Пожалуйста, увольте меня. Кыргызстан. Судебная реформа сама погрязла в коррупции, - М.Кенжебаева 18:34 29.05.2015
Мыскал КЕНЖЕБАЕВА: Пожалуйста, увольте меня Судебная реформа сама погрязла в коррупции
Мыскал Кенжебаева проработала судьей городского суда Каракола более 13 лет, но в 2010 году, после революции, ей не продлили срок полномочий. Она ждала, что ее еще могут переназначить, как и других судей, оказавшихся в таком же положении, но не дождалась. Однако и с должности она уволена не по форме, поэтому теперь подает в суд на президента и на всю госсистему.
Иск против системы "ВБ": - С чего начались ваши проблемы? КЕНЖЕБАЕВА: - Срок моих полномочий как судьи Каракольского городского суда закончился 4 июля 2010 года. Я не была переназначена и несколько раз обращалась в судебный департамент за трудовой книжкой, чтобы устроиться на другую работу, но мне книжку не выдавали, так как не было указа президента о прекращении моих полномочий. В соответствии со Статьей 95 Конституции судей назначает и увольняет президент, об этом же говорит Закон "О статусе судей". Я до 2012 года не могла получить лицензии на частную практику, Министерство юстиции отвечало, что для этого тоже нужен указ президента о моем увольнении. Такой же ответ я получала и от судебного департамента Иссык–Кульской области. Я обратилась в комитет ЖК по судебной реформе, который предложил президенту и его аппарату подготовить и подписать указ о прекращении моих полномочий. Может быть, эти решения не дошли до президента, но я до сих пор официально не уволена и поэтому была вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением об обязывании аппарата президента подготовить материалы для издания указа, но мне было отказано на том основании, что я якобы пропустила срок.
"ВБ": - То есть вы слезно просите уволить вас? КЕНЖЕБАЕВА: - Да. Я не прошу работу, я прошу меня уволить. Однако суд пошел на поводу аппарата президента и отказал мне в иске. Это смешно - все депутаты, к кому я обращалась, разводят руками и ничего не могут сделать. Я подала иск в Первомайский райсуд Бишкека не лично на президента, а на сложившуюся систему. Все говорят о судебной реформе, но она сама погрязла в такой коррупции, что просто невозможно ничего делать. Но я уже получила ответ, что нет такого закона, чтобы рассматривать мой иск.
"ВБ": - Так он не будет рассматриваться? КЕНЖЕБАЕВА: - Я обратилась далее в городской суд Бишкека, оттуда мне ответили не определением, а просто письмом, после этого я подала кассационную жалобу, но горсуд 14 мая оставил мое заявление без удовлетворения. Теперь вынуждена обратиться в Верховный суд. Я знаю, что их ответ будет таким же. Так что остается надежда только на ООН, куда я тоже обращусь, но прежде должна пройти все судебные инстанции...
"ВБ": - ...и о Кыргызстане снова заговорят? КЕНЖЕБАЕВА: - Да, он прославится. Но если у этой системы такое отношение к судьям, то каково простым гражданам, которые не очень знают законы и юридические нюансы?! Я поэтапно прошла все инстанции, все документы у меня на руках, не могла своевременно получить лицензию, мою трудовую книжку нигде не принимают.
"ВБ": - Ее вам все–таки выдали? КЕНЖЕБАЕВА: - Я получила ее на руки в ноябре 2012 года, мне ее в буквальном смысле всучили, бросили.
"ВБ": - После чего вам выдали трудовую книжку? КЕНЖЕБАЕВА: - После того, как из аппарата президента мне ответили, что мои полномочия закончились и я могу идти на все четыре стороны.
"ВБ": - Кто принимал решение и были ли вы у кого–то на приеме? КЕНЖЕБАЕВА: - К сожалению, я не смогла попасть на прием к президенту, но была на приеме у многих депутатов. Затем первый заместитель руководителя аппарата президента Икрамжон Илмиянов ответил на мое обращение, что у меня закончился срок полномочий и я могу пойти в соответствующее подразделение судебного департамента и получить расчет. А там смеются - записи–то в трудовой книжке тогда не было!
