КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 20.07.2015
23:08  От бесконечности Вселенной к конченному шарлатанству. Медиа-дурь в России, - Р.Устраханов
22:55  Каз- и КырПремьеры постановили (в который раз) строить автобан Алматы-Иссык-Куль
22:21  Кыргызский золотой "Кумтор": Хотелось бы пережить осень без происшествий..., - М.Омуралиев
22:15  В Таджикистане ввели монополию на поставку в СМИ информации о госорганах
22:07  Совбез ООН продемонстрировал редкое единодушие. Сделка по иранскому ядерному досье одобрена
21:46  Элито-быдло, или "Новое российское дворянство", - И.Шамир
21:43  В Казахстане будет создан спец-Фонд по энергоэффективности

21:39  У таджика одна надежда - на Россию.., - Б.Мухсин
20:34  Вашингтон снова грозит Тегерану войной. Какой комбинированный сценарий могут реализовать Пентагон и ЦРУ, чтобы разрушить Иран, - "СП"
20:28  Казахстано-грузинский топ-стриптиз-менеджер Вера Кобалия назвала размер своей зарплаты и причины увольнения из "Астана Экспо-2017"
18:36  В первом полугодии 2015 года отмечен стремительный рост торговли между Синьцзяном и Россией, - "ЖЖ"
17:59  Китай сделает из России сверхдержаву. Пока только сельскохозяйственную, - Ю.Левыкин
16:21  Террористка смертница взорвала себя в толпе курдов в турецком городке Суруч - 30 погибших
15:19  Темир Джумакадыров возглавил аппарат Президента Кыргызстана
09:33  Опять "Перехват". В Бишкеке совершено вооруженное нападение на филиал "ЭкоИсламикБанка"
08:46  Лидеры кыргызских партий перессорились из-за "любимых жен"
08:42  ТаджСтихия. Оставшимся без крова жителям Шугнана выделили земельные участки Манемского военного полигона
08:38  Зампред национального УзбТВ Тошбоев уволен за "политическую ошибку"
08:36  Таджикистан: причины радикализации общества, - Д.Гулматшоев
08:34  За связь с уничтоженными в Бишкеке террористами задержан экс-депутат КырПарламента "К.М.К."
08:30  Немецкие бизнесмены из Метцингена осуждены за продажу оружия в Казахстан
08:26  Распад Монгольской Империи был еще большей геополитической катастрофой, чем распад СССР, - Б.Фишман
08:14  Аллах высок, генерал Табалдиев рядом. Кыргызский антитеррор, - С.Чериков
08:10  Долговая ситуация в Европе в свете прошлых суверенных дефолтов, - В.Катасонов
08:06  Саакашвили заявил, что Путин лично и публично угрожает его убить... (Из рогатки, защекочет, тапком?)
08:02  Подвинься, брат... Киргизия просит Казахстан подарить ей 800-метровый кусочек неудобной автодороги
07:49  Таджикистан: социальная неурядица в стране толкают граждан вступать в ряды боевиков в Сирии, - И.Зиеев
07:39  Иран и Саудовская Аравия борются за Таджикистан, - Борис Саводян
07:36  Пожар в борделе, или Смысл одесского варьете, - Д.Лекух
07:30  Под сделку с Ираном подводят юридическую базу. Россия готовится к реализации двух проектов в рамках венского соглашения, - "Къ"
07:18  Иран выходит на рынок Евразийского экономического союза, - В.Панфилова
07:15  Китай подкладывает бомбу под мировую экономику, - А.Башкатова
06:24  Умер экс-спикер Госдумы России (1996-2003) Геннадий Селезнев
00:50  Средняя Азия: почему Россию призывают таскать "каштаны из огня"? Нужно быть готовыми ко всему, - Регнум
00:48  Есть ли граница между исламом и И.Г.И.Л.? Судьба человечества перед страшной развилкой, - Дмитрий Юрьев
00:42  Иранские ястребы говорят, что ядерное соглашение нарушает несколько их непреложных требований, - New York Times
00:39  Китайская молодежь выбирает секс, - Guardian
00:38  Скрытая угроза: чем опасно ядерное соглашение с Ираном, - Ричард Хаас
Воскресенье, 19.07.2015
19:56  За пост президента Тайваня сразятся две тайваньки - Хун Сючжу (Гоминьдан) и Цай Инвэнь (Демпартия)
18:59  Власти Австралии объявили тотальный геноцид бездомным кошкам. К смерти приговорены минимум 2 млн мурок
13:34  Скончался уроженец Караганды популярный российский киноактер Игорь Арташонов ("Бумер")
12:04  Что стоит за 7%-ным ростом ВВП Китая? - "Жэньминь жибао"
10:40  Китаизация... религии, - Славой Жижек
09:53  Антитеррористический центр Казахстана: убитые в Бишкеке боевики Абхин и Амиров не руководили террористической организацией
09:50  Герои-панфиловцы: написанному верить!
09:17  Спокойное время для Киргизии закончилось, - Н.Мендкович
09:15  Таджикистан внутри России: бедность провоцирует взрыв, - Борис Саводян
09:13  Педофилам официально запретят въезд в Казахстан
08:46  Казахстанские ученые завершают работу над первым каз-наноспутником. Осталось приклеить хвостик?
08:26  Алко-террорист. Пьяный водитель протаранил три авто посольства Казахстана в Москве
08:10  Чем мы хуже Кыргызстана? Зимбабве просит принять ее в зону свободной торговли ЕАЭС
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Есть ли граница между исламом и И.Г.И.Л.? Судьба человечества перед страшной развилкой, - Дмитрий Юрьев
00:48 20.07.2015

