Сон Кыр-образования рождает кыр-чудовищ, - "ВечБишкек" 00:02 01.08.2015
Сложившуюся в стране религиозную ситуацию в редакции "Вечернего Бишкека" обсудили заместитель председателя Госкомиссии по делам религий Закир ЧОТАЕВ, начальник отделения Десятого главного управления МВД Ратбек ТУРУСБЕКОВ, проректор Кыргызского университета имени Арабаева Эмиль КАНИМЕТОВ и директор аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр МАЛИКОВ.
Интеллигенции уже нет "ВБ": - Что за религиозная ситуация установилась у нас в стране? ЧОТАЕВ: - За годы независимости в Кыргызстане сложились очень либеральные условия для религиозных организаций, сейчас у нас много различных зарубежных религиозных миссий, а создавшаяся ситуация связана не только с Кыргызстаном, во всем мире повышается интерес к религии...
"ВБ": - ...именно к исламу или вообще к религии? ЧОТАЕВ: - К религии вообще и к исламу в частности. В Кыргызстане сейчас свыше 85 процентов населения считают себя мусульманами. Настоящий последователь религии - человек мирный, он склонен к общению, умеет найти консенсус при разрешении проблем. Но очень часто под видом религии представители радикальных или экстремистских течений склоняют верующих к распространению своих идей и к достижению своих интересов. Надо четко разграничивать - есть религия и есть экстремизм. Сегодня часто происходит подмена ценностей, распространяются фундаменталистские религиозные идеи вместо традиционных для нашего региона ценностей ислама. Сначала появились возгласы разрешить ношение хиджабов в школе, затем - учить девочек отдельно от мальчиков, потом - чтобы девочкам преподавали только учителя–женщины, а также требования - по пятницам выделять время для намаза, чтобы школьники могли посещать мечети. Нам необходимо четко выдерживать светские принципы государства. Нельзя позволять религии вмешиваться в государственное образование, принцип светскости должен четко продвигаться всеми органами власти и гражданским обществом. Если мы это потеряем, то быстро получим совсем другую реальность, так как у нашего общества недостаток религиозной грамотности...
"ВБ": - ...вообще грамотность очень низкая. ЧОТАЕВ: - И из–за этого появляется много проблем. Некоторую часть молодежи больше интересуют не традиционные умеренные ценности ислама, которые испокон веков были распространены в Центральной Азии, они склоняются к приходящим из–за рубежа ценностям, которые не всегда соответствуют местной культуре, нашим традициям или принципу светскости.
"ВБ": - Откуда произрастает религиозный экстремизм и правильно ли против него действуют власти? МАЛИКОВ: - Мы немного припоздали с борьбой против религиозного экстремизма, процессы вот–вот могут выйти из–под контроля. Однако нельзя добиться успеха запретами - это не тот путь. Нужно признать, что у нас уже не единое общество, в нем уже четко прослеживаются группы разной формации, разной идеологии. Власть пока в руках тех, кто видел советскую власть, некоторые из них из–за незнания остаются в плену вульгарного понимания светскости с атеистическим душком. В обществе уже масса людей, родившихся после распада СССР, они советской идеологии не нюхали, их идеология - рынок. Можно сказать, что в Кыргызстане уже существует два населения, два параллельных мира. Именно такое отставание власти от реалий и привело к событиям 2005 и 2010 годов.
"ВБ": - А как само общество на это реагирует? МАЛИКОВ: - Истоки терроризма и экстремизма, помимо внешних факторов и низкого уровня образования, лежат в чувстве несправедливости. Печально, но в Кыргызстане уже нет интеллигенции - ни светской, ни религиозной, а тем более - сельской. Общество разделено на жителей царских сел и деревень мазанок. При этом коррупция растет и расширяется, несмотря на все обещания и потуги власти бороться с ней (уже арестовывают главу аппарата президента), что свидетельствует о сильнейшем кризисе государства, светских и демократических ценностей. Коррупцией охвачены все слои общества, в нем уже почти не осталось прослойки государственников.
"ВБ": - А как с этим обстоит дело в других странах? МАЛИКОВ: - Похожие процессы идут и в Казахстане, и в России, и даже в некоторых европейских странах. Причем власти некоторых государств искусственно маргинализуют свое население, потому что им это выгодно. Трудно в такой ситуации наводить порядок, на этом фоне удар кулаком по столу или приказы не пущать и запретить, все эти репрессивные меры могут привести только к расколу общества.
Мрак глобализации "ВБ": - Но и действия самих религиозных деятелей оставляют желать лучшего... КАНИМЕТОВ: - Модель общественного и государственного устройства должна быть неразрывно связана с духовной культурой и традициями, иначе мы получим государство–левиафан, в котором доминирует рабско–рыночно–машинное псевдосуществование человека. В течение 25 лет мы наблюдаем, что мракобесие может быть не только атеистическим, но и религиозным (исламское, псевдошаманское, христианское и др.). Различные религии у нас в стране давно отошли от своего классического понимания и организовываются наподобие сект. Своим напором, агрессивным настроем, ратующими за мораль и нравственность, они давят на объективное научное мышление. Даже те, кто профессионально работает в этой сфере, испытывают давление. Например, и религиозные пропагандисты, и госслужащие все время говорят, что более 80 процентов населения Кыргызстана исповедуют ислам. Но на самом деле эти цифры вошли в оборот из–за неграмотных и крикливых религиозных агитаторов, которые, сознательно или несознательно, приводят данные из научных публикаций НАН, согласно которым, 80 процентов верующих, но не всего населения, привержены исламу. А ислам распространяется прежде всего потому, что он как бы выступает альтернативой "мраку глобализации", дикому псевдокапитализму, который возбуждает в людях некоторые скотские низменные чувства.