"ВБ": - Получается, первый заместитель руководителя аппарата президента не знал, что так нельзя решать вопросы увольнения судей? КЕНЖЕБАЕВА: - Видимо, они там не знают законов. Хотя бы Конституцию прочитали или посмотрели Закон "О статусе судей".
Без указа ты букашка "ВБ": - А какова была ситуация с другими судьями после революции? КЕНЖЕБАЕВА: - После событий 7 апреля примерно у 15 судей закончился срок полномочий в 2010 году, в 2011 году в такую же ситуацию попали около 60 судей, но они продолжали работать, все, кроме меня. В 2012 году их переназначили, но меня в списки не включили, потому что уже до этого я обратилась к властям с просьбой уволить меня.
"ВБ": - Как вы думаете, в чем причина, что к вам было такое отношение? КЕНЖЕБАЕВА: - Видимо, это произошло из–за того, что я не могла кое–кому предложить энную сумму для своего назначения.
"ВБ": - Вы предполагаете, что другие предложили кому–то, как вы говорите, энные суммы? КЕНЖЕБАЕВА: - Сейчас, оказывается, так.
"ВБ": - А когда вы работали судьей, такого не было? КЕНЖЕБАЕВА: - Раньше этого не было. Я четырежды назначалась судьей и о таком не слышала. И подобной длительной судебной реформы, которая совершенно не дает результата, тоже никто еще не видел. Реформа идет уже пять лет, но коррупция только усиливается. Если аппарат президента не в состоянии подготовить документы для увольнения одного судьи, то зачем они там сидят и получают зарплаты?
"ВБ": - Почему они не готовят такой указ? КЕНЖЕБАЕВА: - Видимо, у них есть какие–то интересы в отношении меня. До этого меня преследовали председатель областного суда Джунушбаев, облпрокурор Молдоев, председатель областного СНБ Джапаров. У меня целая папка материалов. В отношении меня даже уголовное дело возбуждали. Уважаемый прокурор Молдоев 5 раз вносил на меня представление, чтобы дали согласие на мое увольнение и привлечение к уголовной ответственности.
"ВБ": - То есть тогда вас не могли уволить, а теперь не хотят? А что за трения у вас были с областными руководителями? КЕНЖЕБАЕВА: - Это было до 2010 года, а сразу после революции они этим воспользовались. Кыдык Джунушбаев даже добился рассмотрения моего вопроса в Совете судей, и мне было объявлено замечание за несуществующее дело. Он просто попросил кого–то написать на меня заявление, а решение приняли, даже не выслушав меня.
"ВБ": - А как вы получили на руки свою трудовую книжку? КЕНЖЕБАЕВА: - После того как мне ответил Илмиянов, они в судебном департаменте, как я полагаю, не без подсказки сверху, были вынуждены выдать мне трудовую книжку. Они буквально забросали меня письмами, чтобы я ее получила, и 9 ноября 2012 года я забрала ее, но все равно не могу оформить пенсию.
"ВБ": - Почему? КЕНЖЕБАЕВА: - Там запись о моем увольнении сделана неправильно.
"ВБ": - А в Соцфонд вы обращались? КЕНЖЕБАЕВА: - В Соцфонде тоже смеются - запись в трудовой книжке сделана такая: "Уволена за истечением срока полномочий", но ничего не сказано про указ президента, так как его нет. Они говорят: если судей так увольняют, то что говорить о других гражданах?
"ВБ": - Соцфонд не может оформить судейскую пенсию? КЕНЖЕБАЕВА: - Без указа президента не могут. Единственно возможное, как они полагают, - прокуратура может написать представление, что мои права были нарушены и департамент не оформил своевременно мою пенсию. Но неизвестно, напишет ли такую бумагу прокуратура.