В последнее время - прежде всего после известного казуса Варвары Карауловой - аббревиатура ИГИЛ вышла из тени в массовом сознании. Две трети граждан России, согласно результатам опроса ФОМ, слышали о существовании так называемого Исламского государства (ИГИЛ) - террористической группировки, при упоминании которой в российских СМИ принято указывать, что ее деятельность признана Верховным судом РФ "экстремистской". Треть считает, что России следует, объединившись со странами Запада, вести с ИГИЛ борьбу. Еще 8 процентов граждан считает, что России следует бороться с ИГИЛ собственными силами, а 15 процентов - что такая борьба не нужна вообще.

С последними 15 процентами согласен палестинский богослов, шейх Исам Амира. Выступая 4 июля с лекцией в иерусалимской мечети Аль-Акса, шейх заявил, что, в отличие от США и Европы, Россия и Китай могут войти в состав "Исламского государства" мирно. "Китаю и России беспокоиться не о чем. Я уверен, что, когда вождь правоверных (халиф) напишет китайскому руководству, они примут ислам, потому что они разумные люди. Русские, конечно, упрямые, но когда Москву освободят от всех оков, от большевизма, царизма и путинизма, то и они перейдут в ислам", - полагает шейх. "Франкам" и "византийцам" уготована, конечно, более суровая судьба, равно как и "изменникам" единственно верного ислама - лидерам Палестины, Саудовской Аравии, Египта и т.д. - их народ самостоятельно и очень быстро порвет на части, как только телохранители выполнят свой долг перед уммой (мусульманским сообществом - Д.Ю.) и прекратят их охранять.

Собственно, в России в отношении ИГИЛ некоторые (даже судя по опросам) и так спокойны. В целом позиция российского истеблишмента в этом вопросе совпадает с официальной позицией "франков" и "византийцев", да и представители "изменнических" режимов в странах исламской культуры на этом настаивают - ИГИЛ и прочие "исламские радикалы" не должны отождествляться с "мейнстримом", с традиционным исламом - авраамической религией мира.

Официальной политической линией в России является государственная поддержка "традиционного ислама". Начиная с 2007 г., на развитие мусульманского религиозного образования в России выделяются - на основе "софинансирования" с зарубежными источниками - сотни миллионов рублей в год. Действует созданный при участии официальной власти "Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования". В результате ускоренно формируется эффективная и легальная структура исламского прозелитизма, в том числе в русскоязычных регионах. По данным ряда экспертов, в последние годы прирост "уммы" в России обеспечивается прежде всего за счет этнических русских, а вовсе не "мусульман по праву рождения" - тем более что этнический подход глубоко чужд исламу, принципиально стоящему над народами и государствами. По тем же данным, среди тысяч русскоязычных добровольцев ИГИЛ таких, как Варвара Караулова, все больше, хотя и представителей традиционных мусульманских этнических групп, в том числе выходцев из Чечни, набирающихся опыта в ИГИЛ, чтобы "отомстить Путину", - тоже достаточно. Это - и очень многое другое - каждодневно вселяет очень обоснованную тревогу в отношении "исламской традиции": относится ли к ней ислам суфийских мудрецов, Авиценны, Омара Хайяма и "Тысячи и одной ночи" со стариком Хоттабычем в придачу или к этой традиции ближе вовсе не Хоттабыч, а Хаттаб?

