Кто и за что воюет в Сирии, - Александр Шарковский 09:29 10.04.2015
Кому выгодно бесконечное продолжение вооруженного противоборства
В провинции Дераа, рядом с Иорданской границей, отряды сирийских повстанцев, чьи силы объединены в так называемый Южный фронт, взяли в конце марта город Босра аль-Шам (находящийся под защитой ЮНЕСКО) и продолжили развивать наступление в северо-западном направлении. Одновременно с ними другие боевые группы провели ряд удачных атак на город Идлиб, на северо-западе страны. Но недалеко от сирийско-ливанской границы, в районе населенного пункта Арсал, совместными действиями подразделений сирийских правительственных войск и боевой группы "Хезболлах" была уничтожена автоколонна повстанцев. Примерно в то же время правительственная армия нанесла авиаудары по опорным пунктам оппозиции в Джобаре, Замалке, Думе. Продолжались бои в Алеппо, в районе Баш Кей Дувар Аз Зейтун. В районе Хомса и Хамы армия вновь и вновь отражала атаки боевиков ИГ. То есть определить явное превосходство одной из противоборствующих сторон в Сирии по-прежнему затруднительно.
Гражданская война в Сирии длится уже без малого четыре года. Она унесла жизни более 220 000 человек (если верить официальным данным). Боевые действия идут с переменным успехом для сирийских правительственных сил и противостоящих им вооруженных сил оппозиции. Особенностью этой войны является то, что она носит очевидный религиозный характер. Повстанцы – сунниты, а представителей этого течения ислама в Сирии большинство, 75% населения страны. Правительство во главе с Башаром аль-Асадом (алавитом по вероисповеданию) может наверняка надеяться только на поддержку религиозного меньшинства: алавитов, друзов, исмаилитов, мусульман-шиитов, христиан и остатков йезидов. Еще одна особенность этой войны – отсутствие линии фронта.
НА СТОРОНЕ ВЛАСТЕЙ
Из-за недостатка сил и средств командование сирийской (правительственной) армии вынуждено было оставить периферийные области и взять под контроль западные и центральные районы страны, крупнейшие экономические и промышленные центры. Курды, составляющие 15% населения, были изначально предоставлены сами себе и постепенно полностью вышли из под контроля правительства. Сирийская армия теряла личный состав не только в боях, большое количество военнослужащих-суннитов дезертировали и присоединились к повстанцам.
В настоящее время надежной опорой правительства являются: Республиканская гвардия, 4-я танковая дивизия и частично полки коммандос, как в составе специальных сил, так и в составах 14-й и 15-й дивизий. В целом силы, воюющие на стороне Башара аль-Асада, сейчас выглядят так: сирийская армия насчитывает 150–178 тыс. бойцов; гвардия – около 60 тыс. бойцов, отряды милиции "сирийское сопротивление" (Мукауамат аль-Суриа) – 2 тыс. бойцов (руководитель – алавит Мухрас Урал, его отряды действуют на северо-западе страны); бригады Баас – около 7 тыс. бойцов; алавитская милиция "Шабиха" – может насчитывать до 30 тыс. бойцов; боевики "Хезболлах" – от 2 тыс. до 25 тыс., действуют вдоль границы с Ливаном; шиитская милиция, включая добровольцев из Ирана и Ирака, насчитывает более 10 тыс. бойцов; есть еще множество мелких боевых групп, чью численность сложно учесть.
Сирийская армия в отличие от поддерживающей ее милиции и повстанцев дисциплинирована и хорошо организована, но распыляет значительную часть своих сил на оборону военных и промышленных объектов, операционных линий. Ей приходится вести войну против партизан, которых в значительной степени поддерживает суннитское большинство населения. Сирийская армия оснащена устаревшим вооружением, в основном советского производства. Своей военной промышленности Сирия практически не имеет, фактически все закупки вооружения осуществляет за рубежом. На международном уровне правительство Башара аль-Асада поддерживают Иран, Российская Федерация, КНР, КНДР. Эти же страны в основном и осуществляют поставку вооружения для сирийской правительственной армии.
Война затянулась, вооруженные силы сирийского правительства инициативой не владеют и уже давно перешли к обороне на всем ТВД. Время от времени в отдельных пунктах сирийская армия и поддерживающие ее боевые организации контратакуют противника, чтобы восстановить утраченное положение, в большинстве случаев – успешно. Из-за близкого положения позиций противоборствующих сторон и их распыления эффективное применение артиллерии и авиации невозможно. Производить массированные огневые налеты по малым и рассредоточенным группам противника нецелесообразно, поэтому авиа- и артиллерийские удары сирийская армия наносит точечно, не причиняя противнику значительного урона. По данным западных СМИ, потери сторон за все время противостояния примерно равны и составляют от 40 до 60 тыс. убитыми с каждой стороны. Бронетехника, используется сирийскими военными так же неэффективно.
