НАТО выходит на границы России. Москве предлагают выбрать между капитуляцией и войной, - С.Кожемякин 14:48 17.03.2015
Запад предпринимает подчеркнуто провокационные действия, выставляющие вокруг России цепь красных флажков. Москве ясно дают понять: не рассчитывайте даже на региональное лидерство! Положение, когда американские военные находятся в ста километрах от Петербурга, – плоды политики, началу которой по роковому совпадению именно в эти дни исполнилось тридцать лет.
Давление усиливается
То, что Минские соглашения не снизят накал антироссийской истерии, стало ясно сразу после их подписания. От Москвы требуют не просто уступок. Прошло то время, когда России в обмен на лояльность позволяли оказывать влияние, пусть и в ограниченном формате, на дела в некоторых постсоветских республиках. Своего рода утешительный приз, чтобы горечь от поражения не ощущалась столь остро!
Сейчас, когда Россия сделала робкую, первую чуть ли не за три десятилетия попытку отстоять свои интересы, ее будут подвергать мощному прессингу. Причем как по периметру границ, так и изнутри. Россия не имеет права на собственную сферу влияния. Это программное заявление нового министра обороны США Эштона Картера является квинтэссенцией западной стратегии.
За год, минувший после крымского референдума, на Москву, конечно, давили. Давление, однако, было большей частью дипломатическим и экономическим. Санкции и громогласные обвинения в поддержке донецких и луганских "сепаратистов" – все это произвело определенный эффект. Но не тот, на который рассчитывали авторы новой холодной войны. Полной капитуляции не последовало – и уже одно это взбесило Запад, который привык к совсем другой России – покладистой и сговорчивой.
Теперь ставка делается на давление военное. Запад бряцает оружием у самых российских рубежей, демонстрируя силу, стараясь запугать и вернуть "медведя" в берлогу. По сути, страну обкладывают плотным санитарным кордоном. Ярким примером этого бряцания стала выгрузка в рижском порту 120 единиц военной техники из США. Впрочем, это лишь малая толика американских сил, закачиваемых в Прибалтику. Общая их численность в ближайшее время достигнет 3тыс. человек, плюс сотни единиц авиа- и бронетехники.
На первый взгляд, это грубое нарушение Основополагающего акта Россия–НАТО, запрещающего постоянное присутствие крупных сил альянса в приграничных государствах. Однако Запад нашел хитроумную лазейку. Постоянного (permanent) присутствия формально не существует. Вместо этого есть длительное, не прекращающееся (continuous) присутствие: в Прибалтике и Польше будут одно за другим проходить военные учения с участием натовских, в т.ч. американских, сил. Например, в Эстонии с 4 по 15 мая пройдут крупнейшие в истории этой страны маневры, в которых примут участие более 13 тыс. военнослужащих. Место и время выбрано не случайно – в момент празднования 70-летия Победы, на северо-востоке Эстонии. Другими словами, всего в сотне километров от второго по численности населения российского города. Преемственность Третьего рейха и нынешних претендентов на мировое господство подчеркивается как будто специально!
Впрочем, на этом тревожные совпадения не заканчиваются. Для действий США и их союзников в Восточной Европе выбрано специальное название – операция Atlantic Resolve ("Атлантическая решимость"). Сами собой напрашиваются аналогии с такими операциями, как "Решительная сила" (против Югославии в 1999 г.) или "Иракская свобода" (против Ирака в 2003 г.). Москве прозрачно намекают, что она вовсе не застрахована от включения в этот скорбный и кровавый список.
Вашингтон идет на передовую
Но Прибалтикой дело не ограничивается. Вся Восточная Европа превращается в один большой плацдарм. К 2018 г. здесь планируется развернуть систему противоракетной обороны, важнейшие элементы которой разместятся в Польше и Румынии. В трех прибалтийских государствах, а также в Польше, Болгарии и Румынии будут созданы командные центры НАТО. Кроме того, в болгарской Варне появится центр управления военно-морскими силами альянса на Черном море. Решение закономерное. Черное море также включено в зону "длительного" присутствия НАТО. 10 марта здесь начались крупные учения с участием кораблей из семи стран альянса. В ходе маневров отрабатывалась не только защита от нападения, но и сражения с береговыми подразделениями противника (наверное, не стоит объяснять, какого именно).