Нет по этому поводу никаких сомнений у одного из ведущих исламских проповедников России, у системного, рукопожатного и представленного на основных телеканалах (а ранее - во всех оргкомитетах "Болотного протеста") руководителя российского "Исламского комитета" Гейдара Джемаля. Он испытывает большое удовольствие в связи с последними успехами ИГИЛ. Комментируя введение "исламского динара", г-н Джемаль констатирует: "Я думаю об этом позитивно. Много больших деятелей, лидеров типа Каддафи мечтали о таком динаре и были убиты за это. А Исламское государство, которое подвергается массивным бомбардировкам, против которого воюют шииты, Багдад, Тегеран, курды, коалиция во главе с США… они реально сделали".

По мнению Джемаля, именно ИГИЛ и является реализацией подлинного ислама, в отличие от всех тех нововведений, которые пытаются представить "традиционным" исламом многочисленные борцы с исламофобией, считающие ИГИЛ (как раньше "Аль-Каиду") "экстремистским" отступлением от "традиции". "Традиционным исламом обычно называют суфизм, - отвечает Джемаль на попытки противопоставить ИГИЛ „традиционному исламу", - …суфизм, вообще говоря, это… не ислам вообще, это некая глобальная неоплатоническая традиция… Что касается ислама, о котором мы говорим (то есть игиловского - Д.Ю.), то если бы сейчас мы жили 14 веков назад и были бы свидетелями уммы нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), возражения были бы те же самые, что… против ИГ. То есть распространение и отсутствие территориальной фиксации… за одно поколение - от Испании до Китая. Далее. Сражайся, и если против тебя не складывают оружие, то продолжай, а если складывают, то прекращай. Так против ИГ никто не складывает оружие, его бомбят"…

То есть, по мнению "общепризнанного" эксперта и специалиста по продвижению исламских ценностей в российских элитах, "традиционным" поведением для ислама, как и 14 веков назад, является непрекращающаяся экспансия без возможности остановиться и уничтожение сопротивляющихся силой оружия до тех пор, пока они не прекратят сопротивляться. Что касается стилистики ИГИЛ - демонстративной и PR-эффектной жестокости "на камеру" - то и здесь Джемаль с трудом скрывает злорадство, вполне понимая первопричины (по его мнению) этой стилистики: "Собственно говоря, это ответ на непрерывную войну, которая идет против Ирака, Сирии и вообще ислама в широком смысле. Кроме того, конечно же, жесть, которую мы видим и на которую мы реагируем как либеральные, изнеженные люди сегодня, в XXI веке, этой жести было больше чем достаточно в начале VII века". И, продолжая успокаивать граждан России, совершенно определенно провозглашает (в эфире "Первого канала") ИГИЛ - тех, кто "постановочно", но на самом деле отрезает людям головы, уничтожает достояние человеческой цивилизации и не собирается останавливаться, пока не распространит ислам по всей Земле, - "другом" России. Потому что Европа и Запад ей, России, - враг, а ИГИЛ - враг Европы и Запада.

Кому еще ИГИЛ друг? Китаю - по наивному предположению шейха Исама Амиры? Вряд ли. Тот же Джемаль убежден, что "мировая исламская умма воспринимает Китай как особо опасного врага, диалог с которым непродуктивен… Отличие в отношении к Китаю среди мусульман определяется лишь степенью информированности. Чем больше мусульманин знает о китайском политическом факторе, тем более угрожающим для себя он его считает".

Следует ли так часто ссылаться на одного, хоть и очень шумного и активно присутствующего в эфире госканалов, "исламоведа"? Наверное, следует, потому что он не является спикером всего российского исламского сообщества, но служит исключительно полезным индикатором реальных настроений, господствующих в определенной среде. И главным вопросом становится вопрос о границах между "традиционным исламом", "религией мира", которую исповедует очень существенное, многомиллионное меньшинство граждан Российской Федерации, и теми "проявлениями", которые застенчиво именуют ваххабизмом, салафизмом, исламским экстремизмом и прочими другими измами, но которые при этом постоянно прорываются из-под покрова "традиционности" - сначала ичкерийскими боевиками, потом ваххабитским подпольем Дагестана, а потом - шахидами ИГИЛ.

