Не по Сеньке шапка. Кыргызские революции показали.., - Н.Айып 00:35 08.04.2015
Есть поговорка: если стаю волков возглавляет овца, они все начинают действовать как овцы, но если даже дворовых собак поведет за собой тигр, такие дворняжки могут посостязаться и со львами. За время независимости Кыргызстан никак не может найти льва, который бы повел страну вперед.
Теория
В странах, где не было "цветных" революций, но потенциальная угроза существует, широко поддерживается идея, что они всегда привносятся извне - начиная с Октябрьской 1917 года в России и кончая двумя революциями в Кыргызстане. Образное определение Ленина, что революции происходят, когда верхи не могут управлять как раньше, а низы не желают, чтобы ими так управляли, стало предостережением для тех, кто учится на чужих ошибках.
Власти и элита западных государств, проштудировав Маркса и Энгельса, а также понаблюдав за революциями в других странах, решили: чтобы обезопасить себя, делиться как властью, так и имуществом, пока не станет поздно. Они ввели обязательные периодические выборы и начали создавать акционерные общества, чтобы пролетариям было что терять, кроме своих цепей, а при предприятиях и учреждениях стали образовываться попечительские и наблюдательные советы.
Такая тактика оправдывает себя, и в развитых государствах в последние сто лет революций не было. Но лидеры других стран ничем, коим стали обладать, придя к власти, делиться не желают, так как им всегда не хватает ни полномочий, ни имущества. Они видят, каким богатством владеют руководители развитых стран, и стараются достичь того же, для чего обирают свой народ, вместо того чтобы приумножать общий продукт и становиться богатыми вместе со всеми.
Кроме того, государства третьего мира, имитируя то, что происходит в странах развитых, стали сочинять дутую статистику, проводить подтасованные выборы, создавать фальсифицированную народную поддержку. Наиболее простым способом разрушить такую фальшивую систему оказалось требование честных выборов с переподсчетом голосов и перепроверкой бюллетеней. А революциями их стали называть потому, что эти события действительно ломают намертво установленные порядки властвования.
Первоначально такая тактика использовалась лишь во время или сразу после выборов, но затем стала применяться при любых непопулярных действиях власти, которые становились поводом для ненасильственных выступлений. Еще позже к разряду "цветных" революций стали относить все - от студенческих волнений во Франции в 1968 году, приведших в конце концов к отставке президента Шарля де Голля, до "революции зонтиков" в Гонконге в 2014–м.
Практика
После первой такой революции в Сербии осенью 2000 года появились книги, которые называют пособиями по "цветным" революциям, но они в основном учат, как считать голоса на выборах, на чем можно поймать чиновников или о чем не забыть, чтобы власти не обвели вокруг пальца. В мире много гораздо более аморальных книг типа, как оптимизировать налоги или как открыть фирму в оффшорной зоне, но их авторов никто ни в чем не обвиняет.
Практика всегда отходит от плана, а кыргызскую практику вообще трудно вписать в какие–то теории. После начала войны в Ираке в марте 2003 года и скорого падения режима Саддама Хусейна Национальный музей в Багдаде был моментально разграблен в течение нескольких часов. Некоторые считают, что это и было одной из целей начала американской агрессии, потому что исчезли экспонаты времен Шумера и даже древнее, которым нет цены.
В кыргызских музеях таких ценностей нет, а местный адреналин настроен на более прозаические вещи. Сразу после революции Алмазбек Атамбаев собирал журналистов и рассказывал о героях распила ценностей, но состава преступления в их действиях не было найдено даже после повторных проверок.
Однако все видели и знают, что одни под шумок воровали миллионы из банковских ячеек, другие совершали рейды в офисы компаний, третьи мародерствовали на улице, но никто не понес наказания, что развратило и развращает общество.
Обе революции показали, что никто в кыргызском истеблишменте не выполнял и не выполняет своих прямых обязанностей - от милиции и спецназа, охранявшего "Белый дом", до президентов и премьеров, против кого выступили революционеры. А революционеры безответственны по определению, и созданные ими ветви власти все время оказываются субъектами политической борьбы, вместо того чтобы возвышаться и руководить ею, защищая общенациональные интересы вместо узкогрупповых.
Последствия
Тем не менее после революций страну перестали путать с Курдистаном, шведы назвали Кыргызстан родиной Санта–Клауса, газета "Нью–Йорк таймс" стала вносить в свои списки культурных событий кыргызские фестивали, турагентства начали включать государство в свои рейтинги... Но не потому, что страна добилась этого кропотливым трудом в конкурентной борьбе, а из–за грохота, который она устроила на весь мир.
Однако намерения новой власти впрячь в одну телегу коня и трепетную лань, совместив революцию с правом, привели к тому, что страна проигрывает один международный суд за другим, туда же движется в последнее время "Кумтор", а судьба национализированных объектов до сих пор висит в воздухе. И одновременно с этим декреты Временного правительства, выполнявшего роль и судов, и парламента, и правительства, остались несепарированными по функциям и нелегитимированными, хотя юридические предложения были.
