщин и несовершеннолетних за побег или уклонение от отбывания наказания, если они добровольно явились в места лишения свободы в течение трех месяцев со дня опубликования закона. Сократят срок наполовину условно осужденным женщинам и несовершеннолетним, а также отбывающим срок наказания в колониях-поселениях. На одну треть - осужденным за умышленные преступления до 10 лет включительно. На одну четверть - осужденным за умышленные преступления на срок свыше 10 лет.
13 марта 2015 Марина Мирошник
|