Мне уже приходилось констатировать, что концепции о враждебности "радикального ислама" Западу - равно и о наличии некоего "традиционного ислама", не враждебного ни Западу, ни России, - являются частью одного большого мифа, в основе которого - антиисторическое отождествление религии с культурной матрицей, ценностной системой, определяющей и форматирующей историческое поведение человеческих культур, противостоящих друг другу не в мире теологических дискуссий, а в человеческой реальности.

На рубеже XX и XXI веков в эту реальность вернулась - сначала исподтишка, в рамках большого противостояния коммунистического Востока и капиталистического Запада - практика религиозных войн. Ранее - на исходе XIX века - эта практика постепенно отодвинулась в тень: настало время все более глобального доминирования цивилизации Запада, и одновременно в рамках этой цивилизации произошли мощные сдвиги в религиозном сознании в сторону все большей секуляризации государств и обществ. Но после окончательного распада колониальной системы, после разрушения биполярной мировой системы и мировой "консервативной контрреволюции" времен Рейгана выяснилось, что секуляризация мировой политики - временный эпизод. Более того, стала очевидной невозможность веротерпимости в принципе - с точки зрения всех участников конфликтов на эти темы, будь это христиане, мусульмане, буддисты или атеисты.

Иллюзия веротерпимости была возможна на коротком отрезке времени, когда на самом деле побеждал и утверждался атеизм (иногда - в форме либерально-саддукейского агностицизма). С точки зрения такого атеизма (очень похожего на веротерпимость поздней античности, для которой религия свелась к традиции) все религиозные разногласия - это разногласия малосущественные, отмирающие, этнографические, гораздо менее важные, чем экономические, политические или межнациональные. "Верьте во что угодно, это ведь все равно что-то из серии детских сказок, а политика будет базироваться на более серьезных основаниях", - как бы говорили друг другу прагматический Запад и радикально-атеистический красный Восток.

Однако процессы религиозного возрождения - и на Востоке, прежде всего в арабских странах, в Афганистане и в Пакистане, и на Западе, и в России - вернули в центр проблемы принципиально неустранимое противоречие. Для человека религиозного нет ничего важнее и существеннее его веры, веры в Высшую Силу, превосходящую по своей значимости любые текущие обстоятельства человеческой жизни. Более того, вскоре выяснилось, что столь же мощную, поистине религиозную силу имеют и убеждения части человечества в том, что никакого Бога нет, а высшей силой и высшей правдой обладают личная свобода и личные права человека.

Веротерпимость невозможна не только с точки зрения ислама, мечом разделяющего человечество на правоверных и неправоверных, которые должны быть либо обращены, либо побеждены. И не только с точки зрения радикального атеизма (маскирующегося под агностицизм или гуманизм) - сегодня именно атеистические политкорректоры постепенно, но поступательно делегитимизируют традицию - религиозную, моральную и т.д., агрессивно внедряя общеобязательную толерантность в отношении "нетрадиционных меньшинств" и запрещая официальное употребление слов "папа", "мама", "муж" и "жена", равно как и ношение нательных крестиков.

Она невозможна - и в каком-то смысле на более глубокой основе невозможна - и с точки зрения христианства, особенно православного, даже если об этом говорит самый "либеральный" и "экуменический" из православных апологетов о. Александр Мень. "Есть, - полагает он, - опыт всех религий, в каждой есть своя ценность, все это прекрасно; все руки, простертые к небу, - это чудесные руки, достойные человеческого звания, потому что это руки существа - образа и подобия Божия, которое тянется к своему Первообразу. Но Христос есть рука, протянутая вниз, как на древних иконах иногда изображается: сверху протянута нам рука. И на этом строится все, найти подлинную встречу с Богом можно только во Христе".

Поэтому - и, во всяком случае, с христианской точки зрения такой подход ни в чем не противоречит вере, - единственным способом самосохранения человечества является разделение Царств от мира сего и не от мира сего, и в рамках существования людей и их взаимодействия между собой опора на светское государство и человекотерпимость, в отличие от веротерпимости, возможную.

