"Я памятник себе воздвиг...". После революции 2010 года началось активное заигрывание новых Кыр-властей с исламом, - Н.Айып 18:53 22.04.2015
После революции 2010 года началось активное заигрывание новых властей с исламом. Были даже случаи, когда Алмазбек Атамбаев ходил на Старую площадь на коллективное моление во время религиозного праздника и в одном ряду с другими верующими преклонял колени в намазе. Сам факт такого участия главы светского государства в религиозном действе вызывал и вызывает серьезную обеспокоенность общества.
В последние годы президент во время Курман айта или Орозо айта молится несколько скромнее в родном селе Арашан, но тоже в составе местной мусульманской уммы и опять же напоказ - фотографии с коллективного намаза регулярно попадают в прессу, и снимки эти делаются не папарацци - их в Кыргызстане нет, - а официальным фотографом президента, и затем специально отбираются для опубликования.
Насколько такое заигрывание опасно, показывает пример Узбекистана. В конце 1991 года Исламу Каримову пришлось пообещать в Намангане агрессивному исламскому сообществу во главе с Тахиром Юлдашевым ввести в Конституцию нормы шариата. Но затем президент "скорректировал" свою позицию, а Юлдашев бежал из страны и продолжил экстремистскую деятельность за рубежом, возглавив "Исламское движение Узбекистана". Он сложил голову в августе 2009 года в Пакистане, но ИДУ действует до сих пор.
В Кыргызстане имамы и муфтии складывают свои головы или должности не в борьбе за веру, а в битвах за ресурсы. Духовное управление мусульман стало особым средоточием коррупции, где служители религии с именем Бога на устах делают бизнес на всем, а особенно на ежегодном хадже. Получение иностранцами паспорта гражданина Кыргызстана с их помощью - уже один из устойчивых каналов утечки ксив.
Казалось бы, недостойно служителям Аллаха встраиваться в светские коррупционные схемы регистрационных и правоохранительных органов и пачкать святую веру меркантильными интересами. Вместо того чтобы поднимать духовность каждого мусульманина в отдельности и общества в целом, они входят в симбиоз с недоразвитой светскостью, чтобы примитивно распиливать деньги, которые не пахнут.
В результате религиозная сфера уже воспринимается не как предмет уважения и восхищения, а просто как еще недостаточно вспаханная и не покрытая сетью вездесущих тарифов целина. Поэтому, кого ни выбирай или ни назначай муфтием или главой Госкомрелигии, коррупция в отрасли не уменьшится. И вот в это время Атамбаев предоставляет земельный участок в 7–м микрорайоне столицы под строительство мечети, которая уже имеет название "7–апрель шейиттер мечити", то есть "Мечеть памяти жертв 7 апреля".
Не будем касаться формальностей - выделенный участок, обозначенный как "принадлежавший президенту с 1990–х годов на правах частной собственности", оказался не включенным в декларацию о доходах Атамбаева, на что тут же последовало другое "официальное" сообщение, что участок числился за "Форумом". Неприятный прокол, но допустим.
Если такой подарок действительно поможет очищению религиозной сферы от заполонившей ее грязи, это можно только приветствовать, однако не добавит ли лишнее имущество, среди прочего, новых раздоров в среде религиозных чиновников? А молодежь ведь выходила 7 апреля на площадь под пули не за религиозную веру. Революция была светской, и такой подарок близким погибших мог сделать либо отстраненный от мирских забот глубоко набожный человек, у которого ни в мыслях, ни в действиях, ни в планах нет ничего, кроме религии.
Или отстраненный от всего духовного бизнесмен, который с религией совершенно не связан, но имеет некоторый объект недвижимости и в порыве сентиментальности только им может помочь родственникам жертв.
Однако для главы государства, как раз–таки обязанного решать множество мирских проблем, все–таки несколько странно помогать кому–то таким способом, ему лучше быть равноудаленным от всех конфессий и не подбрасывать подобным образом пищу религиозным экстремистам. И вообще любая помощь президента вызывала бы больше уважения, если бы делалась без показухи и рекламы, а вера - сугубо личное, интимное дело.
Теперь, надо полагать, начнется шумная элитная стройка, а жителям и без того тесного микрорайона, среди которых, наверное, достаточно много атеистов и христиан, придется потесниться в пространстве сознания и религиозного духа. И уплотнение их жизненного пространства будет длиться не месяц и не год, не говоря уже о ежедневном громком азане.
Никто не возражает, надо чтить память героев и отдавать им дань уважения, но чем жители микрорайона заслужили вдруг такие для себя неудобства? И спросили ли родственников погибших - хотели бы они поминать своих погибших сыновей и братьев именно в отдельной мечети? Строительство специального музея, культурного центра или библиотеки не вызвало бы подобных вопросов.
Во время недавнего визита в Брюссель Атамбаев говорил о "третьем пути" - создании демократического светского мусульманского государства как альтернативе тем безобразиям, которые творит ИГИЛ или, наоборот, агрессия Запада против Ирака, Сирии или Ливии. Но может ли эн–плюс–первая мечеть быть примером такого "третьего пути"?
Посещая Саудовскую Аравию, кыргызский президент облачается в арабские одежды, ходит босиком и совершает малый хадж. Приезжая через три месяца в Европу, говорит о светскости, демократии и парламентаризме, а возвращаясь домой, помогает строить мечети. Однако такой конформизм легко объясняется, если допустить, что человек просто желает оставить после себя нетленную память.
Когда же большие свершения не очень получаются, приходится самому ставить памятники в буквальном смысле. Три с половиной года назад в центре Бишкека появился второй памятник Манасу (расстояние от него до первого - чуть более тысячи метров), ради которого убрали статую Свободы. Его возведение патронировал сам Атамбаев, пресс–служба которого ревностно охраняла статую от сообщений о других бизнесменах, тоже пожертвовавших немалые деньги на строительство.
И у подножия памятника написали слова Манаса, которые очень любит повторять Атамбаев, тем самым как бы уподобляясь современному Манасу, собравшему по крупицам разрозненный народ. Теперь остается подобрать суру из Корана, которую любит президент, чтобы выгравировать ее у входа в новую мечеть.
Нарын АЙЫП 21 апреля 2015 года. №44
|