Дело тонкое. Восточная тема в советской культуре, - Галина Иванкина 00:03 15.05.2015
"Над миром в синем небе сияло солнце;
Ходжа Насреддин мог не щурясь смотреть на него.
Росистые поля и бесплодные пустыни, где белеют полузанесенные
песком верблюжьи кости, зеленые сады и пенистые реки, хмурые
горы и зеленые пастбища, слышали песню Ходжи Насреддина…"
Леонид Соловьев "Повесть о Ходже Насреддине".
Один талантливый британец когда-то изрек: "Запад есть запад, восток есть восток и с мест они не сойдут". Эту выдернутую из контекста мыслеформу любят цитировать все, кому не лень. И особенно те, кому – лень, ибо дальше звучат такие слова: "Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд". И далее – самое важное: "Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род, / Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?" Редьярд Киплинг слыл певцом колониальной мощи и викторианской славы – у него нашлись свои красивые смыслы. Англичане шли в жаркие страны, дабы там железно и грубо, с осознанием своей правоты утвердиться. У русских – иначе. "Восток – дело тонкое", - усмехнулся герой культового советского боевика и, отложив на некоторое время продвижение к своей грезе (в лице любезной Катерины Матвеевны), поспешил на помощь местным товарищам. Я допускаю, что романтическая идея дружбы народов, положенная в основу Красной Империи, оказалась утопичной, ибо приязненное общение и взаимовыручка бытуют между конкретными людьми, а не между громадными, исторически сложившимися человеческими популяциями. Тем не менее, в Советском Союзе каким-то образом уживались самые разные варианты: от холодноватых, европейски-стильных прибалтов до вспыльчивых, гостеприимных горцев. У нас было все – и мистическая мерзлота Севера, и – жаркая экзотика Востока. О ней и пойдет речь!
"Ходжа Насреддин с волнением узнавал знакомые улицы, чайханы и минареты. Ничего не изменилось за десять лет в Бухаре,…и стройная женщина, изогнувшись и придерживая смуглой рукой с накрашенными ногтями свою чадру, погружала в темную воду узкий звенящий кувшин", - это написал русский, советский человек Леонид Соловьев в память о своем узбекском товарище, погибшем 18 апреля 1930 года в горном кишлаке Hамай, "…от подлой вражеской пули". Азиатские премудрости, помноженные на идею вечной классовой войны. Мы с детства изучали прихотливую ориентальную вязь через слова-символы: ходжа, минарет, медресе, чадра, эмир, чайхана, кишлак. Эти понятия не выглядели чуждыми и посторонними – они казались, скорее, занимательными, как некое логическое продолжение сказок 1001 ночи.
Потом возникла особая эстетика истернов – искрометных кинолент, посвященных становлению Советской Власти в Туркестане и на Кавказе. Истерн – от east – восток, в противоположность американскому вестерну. Все те же скачки, погони и похищения на фоне знойных пространств или неумолимых гор, но с глубоким политическим и социально-философским резоном. Красные комиссары со своими восточными соратниками лихо стреляли по злобно регочущим басмачам и увозили из дикого аула красавиц с раскосыми глазами. Не на потеху, а для новой, прекрасной жизни – без чадры и унижений. Жанр истерна оказался настолько популярен, что "восточные приключения" попали даже в знаменитую сагу "Офицеры". Впрочем, сериал "Огненные дороги" о терзаниях и борьбе интеллигента Хамзы Хакимзаде Ниязи тоже воспринимался с интересом – там была интрига, роскошь натурных съемок и неизбежная трагическая любовь.
Еще один важный момент – любая вещь, будь то книга, повесть или даже опера, посвященные утверждению Советской Власти на Востоке, содержала в себе неизменный мотив – большевики принесли страдающим дехканам Свет и Мудрость, о которых писалось еще веке …в XI, а то и раньше. Но жирные, злые, жадные баи и их приспешники в парчовых халатах не давали своему народу культурно развиваться. Да что там? Владея не только садами, пастбищами, но и водой – главной ценностью в тех краях, они были полновластными хозяевами жизни. Царя в Петербурге это тоже вполне устраивало – ему не было дела до каких-то азиатских туземцев, и только великая Революция даровала угнетенным окраинам свободу, воду и бесплатное высшее образование в Ашхабадском педагогическом институте…
В 1920-1930-х годах на эту тему очень много писалось в прессе. Ильф и Петров в своей "нетленке" о подлостях Золотых Телят тоже упоминают крупномасштабное строительство магистрали: "- Противно на вас смотреть! - кричал он провожающим. - Разве вы можете понять, что такое Восточная Магистраль!" Как вы помните, эта часть романа кажется натужно-оптимистичной и перегруженной пафосом. Однако в ней есть интересные детали – привнесение европейской цивилизации в малоразвитые южные области...