Христианское учение о власти и о правилах поведения христианина в сообществе других людей, в том числе язычников и иноверцев, в том числе под властью языческих "начальств" (напомним, что под "властью от Бога" исторические апостолы не могли понимать ничего, кроме власти римских цезарей) гласит: "Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите" (1 Пет 2: 13−17).

Собственно, такое понимание власти в многоконфессиональном мире - единственное, которое не ведет к войне на уничтожение. Решение - путем законодательным - вопроса о том, есть ли Бог и какой именно, - явно выходит за пределы любой юрисдикции, равно как и решение об обязательности той или иной веры: все эти вопросы решаются без участия земных властей, в рамках личных взаимоотношений верующего и Того, в Кого он верит. А что же находится в пределах земной юрисдикции? Все то, о чем исчерпывающе высказался апостол Петр. Наведение порядка, "наказание преступников" и "заграждение уст невежеству безумных".

С этой точки зрения вопрос об обязательном следовании требованиям той или иной религии никак не может быть решен принятием соответствующего закона - это вопрос о взаимоотношениях человека и Бога. А вот вопрос, например, о публичном оскорблении храма, признаваемого верующими священным местом, может быть поставлен перед законодателем и решен - потому что здесь речь идет об оскорблении большого количества людей, для которых этот храм священен. Да, это субъективное мнение этих людей - но и в широком смысле "оскорбление" является оскорблением только с субъективной точки зрения, однако же запрещается законом и наказывается по закону. И вот здесь мы подходим к ключевому моменту, связанному с современным положением дел вокруг "исламской традиции".

Вопрос о сакральности и боговдохновенности Корана, конечно же, это не вопрос для спора, особенно с участием людей, не являющихся правоверными мусульманами. А вот вопрос о сосуществовании людей, исповедующих разные религии, и людей, исповедующих Коран, - это вопрос совершенно практический. Потому что дело здесь - и чем дальше, тем больше - в практической плоскости выходит далеко за рамки богословских споров.

И вот в этой практической плоскости "миролюбие" и "авраамичность" "традиционного ислама" - это, скажем так, далеко не вся правда. Приходится согласиться с Гейдаром Джемалем на все сто процентов: главной особенностью действующей сегодня культурной матрицы, влияющей на массы и на исторические события, является вовсе не суфийская премудрость, а совершенно неустранимый потенциал агрессии, истеризации и самовозбуждения общества, пробуждающий в "народной душе" самые изуверские, атавистические стереотипы поведения, убедительно и наглядно демонстрируемые нам по всем каналам пропагандистской машины ИГИЛ.

И любые попытки апеллировать к практическому опыту "традиционного ислама" только подтверждают этот тезис. Все "умеренные исламские режимы" авторитарны - и только в таком качестве они могут существовать. Стоит "умеренному исламскому режиму" сделать шаг по пути к реальной демократизации, как на авансцену выходят радикальные отморозки.

Египет, Ливия, Сирия, Иордания, Тунис, Алжир, Ирак, до 1979 г. Иран - все это были авторитарные режимы. Их светский характер, их относительная (иногда очень относительная) умеренность, терпимость, готовность к нормальным отношениям с немусульманами покоились на штыках. Стоило дать слабину - и происходило везде одно и то же.

Первыми на попытку "демократизации" пошли в Алжире - и первые же "демократические" выборы в 1992 г. едва не привели к власти радикальных исламистов, которых пришлось свергать и запрещать, и которые обрушили на страну десятилетия кровавого террора, погубившего сотни тысяч мирных граждан. Все остальные "демократизации" в исламском мире вели к одному и тому же, будь то "демократизация", принесенная на сапогах американских освободителей (как в Афганистане и Ираке), будь то поддержанная западным ветром "арабская весна" (Ливия, Тунис, Сирия, Йемен, Египет).

Любые попытки ослабить авторитарный контроль в исламских странах вели к резкому усилению позиций всякого рода "братьев-мусульман", немедленно выходивших из нормального политического диалога с "демократизаторами" и принимавшимися - под одобрение разогретой проповедями уммы - за наведение "исламского порядка", в принципе не предусматривающего той самой человекотерпимости. И не случайно только вероломство нового президента Египта фельдмаршала Ас-Сиси спасло страну от кровавого коллапса: умный и коварный спецслужбист Ас-Сиси, в отличие от прямолинейного вояки Мубарака, сначала как бы согласился с "победой" "братьев-мусульман" и дал им порулить в течение года (сохранив в своих руках контроль за армией и спецслужбами), а потом - когда пока еще образованное и цивилизованное городское большинство не было окончательно запугано и вычищено, но в полной мере прочувствовало перспективы - захватил власть и подавил сопротивление самым жестоким образом, при всеобщей поддержке теперь уже любых силовых действий в отношении показавших себя "братьев".