"ВБ": - Что такое "мрак глобализации"? КАНИМЕТОВ: - Нынешняя наша вирусованная ситуация и есть "мрак".
"ВБ": - И насколько на религиозную радикализацию влияет общий упадок образования? КАНИМЕТОВ: - Мы видим, как воспитание в духе созидания постепенно исчезает, как посредством массовой культуры и социально–политических институтов обрабатывается внутренний мир человека. И такая обработка направлена на возбуждение низменных и греховных чувств. На образовательные учреждения сейчас напрямую влияют и криминальная обстановка, неопределенные перспективы развития, упадок экономики. Культ денег и все другие пороки уже много лет отравляют неокрепшее сознание молодежи. Налицо кризис всей образовательной системы. При отсутствии целенаправленного нравственного воспитания в обществе родители не в силах самостоятельно справиться с задачей воспитания своих детей. Именно эти негативные тенденции, которые продолжают усиливаться, заставляют многих обращаться к исламу. Люди во "мраке глобализации" видят ислам как свет и надежду. Но мы начинаем понимать, что и этот свет обманчивый. ЧОТАЕВ: - Интерес к религии повышают проблемы в социально–экономической сфере, а низкое образование, в частности религиозная безграмотность, ведут к тому, что люди воспринимают на веру все, что им преподносят. Радикализм распространяется у нас через миссионерскую активность извне.
"ВБ": - Все зарубежное - плохое? ЧОТАЕВ: - Не совсем так. В истории ислам развивался в нашем регионе с учетом местных особенностей, но совсем недавно, в течение 70 лет, у нас был атеизм, а в последнее время с получением независимости новый толчок распространения религии в большинстве своем пришел к нам из–за рубежа. Многие фундаментальные и радикальные течения имеют свои корни в зарубежных странах и на территории Ближнего Востока. КАНИМЕТОВ: - После 1990–х годов, когда началась либерализация и открылись границы, к нам ринулись религиозные деятели. Без вмешательства внешних сил, их финансовой подпитки эти религиозные, особенно "исламские", деятели не могли бы достичь такого уровня радикализации, противостояния с духовными традициями этнокультуры, как сейчас. Возможно, это даже западный проект, но деньги идут в основном из Саудовской Аравии и Кувейта. Если это проект, то его осуществляют местные агенты влияния, а не зарубежные граждане. И услуги наших деятелей культуры, образования и СМИ шедро оплачиваются зарубежными спонсорами.
"ВБ": - Но и светскость некоторые называют радикализмом... МАЛИКОВ: - Общество действительно уже разделилось на светских и религиозных радикалов. В этой сфере был хаос. Давно надо было этим заниматься, но Концепция госполитики в религиозной сфере принята лишь в 2014 году. КАНИМЕТОВ: - Религиозные проповедники используют недостатки общества, например коррупцию. Вот даже главу аппарата президента обвиняют в коррупции, а они говорят: мол, мы построим общество, которое будет базироваться на истинных ценностях и справедливости, надо к этому готовиться, поэтому надо воевать, например в Сирии. ЧОТАЕВ: - Грамотному человеку религия не будет мешать жить, чем больше знаний и опыта, тем лучше. Мешает жить идеология экстремизма.
Противостояние чревато "ВБ": - И как противодействовать религиозному экстремизму? ТУРУСБЕКОВ: - Любому государству для развития нужны стабильность и правопорядок. В южных регионах отмечается большая религиозность людей.
"ВБ": - Почему экстремизм вообще связан с религией? ТУРУСБЕКОВ: - Экстремизм только прикрывается религией, чтобы собрать больше последователей. МАЛИКОВ: - Скоро выборы, неспокойно на границах, растет радикализация, процветает коррупция, много нерешенных социальных и экономических проблем. Ситуация тревожная. Но не надо слушать соседей или некоторых стратегических партнеров, предлагающих закрутить гайки. Конечно, нужен жесткий ответ терроризму, но для этого надо сначала завоевать сердца и умы мусульман, нужно финансирование, надо готовить специалистов, которых мало, нужно, чтобы против экстремистов путем повышения образования боролись сами имамы, а для этого власти должны предоставить им гарантии безопасности. Необходима очень тонкая и умная политика.
"ВБ": - Уже появляются ролики ИГИЛа, адресованные населению Кыргызстана... МАЛИКОВ: - Это первый ролик в истории, когда ИГИЛ адресно обращается к Кыргызстану, который называется в нем "страной неверия и нечестия", это можно расценивать и как завуалированное объявление джихада против Кыргызстана. Власти восприняли это достаточно серьезно, но ни в коем случае нельзя впадать в панику, террористы именно этого и хотят - посеять раздор и панику в обществе.
