В поисках консолидации. Тюркскому миру необходима модернизация идеологической доктрины, - Камиль Биберсов 20:28 04.06.2015
В РФ с мая 2014 г. говорится о "русской весне". Это не тема данной статьи, и "русская весна" - это специфическое явление, но термин "тюркская весна" приемлем для анализа процессов сегодняшнего тюркского мира, и для обозначения мегапроекта тюркского мира.
"Тюркская весна" - это не помпезные конференции, не академические статьи (хотя и это нужно), а повседневная, кропотливая работа по совершенствованию тюркской нации.
Что такое "тюркская весна"? Это отдельная, большая тема, и эта статья - первая попытка дать обоснование необходимости "тюркской весны". И тут уместны слова Ленина: "поменьше пышных фраз, побольше простого, будничного дела". И с самого начала необходимо обозначить главный вектор: модернизация тюркского мира не решается общими теоретическими рассуждениями, высокопарными словами, а требует практических результатов.
Тюркский мир – это пантюркизм. Да, есть доводы ряда экспертов, которые утверждают, что пантюркизм - это искусственно-теоретическая конструкция. Но когда пантюркизм рассматривается не как геополитика или экспансия, не как ареал расселения близких по культуре, языку и менталитету народов, а как поиск максимально рациональной формулы развития тюркской нации – в этом случае и пантюркизм обретает совершенно иной смысл, и критика пантюркизма беспредметна. Да, сегодня пантюркизм в какой-то мере абстрактная идея, и часто - всего лишь декларации. Но если эту идею наполнить конкретными, созидательными действиями – у этой идеи огромный потенциал.
Тюркский мир – это амбиции без конфликтов с кем-либо. Тюркский мир – это не попытка создать империю. Время империй прошло. И если кто-то пытается возрождать империи – занимается саморазрушением.
Я – гражданин России, и констатирую: в тюркском мире России нет религиозных конфликтов, шовинизма, или оголтелого взаимоотторжения: мирно сосуществуют православные христиане (чуваши), буддисты (тувинцы), мусульмане (татары). И в России один из главных факторов стабильности, одна из определяющих реальностей - русско–тюркская ткань, разрыв которой – катастрофа. (И это особая тема.) И нельзя забывать слова произнесенные Гумилевым в 1992году: "Если Россия будет спасена, то только через евразийство". Но расшифровка этого тезиса сложна и неоднозначна. В этом тезисе несколько смыслов понимания евразийства.
Но я категорически не согласен с тезисом Гумилева о противостоянии идеологии Запада и идеологии евразийства. Это не воспринимал и Ильин, и другие русские философы. Евразийство не антизападная идеология. Противопоставлять евразийство Западу – контрпродуктивно. Рациональный вариант - взаимное обогащение идеями и опытом.
* * *
Что делать, чтобы тюркский мир стал принципиально новой идеологической и цивилизационной общностью, и преобразовался в один из полюсов влияния в современном мире?
Фрэнсис Фукуяма: "Япония и Южная Корея начали развитие с формирования своего человеческого потенциала, с образования и обучения своих народов". И тут подразумевалось не только школьное и университетское образование, а формирование у "верхов" и "низов" новых параметров понимания мира, и формирование тех морально - этических, и культурных принципов в стране в целом, и в каждой личности в отдельности, что являются импульсом интенсивного развития нации и формируют креативный человеческий материал.
На этой основе появились "азиатские драконы". Эти же "дрожжи" поднимают Китай. Там поняли незамысловатую методику: разбудить инициативу миллионов рядовых людей. Каждый человек должен понимать свою ценность и самодостаточность вне зависимости от своего социального статуса.
На этой основе коммунистический Китай мощно и талантливо продвигает рыночные реформы. Китай, не чураясь ничем, не изображая из себя обиженного и непонятого Западом (и не противопоставляя себя Западу) и остальным миром, ни на кого не задираясь, хладнокровно, без псевдоидеологических "заморочек", избегая медийной истерики и псевдополитической конфронтации, селективно вбирает в себя все лучшее, что есть на Западе (и в России). И невозмутимо матереет. Китай занят решением внутренних задач, что неотвратимо ведет в международный "клуб доминирующих". У Китая нет времени и желания конструировать псевдопроблемы, и отвлекаться на них.