Единственный пример относительно устойчивой светской демократии в исламском мире - республиканская Турция. Но и там ситуация крайне своеобразна. Созданная на руинах одряхлевшей Османской империи западником-националистом Мустафой Кемалем (Ататюрком), Турецкая Республика была с самого начала не просто светским - но антимусульманским проектом. Существуют исторические свидетельства, что в 20-е годы Кемаль-паша всерьез рассматривал вариант христианизации Турции - разумеется, на базе национального, турецкого и тюркоязычного христианства - и только нерассуждающая этноцентрическая упертость греков-фанариотов, контролировавших Константинопольский патриархат, поломала и планы вождя, и перспективы мирного христианского реванша на землях Византии. Но, так или иначе, не расставаясь формально с "умеренным" исламом, Ататюрк построил целую систему, основанную на культе светского государства, категорическом запрете вмешательства религии в политику и особой роли Вооруженных сил, которая продержалась восемьдесят лет. В течение этого времени угроза "исламского возрождения" несколько раз пресекалась прямым вмешательством военных - через военные перевороты или запрет политической партии, получившей на выборах большинство голосов. Но как только - под влиянием, в том числе, вожделенного Евросоюза, в который Турция так стремилась все эти годы - демократизация стала реальностью, так инструменты "защиты от шариата" были тут же поломаны - исламисты Эрдогана находятся у власти уже 13 лет, военные дискредитированы и уничтожены как политическая сила, процесс постепенной исламизации общества становится необратимым, а главным внешним врагом режима становится асадовская Сирия - а вовсе не враг асадовской Сирии ИГИЛ.

И еще о демократии. Во всех исламских странах самыми радикальными, самыми жестокими политическими движениями являются движения низовые, массовые, популярные, и только авторитарные светские элиты как-то сдерживают этот "народный" дух. Что это, как не свидетельство тоталитарно-сектантской агрессивности самой по себе действующей сегодня культурной матрицы, превращающей в толпу фанатиков любой народ, независимо от этнической принадлежности или исторического опыта?

Особенно интересными становятся в этом контексте попытки таких персонажей, как Гейдар Джемаль и иже с ним (Максим Шевченко, Александр Проханов и др.), попытаться успокоить Россию и русских "дружественностью" антизападного ИГИЛ.

Конечно, ИГИЛ как проект и глобальная демократическая революция Запада как проект - враждебны друг другу. Враждебны как конкуренты-хищники. Но не как чужие.

Повторюсь: и всемирный проект "Исламский халифат", и западный глобализм - родственные проекты, более того, это два формата одного проекта. В обоих случаях собственное "священное право" на агрессивный прозелитизм, на вмешательство в дела других народов, на экспорт системы ценностей, на унижение и уничтожение других образов жизни оправдывается псевдорациональными категориями: тем, что именно такие ценности являются "высшими достижениями человеческой цивилизации" ("священными словами Аллаха, надиктованными Пророку"). В обоих случаях наличие подобных лжеобъяснений дает толчок абсурдным, необъяснимым в той же логике действиям (произвольные, нарушающие всю действующую систему мироустройства натовские бомбардировки Сербии в интересах косовских албанцев; разрушительные "великие походы" Ирана против Ирака, Ирака против Ирана, Ирака в Кувейт, США в Ирак, ИГИЛ в Сирию и др.). В обоих случаях "принципиальность" сводится к полному игнорированию существа провозглашенных принципов. И когда президент Буш апеллирует к "ценностям добра", найденным им в исламе, то можно предложить его вниманию, например, правый фундаментализм голландского толка (вариант покойного Пима Фортейна - сторонника твердой руки, "Голландии для голландцев" всех цветов кожи, легализации однополых браков и легких наркотиков).