Кроме того, будут резко увеличены Силы реагирования НАТО – с 13 до 30 тыс. человек. В случае необходимости данная группировка будет развернута в течение 72 часов, а силы первоочередного задействования (5тыс. военных) – 24–48 часов. Против кого создается группировка, в альянсе даже не скрывают. В пресс-службе штаб-квартиры НАТО заявили, что это "позволит альянсу реагировать на вызовы безопасности на востоке со стороны России".
Еще один пункт антироссийской кампании – милитаризация Восточной Европы. Та самая бронетехника, что прибыла 9 марта в Ригу (а также та, что еще будет поставлена, – всего ни много ни мало 750 единиц!), не будет возвращена в Штаты, а останется в Прибалтике. Либо, как предполагает ряд экспертов, будет переправлена на Украину. Миллиарды долларов направляются на модернизацию польской армии. "Ударным кулаком" в этой стратегии должна стать Украина. Туда уже прибывают западные военные инструкторы, а американский конгресс одобрил поставки Киеву летального оружия.
Одновременно из России лепят образ врага – не менее опасного, чем "Исламское государство". "Россия – единственная значительная угроза Великобритании", – заявляет глава британского МИД Филип Хаммонд. "Мы по-прежнему видим российское присутствие и мощную поддержку сепаратистов на Восточной Украине", – продолжает генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. "Россия может использовать свои силы для захвата территории НАТО", – вторит ему заместитель командующего объединенными силами альянса в Европе генерал Эдриан Брэдшоу. И над всей этой ложью возвышается выступление бывшего начальника Военной академии США Роберта Скейлза, в качестве решения проблемы предложившего в прямом эфире телеканала Fox News "убивать русских". Все это важные сигналы, игнорировать которые опасно. Точно так же когда-то демонизировали сербов и Милошевича, Саддама Хусейна, Муаммара Каддафи…
Внимания заслуживает еще одна важная тенденция. Если изначально задача противодействия "российской угрозе" возлагалась преимущественно на европейские государства, то в последние месяцы первую скрипку начинает играть Вашингтон. По мнению американских властей, позиция руководства Евросоюза и Германии как ключевого члена ЕС мягкотела. Резон в этом утверждении есть. Европа – не США, и в случае начала большой войны пострадает именно она, а не далекие Штаты. Да и последствия санкционной войны бьют в первую очередь по Европе. Вот почему ЕС, и в первую очередь Берлин, пусть осторожно, пусть с постоянной оглядкой на "большого брата", нащупывают пути к замирению.
В Вашингтоне, однако, Минские соглашения расценили как преступное малодушие. Конфликт скрыт от глаз широкой публики, но ряд признаков позволяет сделать вывод о его накале. Выступая на слушаниях в конгрессе, глава Комитета начальников штабов вооруженных сил США Мартин Демпси посетовал на то, что "Россия пытается вызвать разногласия между нашими союзниками по вопросу о будущем Европы". Почти одновременно с этим состоялась заочная дискуссия между главнокомандующим вооруженными силами НАТО в Европе американским генералом Бридлавом и министром иностранных дел Германии Штайнмайером. Первый обвинил Россию в масштабных поставках военной техники на Украину, в то время как второй, ссылаясь на "европейские источники", опроверг эту информацию. Отметим, что ведущие немецкие СМИ заняли довольно смелую позицию. Так, журнал Spiegel обвинил Вашингтон в желании "воспрепятствовать посредническим усилиям европейцев".