Правда, параллельно с этим, шло активное уничтожение так называемой "самобытности", которая в тот момент трактовалась, как дикость и варварство. Нам очень трудно оценить, что ощущали восточные женщины, когда с них – по сути, насильно – снимали паранджу. Во имя света и культуры. Так говорилось. Сокрытие лика имело глубокое сакральное значение, впрочем, локомотивно-автомобильный XX век ломал многие вековые предрассудки и потаенные значения. Сие палка о двух концах, как, впрочем, очень многие великие начинания…
Итак, Ильф и Петров привычно высмеивают ностальгию Бендера по уходящим нравам, который, безусловно, тоскует не по традиционным восточным ценностям, а по злачным местам: "- Еще немного терпения, Ибн-Корейко, - и мы приедем в городок, не уступающий Багдаду. Плоские кровли, туземные оркестры, ресторанчики в восточном вкусе, сладкие вина, легендарные девицы и сорок тысяч вертелов с шашлыками карскими, турецкими, татарскими, месопотамскими и одесскими". Однако же на месте славного притона Остап обнаруживает малоприятное зрелище: европейские кварталы, выстроенные в конструктивистском стиле ("фасады из серого кирпича с длинными лежачими окнами"), фабрику-кухню и прочие радости коммунистического быта. А вот и местный товарищ - он с неизменным жизнелюбием сообщает о грандиозных изменениях и колоссальных перспективах: "- Проспект имени Социализма! - сказал он, с удовольствием втягивая в себя алебастровую пыль. - Ах! Какой чудный воздух! Что здесь будет через год! Асфальт! Автобус! Институт по ирригации! Тропический институт!" Остапу и Корейке даже тут негде спрятаться и…от души пожрать, ибо на фабрике-кухне их угощают стандартными биточками, а не тающими во рту шашлыками (под кимвалы и бубны, о которых так проникновенно вещал мсье Бендер).
А вот это уже много серьезнее. "Баркер добавил, что в этой стране вообще нет никаких дорог, ездят в ней на ослах и на самолетах. Что есть там только горы и джунгли, где водятся тигры и бандиты, которых для экзотики называют басмачами. Что басмачи охотятся специально за европейцами и убивают их в среднем по двадцать штук в день. Что женщины ходят закрытые и открывать их нельзя, если не хочешь получить ножом меж ребер от любого последователя Корана…" Это из подзабытого ныне романа Бруно Ясенского "Человек меняет кожу" об участии американских специалистов в строительстве Вахшского канала в Таджикистане. Тут мы видим все ту же картину – большевики вторгаются в сонный, безнадежно отсталый мир и провозглашают начало индустриализации. Что они застают в регионе? "И был в вилайете знаменитый мираб, большой мираб. Когда он проезжал через кишлак, все сбегались целовать его халат. И когда он въезжал в кишлак, на другом конце уже резали барана и перебирали рис, чтобы, когда он доедет до другого края, запах плова заставил его задержаться…" Что должно быть на этом месте? "…Ну вот, одним словом, мы будем иметь здесь величайший в мире хлопковый агрокомбинат".
Интересная подробность, характерная, правда, для любой традиционной системы и так называемого "закрытого общества" - обычаи не меняются столетьями, диктуя правила жизненного распорядка. Возьмите любой фильм или книгу советского периода о жизни дореволюционной Азии – вы не сможете определить, в каком веке происходит действие. В "Повести о Ходже Насреддине" есть только один момент, слегка проясняющий картину: "…здесь и монеты из далеких языческих земель: гинеи, дублоны, фартинги, носящие на себе греховные изображения франкских королей - в доспехах…". Гинея имела хождение с 1630-х годов, поэтому, скорее всего, сюжет повести Соловьева разворачивается в XVII-XVIII веках и пусть вас не смущает упоминание королей в доспехах – вспомните портреты Людовика-Солнце или, например, Петра Великого в фантазийных рыцарских облачениях. Разумеется, это только предположение. Тут интересно другое – действие повести могло равным образом происходить в XII веке. Или в XV. Там, у северных "варваров" менялись моды и увлечения, резоны и мотивы, а на востоке все оставалось неизменным и – устойчивым. Или возьмите какой-нибудь старый фильм. Вот, например, кинокартина 1965 года "Решающий шаг", снятая на студии "Туркменфильм". Преуспевающий бай решает жениться на местной красавице, а она, как положено, любит бедного дехканина, коему нечем платить калым. Ничто не говорит нам о времени повествования, но вот в следующем кадре мы видим мощный паровоз и русского революционера в неизменном картузе. Теперь-то мы понимаем, что речь пойдет о начале XX столетия. Именно с этой пресловутой "традиционностью" и предстояло бороться!