Доведенная до абсурда политкорректность превращается в типичные нормы шариата, мелочно регламентирующие повседневное поведение, абсолютизирующие условности и накладывающие на человека множество претенциозных искусственных ограничений. И современный ислам, и западный глобализм в полной мере глобальны, точнее, интернациональны, а еще точнее - антинациональны. Любые попытки отстоять свою особость вызывают гнев, любой суверенитет становится костью в горле. Удивительным образом у двух проектов - одни и те же враги. В частности, Китай и, конечно же, Россия.

Но ИГИЛ является в каком-то смысле авангардом - выпущенным вперед, пока мир Запада еще топчется, ограниченный не совсем еще преодоленными рамками цивилизации, ядерного сдерживания и т.д. Не думаю (прежде всего потому, что об этом на всех углах кричат Джемаль и Шевченко), что ИГИЛ - это спецоперация Запада, но то, что Запад сделает все, чтобы перенаправить ИГИЛ в сторону России и Китая, - это очевидно. Равно как очевидно и то, что, как и в прежних случаях (с Афганистаном, Ираком, Ливией и т.д.) удержать джинна в бутылке не удастся, и навязать ИГИЛ "территориальную фиксацию" - тоже. Энергия разрушения и самоуничтожения, энергия всемирного суицидального "похода" неминуемо поставит перед всеми остальными народами и странами, населяющими Землю, вопрос о мерах самозащиты и выживания. Вопрос в том, что к этому моменту будет с понятием "ислам", что он будет означать для человечества. От этого зависит очень многое - для России, для Китая, для мусульман и для всего мира.

Одним из первых это, по-видимому, в полной мере осознал упомянутый выше президент Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси, на собственном опыте - в теории и на практике - прочувствовавший масштабы, энергетику и разрушительность всего того, что на самом деле становится мэйнстримом сегодняшнего ислама. Выступая 3 января 2015 года (в день рождения пророка Мухаммеда) перед богословами в легендарной каирской мечети Аль-Азхар, Ас-Сиси призвал богословов, мулл и всю умму к "религиозной революции". "Это немыслимо, что образ мыслей, который мы считаем священным, делает всю умму источником тревоги, опасности, убийств и разрушений для всего остального мира… Разве возможно, - спрашивает Ас-Сиси, - чтобы 1,6 миллиарда мусульман хотели убить весь остальной мир ради того, чтобы они сами могли жить? Невозможно! Вам этого не понять, если вы останетесь в ловушке этого образа мыслей. Вам необходимо выйти за пределы самих себя, чтобы посмотреть на него и осмыслить его с более просвещенной точки зрения. Я говорил и повторяю, что нам необходима религиозная революция".

Это обращение, которое называют невиданным - по энергичности и решительности - со времен Ататюрка, по значимости и масштабности превосходит Ататюрка и его политический эксперимент. Сто лет назад "исламский проект" - в условиях торжествующей Западной цивилизации, в слабых и неразвитых странах, представлял собой "уходящую натуру", а попытки его модернизировать имели значение для турецких мусульман и для других арабских, пакистанских и афганских апологетов национальной независимости. Сегодняшний проект ИГИЛ несет в себе возможность превращения в уходящую натуру всего мира - и вопрос лишь в том, каким именно способом, какими силами и какой кровью человечество сможет этого не допустить. И в этом плане Ас-Сиси сегодня, конечно, - представитель и защитник интересов всего человечества, но одновременно и последняя надежда для приверженцев ислама: если не получится у него и у таких, как он, судьба поставит человечество - в том числе и 1,6 миллиарда мусульман - перед страшной развилкой.
19.07.2015

Источник - regnum.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1437342480
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Елбасы принял Премьер-Министра Аскара Мамина и Первого Заместителя Премьер-Министра Алихана Смаилова
- Сенаторы приняли Закон, регулирующий не включенную в Единый перечень ЕАЭС продукцию
- Казахстанские парламентарии приняли участие в заседании Совета МПА СНГ
- Государственный секретарь Крымбек Кушербаев провел заседание Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом
- А. Смаилов провел совещание по рассмотрению проблемных вопросов МСБ в преддверии туристического сезона
- О демографической ситуации за январь-февраль 2021 года
- Кадровые перестановки
- В Правительстве состоялось заседание рабочей группы по вопросам развития креативного сектора экономики
- Застройщик не пускает людей в их квартиры, пытаясь скрыть недоделки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх