О российских истребителях МиГ-31, которых нет в Сирии, или Принуждение США к миру, - А.Горбенко 00:36 28.08.2015
Турецкое информационное агентство BGN News сообщило о том, что на сирийской авиабазе el-Mezze в Дамаске появились шесть российских истребителей-перехватчиков МиГ-31. Проверяя эту сенсационную информацию, мировые СМИ тут же вспомнили о так и не вступившем в силу российско-сирийском контракте образца 2007 года на поставку восьми этих самолетов в экспортной версии.
И тут же наблюдатели хором опровергли возможность такой поставки.
Во-первых, со ссылками на российских официальных лиц. Например, глава РСК МиГ Сергей Коротков сообщил, что Россия никому не поставляла МиГ-31 и планирует использовать их только самостоятельно.
Во-вторых, апеллируя к простой логике: в сегодняшней Сирии вряд ли имеются пилоты и специалисты технико-эксплуатационных частей, достаточно подготовленные для обслуживания и применения таких сложных боевых машин. А кроме того, МиГ-31 – это высотный перехватчик, не предназначенный для нанесения ударов по земле. Он способен на больших дальностях (до 320 км) обнаруживать и перехватывать (на дальностях свыше 120 км) широкую номенклатуру воздушных целей (включая крылатые ракеты), как самостоятельно или в составе звена (4 машины), так и являясь частью больших комплексов ПВО. По мнению западных СМИ, такие самолеты просто не нужны Башару Асаду.
И только Jane"s Defence Weekly, выразив скепсис по самому факту нахождения МиГ-31 в Дамаске, тем не менее, нашел логику в данном шаге Москвы – укрепление сирийской ПВО подобными машинами, помогло бы планировщикам НАТО в их размышлениях о всевозможных "бесполетных зонах" над Сирией. И эта логика весьма интересна. А "слухи" о появлении в Сирии МиГ-31 следует рассматривать именно в контексте шагов по противодействию американским планам на Ближнем Востоке.
Итак, совсем недавно мы едва не впали в панику, узнав, что США осторожно намекнули на гипотетическую возможность воздушных ударов не только по боевикам Исламского Государства (ИГ), но и по противостоящим им правительственным войскам и ополчениям Сирии. Два года назад американцы тоже почти убедили весь мир в том, что вот-вот начнут бомбить "кровавого Асада". Причем, даже не утруждаясь подготовкой к подобной операции, и не проводя необходимой в таких случаях перегруппировки сил и средств – просто сделав несколько официальных заявлений для прессы.
Сегодня ситуация, на первый взгляд – более серьезная. Турция официально втянута в войну, в том числе и ее сухопутные силы. США добились права боевых вылетов с базы Инджерлик и даже наносят вместе с турками воздушные удары. Правда, на весьма ограниченной территории – стараясь не заходить в зоны, которые уверенно контролирует официальный Дамаск. Но, тем не менее, восстановление территориальной целостности Сирии выглядит почти нереально – часть сирийской территории устойчиво контролируется самопровозглашенным ИГ, часть курдскими отрядами, часть (весьма незначительная) бандами, официально поддерживаемыми Вашингтоном и Анкарой.
Казалось бы, американцам и их союзникам больше никто не мешает установить господство в воздухе, и как в Ливии, воздушными ударами содействовать падению сирийской государственности под натиском банд.
Но по факту – все обстоит немного иначе. Сирийская боевая авиация ежедневно совершает вылеты, и порой весьма успешно наносит удары по стратегическим объектам и позициям боевиков. В том числе в районе сирийско-турецкой границы. Ее никто не сбивает и не пытается установить "бесполетную зону". Запчасти и оборудование для ремонта и обслуживания авиапарка сирийских ВВС, а так же, авиационное вооружение – регулярно попадают на территорию Сирии, ибо "Сирийский экспресс" (российские БДК совершают челночные рейсы из Севастополя и Новороссийска в Тартус) – никто не отменял.