В результате власть потеряла всякую сакральность и падение уважения к ней до сих пор сама же усугубляет, назначая на должности людей чуть ли не с улицы (лишь бы состояли в правильной партии), которых могут вызывать на ковер и пороть по любому поводу не более уважаемые депутаты. Требовать от таких назначенцев чего–то профессионального даже язык не поворачивается, а их реальные способности теперь будут испытаны после присоединения страны к ЕАЭС, когда начнется настоящая конкуренция.
Но более всего последствия революции ощутили на себе жители юга, на кого через два месяца обрушилась трагедия, которую сильная и профессиональная власть допускать не должна была. Шапка оказалась не по Сеньке, и ситуацию выправила лишь всеобщая стихийная мобилизация населения, а авторитет на международной арене был спасен жестким требованием международных организаций провести первую в Центральной Азии мирную передачу власти.
Родственники же погибших на площади до сих пор выпрашивают помощь. Как сказал еще полтора столетия назад английский историк и философ Томас Карлейль, революции задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами негодяи. Но даже в организациях романтиков–революционеров до сих пор продолжаются скандалы, а фанатики–циники требуют продолжения банкета.
Система
Авторитет внутри страны поднимается за счет опускания тех, кто не согласен или критикует, - например, всех, кто расследовал июньские события, - от Кильюнена до Эркебаева. Победой провозглашается даже то, что другие отказываются от дискуссии, видя ее бесполезность. Для мнимого возвышения новая власть окружает себя бездарями, и даже в XXI веке в ход идут примитивные методы лидерства и властвования - я нарушу приличия или правила, а вы в ответ ничего сделать не сможете.
Другим "перпетуум мобиле" становятся месть и сведение счетов - вплоть до показательных судебных процессов над исполнителями: у вас был выбор - исполнять или не исполнять приказы. Но такой же примитивный выбор новая власть ставит и сама: кто не с нами, тот наш враг. Встречалась посол США с Максимом - виновата вся Америка, окопался Максим в Лондоне - прогнила вся правовая система Великобритании. Врагами становятся даже те, кто отмечает дату первой революции, а вот Октябрьскую революцию хвалить не возбраняется.
Даже Ленин после революции 1917 года призвал на советскую службу буржуазных спецов, кыргызские же революционеры, установив новые правила выборов, подчинили всю жизнь страны интересам недоразвитых партий, исключив из политической жизни всех, кто выше этого. В результате установился феодальный парламентаризм, когда должности акимов или министров делятся между фракциями как почетные куски мяса, а из–за рубежа похвала звучит потому, что депутаты хотя бы научились держать в руках парламентскую ложку.
Власть до сих пор понимает только грубую силу, и лучшими друзьями становятся наиболее наглые. Европа после многовековых феодальных междоусобиц пришла к общим правилам и принципам, сглаживающим первобытный максимализм. Нам же, восхваляющим в XXI веке все кочевое, более понятны нормы, существовавшие еще до возникновения институтов власти.
Покаяние
После каждой революции ее авторы заявляют, что больше таких потрясений быть не должно. Но для этого недостаточно произносить мантры или давать обещания, надо искоренять причины, из–за которых народ разочаровывается в своих руководителях, необходимо вести себя так, чтобы восхищались и брали пример, нужно, наконец, быть просто честными и не пускать пыль в глаза.
Власти дежурно оправдываются, что прежние были еще хуже, чтобы самим выглядеть лучше на критикуемом фоне. Но тем, кто лучше их, они свои места не уступают - не для этого они делали революцию. Однако вышла бы 7 апреля на площадь молодежь под пули, знай она, кто придет к власти и что за порядки они установят? Революционные ситуации возникают именно потому, что власти не умеют управлять, не знают меры и никогда не признают ошибок.
Лидеры Германии до сих пор просят прощения за события 1933–1945 годов, и это возведено в ранг госполитики. Борис Ельцин простил Руслана Хасбулатова и Александра Руцкого, попавших в тюрьму после событий октября 1993 года. Даже Махатма Ганди уходил от руководства, когда видел, что у него не получается быть лидером, но к нему снова приходили и просили возглавить народ. Наиболее сильно моральное руководство.
Изменение настроений новой власти как лакмусовая бумажка показывает их отношение к правозащитникам и независимым журналистам, которые, когда защищали их во время оппозиционности, были хорошие и объективные, а как только стали защищать от них самих - уже не ко двору.
Примитив сквозит во всем. Атамбаев заявил 1 апреля в эфире "Евроньюс", что Кыргызстан будет двигать ЕАЭС к сближению с Брюсселем, и страна, мол, была готова вступить в Евросоюз уже два года назад. Но Турция, как мы знаем, не может этого сделать уже 20 лет. Чтобы соответствовать стандартам и выполнять европейские требования, одного желания или мании величия мало, для этого надо хотя бы навести порядок у себя дома и работать, работать и еще раз работать.
Захватить сейчас власть в Кыргызстане, где все государственное вырождено, достаточно легко, но управлять страной и строить государство много труднее. Прежде всего руководителям нужно добиться, чтобы их уважало население, верило и поддерживало, разделяя их идеи, иначе при виде 300–400 парней с камнями и палками в руках охрана опять разбежится.
Нарын АЙЫП
7 апреля 2015 года. №38
|