В глазах американского истеблишмента подобная фронда – недопустимая роскошь для Европы. Вот почему США взвалили на себя основное "бремя" по наращиванию военного присутствия у российских границ. Тем самым решаются две задачи. Первая – давление на Москву. Вторая – напоминание Евросоюзу, "кто в доме хозяин". Показательна в связи с этим история с "вооруженными силами ЕС". Напомним, что о возможности создания единой европейской армии обмолвился в одном из интервью председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. И хотя политик сделал привычную ссылку на "российскую угрозу", адресат его выступления явно был иным. Нужно помнить, что Юнкер – это креатура Берлина, на пост председателя Еврокомиссии его продвигала Ангела Меркель. А учитывая, что заявление было сделано аккурат в разгар подковерного конфликта между Германией и США, очевидно, что тем самым в Берлине решили подразнить Вашингтон. Цель удалась. Сами Штаты отмолчались, но зато резко против идеи Юнкера выступила Великобритания, а также Польша и Прибалтика – главные союзники США в Европе.
И все же возлагать большие надежды на эти внутризападные трения не стоит. Слишком разные весовые категории у Вашингтона и Берлина, да и вряд ли станут германские власти идти на обострение конфликта, тем более что у США в Евросоюзе есть весомые козыри в лице Великобритании и "молодых демократий" Восточной Европы.
Опасность либерального мифа
То, что нажим на Россию будет возрастать, не вызывает сомнений. Сомнения есть в том, сумеет ли Россия этот нажим выдержать. С одной стороны, Москва предприняла ряд безусловно правильных шагов. Это касается, в том числе, принятия новой военной доктрины, где в качестве основной угрозы названо наращивание силового потенциала НАТО. Достойна одобрения и реакция министерства обороны на провокационные учения у российских рубежей – например отработка авиаударов по противнику во время маневров натовских кораблей в Черном море.
Вместе с тем укрепление вооруженных сил идет недостаточно быстрыми темпами. От постсоветской разрухи и сердюковских экспериментов армия не оправилась до сих пор. Достаточно сказать, что оснащенность сухопутных войск современным (то есть выпущенным после 1991 г.) артиллерийско-ракетным вооружением не превышает 25%, доля новой техники в ВВС составляет, по официальным данным, 35% и т.д. Особенно пострадал военный потенциал на западном – наиболее важном – направлении. Например, в приграничных с Украиной областях у российской армии нет ни одного общевойскового соединения.
Оптимистичные заявления чиновников от обороны о "прорывных" технологиях часто оказываются, мягко говоря, преувеличенными. От создания опытных образцов до серийного производства могут пройти годы, но эту "несущественную мелочь" не любят замечать. Так что недавнее заявление Путина о том, что "ни у кого не должно быть иллюзий, что возможно добиться военного превосходства над Россией", пока, к сожалению, далеко от реальности.
Но состояние вооруженных сил – это отражение общего социально-экономического курса. А курс этот последние три десятилетия был разрушительным. 11 марта исполнилось ровно 30 лет с того дня, когда генеральным секретарем КПСС стал Горбачев. За это время страна практически лишилась обороноспособности, потеряла целые отрасли в экономике, на колени поставлена наука. Продолжать можно долго. Но вот вопрос: а отказалась ли Россия от либерального курса, извлекла ли уроки из этих тридцати лет? Осознали ли власти ошибки – своих предшественников и свои собственные?
Ответить утвердительно не получается. Ведь те самые лица, которые сейчас говорят о величии России, безропотно позволили НАТО выйти на границы страны. Они не смогли ничего противопоставить включению большинства постсоветских республик в зону западного экономического, политического и культурного влияния. Нынешняя украинская катастрофа зрела годами, и огромная доля вины в этом лежит на хозяевах Кремля, проводивших откровенно бездарную внешнюю политику.
В правительстве продолжают заправлять "птенцы гнезда Гайдара". Не свернут антисоветизм, не остановлены реформы образования и науки. В этих условиях модернизация армии, о которой неустанно говорят в Кремле, бессмысленна.
Либеральный миф, который ослабил страну, жив. А пока он жив, будущее России находится под вопросом, и те самые красные флажки, которыми обложили страну, будут душить ее все сильнее.
Сергей КОЖЕМЯКИН
№26 (14121), 17 марта 2015 г.
|