Однако же следовало сохранить некоторые ее тонкости и нюансы. В СССР боролись отнюдь не с любым проявлением национального колорита. Тщательно культивировались древние промыслы, изучались народные танцы, печатались и переводились на русский язык сказки, легенды, мифы. Да. Советская национальная политика подразумевала не только поддержку многих местных обыкновений, но и всенепременное ознакомление с ними на всех уровнях, поэтому уже в детском саду разучивали стихи: "Пляшет девочка-узбечка, на руке блестит колечко. / У узбечки нет привычки две косички заплетать: / У москвички - две косички, у узбечки - двадцать пять". С другой стороны, все та узбечка, оставляя за собой право на традиционные косички, имела возможность получить высшее образование и постичь высоты европейской культуры. Мне вспоминается солнечно-романтический кинофильм "Влюбленные", созданный на излете 1960-х. Перед нами – восточный мир, но при этом он переплетен с западными веяниями, и они вовсе не уродуют ориентальную самобытность героев. В кадре мы видим русских, узбеков, грека, украинку. Яркий эпизод – молодежь сидит за столиками летнего кафе, и парень-узбек с легкостью поет песню на французском языке.
Грамотность преподносилась в качестве бесценного дара, как, впрочем, и медицина. Немалое число повестей, заметок и кинолент посвящалось спасению восточных окраин от холеры и других известных напастей. Сюжет был всегда примерно один и тот же. 1920-е или даже 1930-е годы… У безграмотной туркменки (или таджички) болеет ребенок (…муж, отец, жених, etc). Местные врачеватели с их травами и нашептываниями только усугубляют ситуацию, но вот появляются русские врачи-коммунисты и делают невозможное. Безусловно, далее следует трагическое изображение классовой борьбы – местный бай натравливает весь аул на врачей и на отступницу от вековых традиций. Кто-нибудь неизменно погибает, - зато торжествует Правда…
Вместе с тем, русские тоже начинают проникаться эстетикой и красотой местной культуры. В этом крылся глубокий смысл советского стиля жизни, который во многом перекликается с евразийской мыслью – не ломать, но сотрудничать и впитывать. Популярная современная писательница Дина Рубина часто обращается к теме Ташкента своего детства – многонационального и многопланового, напоминающего мозаику, где нет лишних частей, а есть причудливый и - стройный узор. Именами восточных столиц называли московские кинотеатры – "Ташкент", "Душанбе", "Ашхабад", а еще была "Киргизия" - местные хулиганы в шутку называли ее "кишлаком". Забавно, все знали, что это такое…
Но потом все это с треском развалилось. Кто-то ловко сыграл на внутренних противоречиях и стремлениях к автономии. Прорабы Перестройка по кирпичу, по камешку раскидали единый советский мир, превратив его в груду обломков. Хотя, все это случилось не без участия самих граждан. Напомню, что в 1970-1980-х годах в среднеазиатских республиках процветали настоящие мафиозные кланы, связанные с местным партийным руководством. Распутывать эти клубки оказывалось не просто сложно, а подчас почти нереально. В конце 1980-х на страницы центральной прессы были выплеснуты, …вывалены чудовищные факты, касавшиеся жизни и деятельности новых, советских "баев" с красными партбилетами. Много писалось об их богатствах, безусловно, уступавших роскоши средневековых эмиров, но, тем не менее, впечатлявших своим неприличным размахом. Автомобили, дворцы, золото и даже гаремы.
…Рыба гниет с головы. Система – тоже. Простые люди давно не верили в сказки о блистающем Коммунизме. Так сказать, "верхи" хотели золота, а "низы" жаждали справедливости. Одни исследователи говорят, что наша имперская дорога зашла в тупик, а восток остается востоком. Не лезьте туда! Другие утверждают, что развал СССР четко спланировали на конкурирующем с нами Западе. Полагаю, что истина – где-то посередине. Но как бы там ни было, у всех народов СССР – общая историческая память. Хотя бы память о войне, где все сражались плечом к плечу. Галина Иванкина
14 мая 2015
|