Сирийская ПВО, несмотря на слухи о ее отсутствии – периодически преподносит противнику интересные сюрпризы. Так в марте этого года, американский ударный беспилотник MQ-1 Predator, взлетевший, кстати, с базы Инджерлик, и по ошибке залетевший не туда, куда следует – неожиданно был сбит ракетой комплекса С-125 "Печора-2М". А в декабре сирийская ПВО вот так перехватила израильскую авиационную ракету AGM-142. Здесь интересно, что перехват был осуществлен с сирийской территории, судя по всему, комплексом совсем не малой или средней дальности. Примерно так же, "дуплетом" работают по средствам поражения комплексы С-300П(ПВОшные) различных модификаций. Правда, контракт на поставку в Сирию С-300 вроде бы не был реализован (а по некоторым официальным сообщениям, комплексы, предназначенные для отправки Сирию, были даже разукомплектованы). Тем не менее, израильская ракета была перехвачена чем-то похожим на комплекс С-300, которого, как мы знаем – в Сирии быть не может. Разумеется, так же, как не может быть и истребителей МиГ-31.
На сегодня мы имеем интересную ситуацию. С одной стороны, турецкая, израильская и американская авиация имеет возможность ограничено действовать над определенной территорией. В юго-западных районах Сирии, она предпочитает не появляться. Сирийская же авиация имеет возможность безнаказанно действовать над всей территорией Сирии, и по некоторым данным, частично даже над территорией Ирака. Это больше похоже не на американскую "бесполетную зону", а на чью-то другую.
Впрочем, оптимистичным данное положение называть все же не стоит. По факту состоялся раздел Сирии. В этом разделе у США и их союзников, конечно, есть некие "запретные зоны". Но значительная часть территории Сирии находится как бы в "зоне соискания". То есть, ИГ, США, Турции и курдам предоставлено право побороться за будущее положение дел на этих территориях. Эта борьба, не исключает в будущем восстановления всей полноты сирийской государственности. Но вот на территориальную целостность Сирии надеяться почти невозможно.
Война рано или поздно закончится – это надо помнить, чтобы понимать, за что ведется борьба сегодня. Она ведется за будущее – за новую политическую карту региона, и новый расклад сил в мире. На сегодня уже ясно, что в юго-западных провинциях Сирии удастся восстановить порядок и государственность. Но на территориях, ранее принадлежавших Сирии, Турции и Ираку, в кровавой борьбе (как и всегда в истории человечества, как биологического вида) – двум новым субъектам – ИГ и Курдистану предстоит определить свои будущие границы.
Здесь крайне интересно заметить, что США поддерживают абсолютно все стороны, вовлеченные в конфликт (пожалуй, кроме Башара Асада, поскольку сохранившаяся сирийская государственность не входит в американские планы перекройки политической карты мира).
Курдов американцы вооружают и снабжают против ИГ, прекрасно понимая, что в будущем (да уже и в настоящем) эта поддержка будет обращена против Турции. Турецких "партнеров" по НАТО втянули в войну, из которой этот претендент на роль регионального лидера уже не выйдет с прежней территорией, экономическим ростом и относительной политической стабильностью. ИГ, которое вообще следует рассматривать как американский проект – получает подкрепление через систему поддержки так называемой "легальной сирийской оппозиции" – с ней ИГ является сообщающимся сосудом, как в плане кадров, так и в плане материального обеспечения. Поддержка официального Ирака против ИГ – так же частично усиливает ИГ, поскольку большая часть тяжелого вооружения ИГ захвачена у иракской армии. Саудовская Аравия, активно продвигавшая, и даже в значительной степени оплачивавшая американские проекты в регионе – оказалась перед реальной перспективой наступления ИГ. Эта перспектива будет тем актуальней, чем скорее ответная реакция перекроет ИГ другие направления экспансии. И даже Ирану, неофициально вовлеченному в конфликты как в Сирии и Ираке, так и в Йемене – США облегчают жизнь снятием санкций.
Иными словами – США играют на всех досках. И везде интерес США – это эскалация конфликта, расширение его географии и вовлечение в него все новых участников. На сегодня США – главный дестабилизирующий фактор в мире.
России в ближайшие годы придется играть прямо противоположную роль: понемногу сокращать зоны боевых действий, увеличивать островки стабильности в пылающем регионе, объединять усилия всех государственных образований, заинтересованных в мире и стабильном развитии. Ну и да – со временем придется вводить бесполетные зоны для авиации США и их союзников. Иначе принудить США к миру не удастся. Александр Горбенко
Обозреватель
26 августа 2015
|