"ВБ": - А экстремизм в быту как влияет на жизнь? Почему вдруг надо носить саудовскую или пакистанскую одежду? ТУРУСБЕКОВ: - Нормальный мусульманин, который придерживается традиционного ислама, обычно носит национальную кыргызскую или простую светскую одежду.
"ВБ": - Некоторые одеваются по–другому, чтобы показать свое количество? Или отчитаться перед спонсорами? ЧОТАЕВ: - Иногда религиозные люди делают это для себя, это некий способ самоутверждения. Но, с другой стороны, у нас присутствует либеральная среда, и мы не можем это жестко запретить, надо проводить тщательную работу. ТУРУСБЕКОВ: - Вопросы одежды зависят от самого человека, его воспитания, кругозора... Но желательно не увлекаться чуждой для нашего народа одеждой. КАНИМЕТОВ: - Думаю, что это не только способ самоутверждения, это также способ утвердиться перед зарубежными духовными "собратьями" с широкими финансовыми возможностями. Недавнее заявление премьера Темира Сариева о необходимости борьбы с теми, кто сам носит и навязывает другим дамбалы, паранджи и хиджабы, широко обсуждается в сетях. На первый взгляд кажется, что агрессивно настроенных людей, которые навязывают свое мнение, очень много, но на самом деле их немного. Абсолютное большинство населения никогда не воспринимало и не воспринимает навязанные извне традиции. Государству надо обеспечить условия реализации прав каждого гражданина свободно развиваться в духовном плане и дать возможность нашему народу и каждому человеку стать субъектом собственного духовного культурного развития.
"ВБ": - И как этого добиться? МАЛИКОВ: - Процесс очень долгий, нужна комбинация продуманных мер. Против террористов–такфиристов нужно принимать жесткие меры, однако нельзя ни в коем случае давить на ислам и мусульман, потому что такфиризм в первую очередь угрожает самому исламу, нужна реальная помощь со стороны государства самим мусульманам. Осуждение и возможный запрет хиджабов будоражат мусульман. Противопоставление исламских правил светским законам чревато, это может привести к опасным последствиям. Посмотрите, что стало с Сирией. Для любого верующего Коран и слова Аллаха превыше всего другого, а Конституцию, например, постоянно переписывают в угоду разных политиков. Согласен, что нельзя слепо подражать арабам и пакистанцам в их традиционной (черного цвета) одежде или закрывающей все лицо никабе (паранджа). Но надо разъяснять, просвещать, искать консенсус, действовать дипломатично. Мы все - граждане одной страны, нам всем жить вместе и поднимать эту страну. Каждый человек, как кирпич в стене, должен найти свое место в обществе. Лишних не бывает, главное - сохранять мир.
"ВБ": - Трудно назвать область или сферу деятельности, которая властями не запущена, а природа не терпит пустоты, и в образовавшиеся бреши проникает религия. Мечетей в стране уже больше, чем школ, а правительство даже в остающихся школах не может наладить современное образование, отремонтировать здания или платить учителям достойную зарплату. Желающих строить мечети гораздо больше желающих строить школы. И даже президент Атамбаев свой участок дарит под мечеть, а не под садик или больницу. И везде коррупция. Когда каждый занят решением своих личных проблем за счет государства, оно оказывается бесхозным и остается только уповать на Бога.
•у Бога нет религии ЧОТАЕВ: - На сегодняшний день в Кыргызстане зарегистрировано 380 христианских и свыше 2000 исламских организаций, есть иудаистская община, буддисты, бахаи, другие.
•у Бога нет религии
"ВБ": - Есть ли у нас среди религиозных деятелей настоящие интеллектуалы? ЧОТАЕВ: - Конечно. Не надо забывать, что среди первых представителей кыргызской интеллигенции многие оканчивали медресе...
•у Бога нет религии
"ВБ": - Какой вклад делают религиозные интеллектуалы в копилку науки и вообще в развитие общества? КАНИМЕТОВ: - Наука ведь не может ничего сказать про загробную жизнь.
"ВБ": - Некоторые ученые это исследуют, а религиозные деятели только повторяют догматы. у Бога нет религии КАНИМЕТОВ: - У нас, на кафедре теологии КГУ им.Арабаева, в магистратуре учатся Чубак–ажы Жалилов и другие религиозные деятели. Они хорошо знают ислам, но у них нет фундаментального гуманитарного образования.
"ВБ": - Это действительное стремление к образованию или им просто нужны вторые дипломы? ЧОТАЕВ: - По правилам аттестации имамов высший эшелон ДУМК, помимо религиозного образования, должен иметь и светское образование. КАНИМЕТОВ: - Те, кто знает истинные реалии сегодняшнего мира на низком уровне, не владеет актуальными научными знаниями. Такие люди в своих учениях и назиданиях, используя односторонние религиозные постулаты, могут примитивизировать общественное сознание.
Нарын АЙЫП 31 июля 2015 года
|