Кыргызстанский пейзаж глазами кинематографиста, - Талип Ибраимов 09:14 24.07.2015
Я не помню в истории случая, когда кучер и телохранитель вдруг становились бы фаворитами королей, президентов и прочих венценосцев и оказывали могучее влияние на жизнь подданных. Видимо, венценосцы понимали, что жизнь народа не заканчивается вместе с их властью, и заботились если не о безупречности, то хотя бы об относительной чистоте репутации.
Вот уже несколько месяцев продолжаются судебные процессы, связанные с "Вечеркой". Поначалу общество довольно равнодушно воспринимало все происходящее: кому верить во времена всеобщего обмана и жульничества? Затем пошли многомиллионные иски, которые немедленно удовлетворялись судами, и общество стало осознавать, что начался процесс тотального запугивания. Даже дураку ясно, что для журналистов это неподъемные суммы, не то что для истцов, для которых они всего–навсего будничные расходы. На глазах у всего Кыргызстана носители маргинального сознания нагло и беззастенчиво стали навязывать обществу свои ценности. Все насторожились: неужели возвращаются акаевско–бакиевские времена?
Запуганное общество с надеждой вглядывалось в депутатов, которые, будучи озабоченными целью попасть в следующий парламент, не обращали ни на кого внимания; в академиков, народных писателей, народных артистов, одним словом, в официально признанных гигантов мысли и чувств, которые, ревниво следя за каждым словом и жестом власти, чтобы успеть вовремя распластаться, высокомерно проигнорировали его взыскующий взгляд.
Что делать, кому верить, куда идти? Общество превратилось в маленькую растерянную девочку из финала фильма "К°ч" Марата Сарулу, стоящую посреди загаженного поля и с тоской вглядывающуюся в наступающих сумерках в огни такой близкой и такой недостижимой цивилизации. А ведь начало фильма, пронизанное, как солнечным светом, гармонией человека и природы, не предполагало столь печального финала. Режиссер, исходя из реалий современности, построил свою модель мира, когда торжествуют ложь и обман, предостерегая общество от неминуемой деградации.
Помнится, еще несколько лет назад Актан Арым Кубат в фильме "Свет–аке", глубоко веря в созидательные силы народа, показал, что может случиться, когда идет повсеместная подмена ценностей, когда в погоне за выгодой под дымовой завесой риторики можно и родину продать.
Общественность, ведомая полуграмотными журналистами, возмутилась некоторыми откровенными сценами, не понимая, что это метафоры, выражающие звериную алчность дельцов и готовность для ее удовлетворения жертвовать самым святым. Метафоры, рожденные горечью, болью творца за происходящее в стране, где лицемерие становится образцом поведения общественной жизни. К сожалению, мало кто понял этот фильм, все остальные, одураченные дурманом самовозвеличивания, были настроены только на лесть и приукрашивание, чтобы каждые жест и движение были бы преисполнены великой красоты и значения.
Общество все дальше отходило от здравого взгляда на себя, на мир, на перспективы. Охваченное адским пламенем гордыни за героическое прошлое или великий эпос, оно шаг за шагом теряло способность к адекватной реакции на реалии современности, уступая поле интеллекта дикарским инстинктам, когда совсем не зазорно грабить и воровать, прикрываясь патриотической демагогией, и при всем этом самым серьезным образом претендовать на лавры великих деятелей.
Поэтому вполне естественно появление на авансцене политической жизни аманбаевых, самаковых, коркмазовых. Поразительно, как люди умудряются обыкновенную процедуру оформления бумаг и регистрации превратить в необыкновенно героическое и патриотическое действие. Создается даже впечатление, что ЮНЕСКО поддается силовому давлению, но поразительна реакция некоторой части нашей публики, требующей для таких людей звания героя.
У ЮНЕСКО нет проблем с развитыми государствами, больше всех ее достают малоизвестные и закомплексованные народы и народности, которые ломятся в двери с требованием зафиксировать каждый свой жест или штрих истории, будто эта конторская регистрация немедленно вознесет их в авангард человечества. Киноэпопея "Курманжан–датка" режиссера Садыка Шер–Нияза, вышедшая в 2014 году, имела широкий и заслуженный успех, стала лауреатом многих фестивалей, номинировалась на "Оскара". Более того, она положила начало общенациональному диалогу о судьбе народа и нравственных категориях.
В том же 2014 году фонд "Айтыш" проспонсировал фильм "Сутак" режиссера Мирлана Абдыкалыкова. В июле этого года на фестивале в Карловых Варах фильм был удостоен почетного приза кинокритики. К слову, на этот фестиваль не сумели пробиться ни Россия с ее мощным кинопроизводством, ни другие страны бывшего СНГ. В этом же месяце в Мюнхене на МКФ был представлен фильм Эрнеста Абдыжапарова "Такси и телефон".
На днях из Мюнхена пришла весть: фильм Дальмиры Тилепбергеновой "Под небесами" отобран на конкурс фестиваля в Монреале. Такого, чтобы сразу пять фильмов представляли страну на фестивалях класса "А", куда проходят лучшие фильмы планеты, в истории отечественного кинематографа не было.
Режиссеры показывают миру наш народ как развитую нацию, способную к сложным и утонченным интеллектуальным и эмоциональным рефлексиям. Таких выдающихся результатов они добились не за счет барабанной дроби в грудь под аккомпанемент завываний о своих достоинствах, а тем, что показали народ в нужде, страсти, боли, в нелегких раздумьях о своей судьбе. Похоже, что в стране, загнанной ура–патриотами в патриархальные форматы мышления, где как национальные герои гарцуют келдибековы, ташиевы, жапаровы, такой разговор не нужен, да и сами творцы и создатели уникальных произведений тоже не нужны. Но нужна ли страна нашим высокоодаренным творцам? Наверное, нужна, судя по тому, что они не уехали в края, где бы их творчество достойно оплачивалось и они не бегали бы высунув язык, чтобы добыть средства на постановки.
Безусловно, их труд заслуживает большого уважения. Это - гордость народа, их слово значимо для общества. Жизнь нуждается не только в отражении в высокоталантливых произведениях, но подчас требует прямого вмешательства. И я не понимаю, почему умные и честные люди, творчество которых так ценится в обществе, молчат, когда на протяжении уже почти года продолжается публичное избиение справедливости?
Все эти события вокруг "Вечернего Бишкека" благодаря судебным органам из частного случая превратились в общественное явление, от разрешения которого зависит судьба общества. Неужели мы хотим, чтобы окончательно сползли в лживое лицемерное общество, обреченное на вымирание? Сегодня слово каждого честного человека дороже всех богатств мира, ибо мир без чести и достоинства не стоит и копейки.
Талип ИБРАИМОВ, кинодраматург 21.07.2015
|