Сначала МВД, потом прокуратура, теперь суды "ВБ": - А вам не намекали, что ваш вопрос может быть решен, если... КЕНЖЕБАЕВА: - Конкретно никто не намекал, но я догадываюсь. В кулуарах об этом много говорится, судьи сами говорят.
"ВБ": - О каких суммах идет речь? КЕНЖЕБАЕВА: - От 10 до 50 тысяч долларов.
"ВБ": - Это за какой пост? КЕНЖЕБАЕВА: - В зависимости от того, районным вы судьей хотите стать или областным, или выше. В зависимости от должности.
"ВБ": - Если бы вы сразу, как возникли проблемы, пошли к определенным людям с конвертом, вам бы быстро оформили все бумаги? КЕНЖЕБАЕВА: - Естественно, если бы я еще в 2010 году предложила сумму, меня бы сразу включили в список назначения.
"ВБ": - А потом? КЕНЖЕБАЕВА: - А потом уже мне самой не захотелось работать в такой системе. Я уже просто хочу уволиться и заниматься частной практикой.
"ВБ": - А лицензию вы уже получили? КЕНЖЕБАЕВА: - Мне ее потом выслали по почте. У меня есть ответ Сейдалиевой из Министерства юстиции, куда я несколько раз обращалась. Я попросила дать мне письменный ответ, почему в течение двух с половиной лет не выдают лицензию? Но после письма Индиры Жолдубаевой мне внезапно прислали лицензию почтой. Я ведь и к ней обращалась, когда она была заведующей отделом судебной реформы и законности аппарата президента, но на прием попасть не смогла.
"ВБ": - А что было в письме Жолдубаевой? КЕНЖЕБАЕВА: - То же, что в письме Илмиянова, - что срок моих полномочий закончился и я могу получить расчет.
"ВБ": - А что вы можете сказать про реформу судебной системы? КЕНЖЕБАЕВА: - Судебная реформа не то что приостановилась, она вообще развалилась. Лучшие судьи, которые работали в системе, уволены. Сейчас набирают судей чуть ли не с улицы. Но для того чтобы подготовить хорошего судью, нужно несколько лет. Они до назначения должны проходить стажировки, потом им нужно регулярно повышать свою квалификацию... Раньше был резерв судей из адвокатов, прокуроров, которые имели хорошую репутацию. Но власти после революции развалили по незнанию всю систему МВД, потом прокуратуру, а теперь разваливают судебную систему.
"ВБ": - А что вы можете сказать про Совет судей? КЕНЖЕБАЕВА: - Я поражаюсь квалификации Совета судей. Могу показать вам их решение по моему вопросу, оно безграмотное, из написанного ими трудно понять суть дела.
"ВБ": - Сколько лет вы проработали в системе? КЕНЖЕБАЕВА: - В общей сложности 40 лет. Я работала нотариусом, работала в адвокатуре, в отделе юстиции, потом судьей городского суда Каракола. Попала в судейский корпус в 1996 году, когда в первый раз стали отбирать судей. Я проработала в городском суде 13 лет и 7 месяцев. И когда мне до пенсии оставался год и 4 месяца, меня вышвырнули. Но я рада, что проработала судьей в хорошее время и с хорошими людьми. А сейчас прошу одно - пожалуйста, увольте меня, я же не прошу нового назначения, я пять лет прошу - увольте меня, подготовьте материалы для президентского указа.
"ВБ": - У вас огромный опыт работы. Что вы можете сказать про независимость судей? КЕНЖЕБАЕВА: - Я такого беспредела не видела никогда. В советское время тоже судебная система была своеобразная, но такой зависимости судей я никогда не видела.
"ВБ": - От кого? КЕНЖЕБАЕВА: - От аппарата президента.
"ВБ": - Все судьи от него зависят? КЕНЖЕБАЕВА: - Все судьи в буквальном смысле слова зависимы от аппарата президента.
Нарын АЙЫП 29 мая 2015
|