Такие участники вооруженного противостояния в Сирии, как курдское ополчение и христианская милиция, давно ведут самостоятельные боевые действия, направленные на оборону мест плотного проживания соответственно курдов и христиан.
Численность христианского ополчения в Сирии оценивается в 20 тыс. бойцов, вооружены они стрелковым оружием. Ополчение курдов более многочисленное. Отряды курдской народной самообороны, руководимые Сипаном Хемо, насчитывают до 40 тыс. бойцов, вооружены стрелковым оружием, крупнокалиберными пулеметами. Есть у них своя артиллерия. Другая крупная военная организация курдов – "Бригады курдского фронта" (Джабхат аль-Акрад) – насчитывает около 7 тыс. бойцов. Есть еще несколько мелких боевых самостоятельных организаций. Курдская милиция воюет главным образом с отрядами ИГ. Эти вооруженные формирования не отличаются хорошей боевой выучкой, но довольно успешно воюют с противником, организованным столь же плохо. Курдское ополчение получает поддержку от соплеменников из Ирака и Турции, то есть опосредованно их вооружают США и страны ЕС.
АНТИПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СИЛЫ
Оппозиционные силы в Сирии отнюдь не монолитны. Вооруженные формирования ИГ – самый опасный противник армии президента Башара аль-Асада. Бойцы "Исламского государства" – только сунниты. Эта организация, в отличие от других повстанческих армий в Сирии, ни с кем не кооперируется, не имеет видимой поддержки ни стран запада, ни Лиги арабских государств, но вместе с тем является сильнейшей в регионе. Правда, в последнее время армия ИГ утрачивает инициативу и способность к эффективным наступательным действиям. Захватив больше половины территории Сирии, бойцы ИГ завязли в боях местного значения на юге и в центре страны против правительственных сил, на северо-востоке – против курдского ополчения и на севере – против сирийских повстанцев и курдов. Численность вооруженных сил ИГ в Сирии, по информации западных СМИ, может достигать 80 тыс. бойцов. На вооружении этой организации есть тяжелая артиллерия и бронированная техника. Боевая выучка большинства бойцов не блестящая, воевать в боевых порядках они обучаются уже в бою.
Успех, который сопутствовал ИГ в боевых действиях в Сирии можно объяснить только очень мощной идеологической базой, которая является источником сильной мотивации и строгой дисциплины. Кроме того, в рядах вооруженных сил ИГ есть квалифицированные командиры, имеющие немалый боевой опыт. Пополнение живой силой в боевых отрядах в последнее время все больше происходит за счет добровольцев из других стран арабского мира, из Африки, а также из Северной Америки, Европы, Ценрально-Азиатского региона и России. В Сирии, как и в Ираке, ИГ воюет против всех, преследуя только свои интересы.
Одним из крупнейших вооруженных формирований оппозиции является "Исламский фронт" (Аль-Ждабхат аль-Исламия), который был провозглашен 22 ноября 2013 года. Эта организация объединила под своими знаменами десятки тысяч сирийских суннитов и несколько тысяч иностранных бойцов. Цель фронта – свержение режима Башара аль-Асада и создание в Сирии умеренного исламского государства, руководимого парламентом (Маджлисаш Шура) по законам шариата. Фронт поддерживается арабскими странами Персидского залива, Иорданией. Главный спонсор этого политического течения и его вооруженного формирования – Саудовская Аравия, она и является основным поставщиком вооружений. В декабре 2014 года "Исламский фронт" (ИФ) вошел в объединение "фронт Леванта". Командует военной организацией ИФ Шейх Захран Аллуш, лидер движения – Амад Исса аль-Шейх. Силы ИФ насчитывают 45–70 тыс. бойцов. Отряды фронта воюют во взаимодействии с другими оппозиционными силами и самостоятельно. Они проводят военные акции против правительственных сил на северо-западе в центре и на юге страны. На севере ИФ воюет против сил ИГ и курдского ополчения.
Другое крупное формирование – Свободная сирийская армия (Аль-джаиш ас-сури аль-хурр) основана офицерами суннитами, которые дезертировали из ВС Сирии. Главной своей целью руководство ССА считает свержение действующего режима и передачу всей полноты власти Сирийскому национальному совету и Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил. Подавляющее большинство бойцов – сунниты. Национальный состав не совсем однороден, кроме арабов-сирийцев есть курды и палестинцы, ливанцы, алжирцы, тунисцы, иорданцы, аравийцы, хорваты, албанцы.