* * *
Россия, Беларусь, Казахстан создали Евразийский экономический союз – ЕАЭС. Это единое экономическое пространство. И я убежден, что должно быть единое идеологическое пространство. (Но не политическое). Элита и рядовые люди ЕАЭС должны найти оптимальный путь развития в современном мире. Должны быть единые принципы жизнедеятельности. Единая цель. Это может сделать только идеология. И лидеры России, Белоруссии и Казахстана понимают это.
Президент Казахстана Назарбаев: "Сила любого государства - в его народе", "Чтобы государство состоялось, необходимы дух нации, достоинство нации, вера в нацию".
Президент России Путин: "России нужна новая консолидирующая идея - если кто-то предложит нечто подобное в новых условиях - это было бы здорово". "Создать новый народ".
Президент Белоруссии Лукашенко: "Нужна национальная идея, которая понятна и академику, и крестьянину", "Идеология для государства - это то же самое, что иммунная система для живого организма".
Президенты чувствуют потребность в идеологии. Лидеры нащупали то звено, за которое вытаскивается цепь. Но работа экспертов в этой сфере тянется вяло, эпизодически, и часто тема формирования и продвижения идеологии халтурно дискредитируется. По крайней мере, это происходит в России.
Казахстан, Россия, Беларусь в единой сцепке - самодостаточная, и если с умом, ни от кого не зависящая цивилизация. И она должна быть конкурентоспособной по отношению к цивилизации Запада и к цивилизации Китая. И речь не о конфронтации, а о состязательности.
Можно сколько угодно принимать помпезные "программы развития", тасовать колоду высокопоставленных чиновников, суетиться в прочих "верхушечных" выкрутасах - но на финише неотвратимый тупик. Как стать конкурентоспособным? Ответ прост: выковать "внизу" первостепенный, генерирующий ресурс - это инициативный, творческий человек. И их должны быть миллионы. Идеология "взращивает" таких людей. И у идеологии еще свойство - моральная мобилизация нации (не путать с милитаристской, или с авральной).
В конце 80-х, начале 90-х в СССР произошел разрыв единой социальной ткани (и между нациями, и главное - внутри наций). Предполагать, что все само собой "рассосется", - государственно-управленческий идиотизм. Аллармизм тоже не уместен, но вопрос стоит критически остро: "быть или не быть". Да, окончательно можно и не сгинуть, но и из унизительной роли "младшего брата" (по отношению к Китаю), или "вечно догоняющего" (по отношению к Западу) - не избавиться.
Идеология - способ развития, курс на экономические, политические, и культурные сверхдостижения. Суть идеологии – 5 принципов, которые безоговорочно будут восприняты всем социумом ("верхами" и "низами") России, Белоруссии и Казахстана, но не принуждением, а пониманием их безусловной истинности. (И это предмет обстоятельного разговора.)
Белоруссия более всех продвинулась в поиске продуктивной идеологической концепции. Это и интенсивный процесс, и личное участие Лукашенко: "у меня на столе 10 книг по идеологии, но ни одна из них не устраивает".
РБ, РК, РФ должны скооперироваться в деле формирования и продвижения единой идеологии. И в этой команде роль первопроходца у Белоруссии. Почему? Выработка идеологии подкреплена с 1994 года конкретными делами на государственном уровне. И тут есть, чему поучится.
Но специфика ситуации такова, что если Казахстан не поддержит Беларусь, то усилия Лукашенко останутся локальным явлением. И поддержка Казахстана в разработке и продвижении единой консолидирующей идеи в интеллектуальном и информационном пространстве ЕАЭС решающая.
И если взглянуть на процесс футуристически - новые принципы социально-экономического функционирования, и позитивные результаты этого, на определенном этапе возможно транслировать (как один из вариантов современной идеологии) в Западную Европу и Северную Америку, не ограничиваясь интеллектуально - информационным пространством ЕАЭС. И это не фантазии. Чем Белоруссия, Россия и Казахстан хуже остальных?
И это будет не экспорт идеологии (как делали коммунисты), а равноправный вклад в интернациональную копилку идей, которые изменяют мир. 4 июня 2015 года
|