Ливия: нефтяной сектор под прицелом боевиков, - Юрий Зинин 10:35 16.03.2015
На фоне непрекращающейся в Ливии междоусобицы, волна насилия с начала марта сего года накрыла ряд нефтедобывающих районов страны. 11 нефтяных месторождений Эль-Бахи, Захра, Эль-Мабрук, Аль-Гани и другие, расположенные в 700 км к юго-востоку от Триполи, подверглись атакам вооруженных милиций.
Многие называют их сторонниками ИГИЛ. В ходе стычек было убито 11 местных охранников, похищено семь иностранных специалистов, подожжено несколько объектов.
То, что анархия, в которую страна погрузилась после свержения Каддафи три с половиной года назад, ударит по нефтяному сектору страны, было ясно с самого начала.
"Дореволюционная" добыча нефти в Ливии с 1,6 млн барр. в день упала до 800 тыс. барр. в 2012 году и до 350 тыс. барр. к концу 2014 г . Этот упадок рос как снежный ком из-за действий отрядов бывших боевиков. Почувствовав свою безнаказанность, они стали шантажировать центральное правительство, чтобы отхватить долю доходов от нефтяного пирога страны.
С лета 2013 г. боевики блокировали работу ряда терминалов по вывозу черного золота на востоке и принялись контрабандно торговать достоянием ливийского народа. Допустивший такую ситуацию Али Зайдан – тогдашний ливийский премьер-министр, весной 2014 года был смещен. После этого раскол в руководстве Ливии достиг своего апогея: образовались два военно-политических лагеря. Один – со своим правительством и парламентом в Триполи и другой – в Тобруке (1200 км к востоку), признанный мировым сообществом.
Градус отчужденности и непримиримости этих двух полюсов не снижается. Остановить баталии между их вооруженными фракциями не удается. Переговоры между делегатами от обеих сторон под эгидой ООН вяло текут: от Гадамеса (Юг Ливия) и Женевы и ныне до Марокко.
Сегодня очевидно, что нефтяной сектор стал заложником этого противостояния. На средиземноморском побережье Ливии расположено 7 нефтяных портов, три из них: Эль-Хрига, Аз-Зувайтина и Эль-Брига в восточной части страны – под контролем правительства Тобрука. Крупнейший – Эль-Хрига питается нефтяным потоком из месторождений на юге страны: Ас-Сарир и Мисалла.
Два других, Эс-Сидра и Рас-Лянуф – камень преткновения между сторонами. В конце 2014 года "Ливийская заря" – группировка милиций, лояльных Триполи, предприняла две атаки на бригады, верные Тобруку, в районе Рас Лянуф. В ходе этих действий были подожжены крупные хранилища нефти, которые тушили более недели, что нанесло ущерб экспорту нефти. Самолеты, лояльные Триполи, пытались бомбить экспортный терминал Эс-Сидра, но были отогнаны огнем ПВО оппонентов из Тобрука.
Остальные нефтяные комплексы на западе страны – в руках формирований под эгидой правительства Триполи. Один из них – Аз-Завия не принимает нефтеналивные суда из-за того, что нефтепровод, подающий ему нефть с месторождения Аш-Шарара, закрыт.
В последние дни ливийская национальная нефтяная компания объявила ситуацию форс-мажорной и пригрозила закрыть все нефтеполя и порты, если бои на этих объектах продолжатся. Это – знак того, что она снимает с себя ответственность за выполнение ранее подписанных контрактов на поставку углеводородов. А это, соответственно, усиливает беспокойство иностранных сотрудников, работающих в Ливии, за свою безопасность.
Бюджет Ливии практически полностью зависит от вывоза нефти, в 2010 г. ее экспорт принес около $47 млрд в казну (на страну пришлось примерно 2% мирового производства нефти). В Ливии работали крупнейшие мировые корпорации: BP, Royal Dutch Shell, Eni, Total, Occidental Petroleum, ConocoPhillips, OMVl, а также некоторые российские.
Нефть – достояние ливийского и других арабских народов – мощный рычаг развития, экономического роста и обеспечения прогресса.
Однако после так называемых "цветных, демократических" революций, поддержанных извне, она рискует стать не только источником благосостояния, но и распрей в обществе, финансирования деятельности исламо-экстремистов, поднявших голову на Ближнем Востоке.
Пример этого – действия ИГИЛ, которое бросает доходы от захваченных нефтеобъектов на территории Сирии и Ирака на реализацию своих черных замыслов, с целью повернуть движение этого региона вспять.
Юрий Зинин, ведущий научный сотрудник МГИМО, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение". 15.03.2015
|