Начальник штаба ССА – бригадный генерал Абдул Ила аль-Башир. Свободная сирийская армия насчитывает от 40 до 50 тыс. бойцов. Участвует в боях за Деирэз Зор, Кунейтру, в провинции Дараа, в Дамаске и таких крупных городах Сирии, как Аль Растан и Абу Камаль. Проводит партизанские рейды на северо-западе страны в районах Идлип и Алеппо. В центре обороняет опорные пункты в пригородах – Хомс, Хама и Растан. На юге ведет боевые действия в провинциях Хоуран и Дараа. Главные силы ССА сосредоточены в районах Хомс и Хама (до девяти батальонов). Наибольшую боевую активность проявляют отряды под командой полковника Казима Саада аль-Дина в районе Хомса, полковника Каледа аль-Хабуша в Дамаске и бойцы бригады Фарук, которыми командует лейтенант Абдул Раззак Тласс. Эту часть сирийской оппозиции открыто поддерживают США, Великобритания и другие страны ЕС, большая часть стран участников Лиги арабских государств. Основными поставщиками вооружений для ССА являются Саудовская Аравия, Турция, Иордания, Кувейт, США. Несмотря на столь мощную поддержку запада, Турции и арабского мира это формирование за последнее время не может добиться ощутимых успехов в противостоянии с армией Башара аль-Асада и с большим трудом удерживает инициативу в контролируемых районах. На вооружении ССА есть бронетехника, буксируемая и самоходная артиллерия, средства ПВО и эффективное противотанковое оружие.
Среди откровенно исламистских формирований выделяются своей активностью "Фронт аль-Нусра" насчитывающий свыше 15 тыс. бойцов, "Ахрар аль-Шам", в чьих рядах воюет от 10 до 20 тыс. человек, и "Джанд аль-Акса", чья численность чуть выше 1000 бойцов. Члены этих формирований сирийцы-сунниты, салафиты. В отличие от ИГ лидеры этих трех группировок не ставят перед собой задачу завоевать мировое господство, у них цель скромнее – создать исламское государство в Сирии. Они охотно взаимодействуют с ИФ, ССА и другими повстанческими формированиями (кроме ИГ). В боевых действиях против Башара аль-Асада и ИГ преимущественно используют партизанскую тактику, проводят рейды, засады, внезапные атаки на опорные пункты противника и совершают диверсии. Иногда консолидированно атакуют крупные силы сирийских правительственных войск, как это происходило в последнее время в провинции Идлиб. Из арабских государств, поддерживающих эти формирования, заметнее всего Кувейт.
В Сирии воюют множество самостоятельных групп исламистов, которые не выходят за пределы определенных территорий. Наиболее многочисленные из них – Исламский союз Аджнад аль-Шам, который действует только в Дамаске и пригородах, насчитывает до 15 тыс. бойцов; Асалауа аль-Танмия, в чьих рядах около 13 тыс. суннитов, это формирование воюет на территориях Дамаска и Алеппо, спонсируется Саудовской Аравией и США; Армия муджахеддинов действует в Алеппо и пригородах, насчитывает до 5 тыс. человек, это формирование получает оружие из США и пользуется поддержкой Катара. Список участников гражданской войны в Сирии, изложенный выше, можно продолжить более мелкими группировками. Правда, информации о них почти нет. А характеристики названных вооруженных формирований достаточно, чтобы увидеть общий расклад сил в охваченной гражданской войной стране.
РАСТЯНУТЬ ВОЙНУ ПОДОЛЬШЕ
Стоит сказать несколько слов о роли Израиля в этой войне. Участие его армии – ЦАХАЛа – в боевых действиях минимально и эффективно, но не это главное. По сути, Израиль находится во враждебном окружении и практически постоянно пускает в дело свои подразделения для того, чтобы гарантированно обеспечить свою безопасность. Поэтому очевидно, что тяжелейшая война, в которую вовлечен один из давних и непримиримых врагов Израиля – Сирия, выгодна Иерусалиму. Вернее, выгодно затяжное продолжение боевых действий. Даже не падение режима Асада, поскольку непонятно, кто придет ему на смену, а именно нескончаемая война на территории враждебного государства. Здесь цели Израиля совпадают с целями США.
Затянувшаяся гражданская война в Сирии, связанные с ней дипломатические маневры Госдепа США направлены на одно – поддержание нестабильности на Ближнем Востоке и распространение боевых действий на весь регион, о чем, кстати, свидетельствуют события, развернувшиеся сейчас и в Йемене. Путем сложных манипуляций, в том числе и с поставками вооружений оппозиции – увеличением интенсивности этих поставок в случае успеха сирийских правительственных войск, снижением интенсивности, когда уже повстанцы действуют слишком успешно, проведением других операций, военное ведомство и спецслужбы США могут регулировать ход этой войны сколь угодно долго. Кроме того, США втягивает в ближневосточные боевые действия Иран, Турцию и другие страны региона. Идет умелое стравливание суннитов и шиитов, и без того извечно враждующих между собой. Скорее всего истиной целью этой политики США являются экономически благополучные арабские государства. Эти страны управляются авторитарными режимами, обладают стойкими исламскими традициями, дисциплинирующими социум, огромными запасами углеводородов и столь же значительным экономическим потенциалом. Они не транжирят нефтедоллары, не пускают на ветер свое богатство, а весьма рачительно его приумножают и активно интегрируются в экономики развитых стран. А США такие конкуренты ни к чему.
Александр Борисович Шарковский – военный обозреватель, член Союза писателей России. 10.04.2015
|