Азербайджан. Будут ли отдельные пляжи для женщин "позитивной дискриминацией"? 11:43 13.09.2015
Центр отдыха и развлечений Dalğa Beach-Aqua Park в Баку, где пока нет раздельных бассейнов для женщин и мужчин. Но в более консервативных южных районах Азербайджана, расположенных на границе с Ираном, звучат предложения открыть пляжи, предназначенные исключительно для женщин.
Контраст между светской ориентацией правительства Азербайджана и растущей набожностью населения страны стал особо заметен в прибрежном городе, расположенном в часе езды от иранской границы.
Стоящий на побережье Каспийского моря город Ленкорань с населением 80 тыс человек в последние десятилетия приобрел репутацию бастиона набожности. Также этот населенный пункт известен обилием великолепных пляжей.
Большинство местных женщин, соблюдая каноны традиционного шиизма, стараются не показываться в купальниках в обществе мужчин. Поэтому особ женского пола на пляжах Ленкорани особо не увидишь.
"Хотя я знаю, что солнце полезно для здоровья, на пляжи я все равно не хожу, – сказала 28-летняя студентка школы бизнеса Нигар Гейдарли. – Я считаю это аморальным. Шайтан повсюду".
Одна местная школьная учительница лет сорока с небольшим высказала схожее мнение. "Показывать мужчинам свое тело противоречит нашей вере, и мы предпочитаем не ходить плавать, чтобы избежать греха", – объяснила она.
В начале августа 33-летний юрист из Ленкорани Садраддин Казимов предложил идею, которая, по его замыслу, могла бы дать женщинам возможность ходить на пляж, при этом не нарушая местные традиции: он призвал построить высокие заборы на общественных пляжах, разделяющие их на мужские и женские секторы.
"Это наша религия, и у нас есть право следовать религиозным правилам, – написал он 1 августа в Facebook. – Загорать полезно для здоровья. Правительство обязано заботиться о нашем здоровье и соблюдении наших прав".
Заметка Казимова вызвала живой интерес в азербайджаноязычных СМИ и активные дебаты в Facebook. Он теперь подумывает об учреждении официальной организации, которая будет продвигать идею о построении заборов на пляжах.
Правительственные чиновники в Баку пока публично не прокомментировали предложение Казимова. Замглавы администрации Ленкорани Мохуббет Бабаев сказал EurasiaNet.org, что его ведомство рассмотрит предложение о разделении пляжей, когда оно будет подано в официальной форме. В 2017 году Азербайджан будет принимать международные Игры исламской солидарности.
В неофициальных беседах некоторые избранные должностные лица, считающиеся сторонниками администрации президента Ильхама Алиева, не особо позитивно отзываются о данной идее, отмечая, что воплощение ее в жизнь нанесет ущерб светскому имиджу государства.
"Азербайджанские женщины всегда были лидерами исламского и тюркского мира на Западе, – сказал Асим Моллазаде, депутат парламента и глава Партии демократических реформ, позиционирующей себя в качестве "конструктивной оппозиции". – Заворачивать их [в хиджабы] и ограничивать их закрытыми пляжами – это неправильно".
По утверждению Казимова, разделение пляжей не означает, что он и его сторонники пытаются скопировать иранскую модель. "Мы просто хотим дать [женщинам] возможность расслабиться летом", – сказал он.
Известный теолог Эльшад Мири, владеющий двумя религиозными периодическими изданиями в Баку, назвал идею разделения пляжей на мужские и женские "позитивной дискриминацией".
"Мужчины и женщины играют в футбол отдельно, на турнирах по боксу мужчины и женщины также выступают отдельно, – сказал он. – Всегда должна быть альтернатива. Это право религиозных людей, которое надо уважать".
Высказывая схожую точку зрения, директор Южного ресурсного центра по правам человека Эсмира Турхида отметила, что многие женщины в Ленкорани "также хотят, чтобы открыли отдельное кафе, чайную для женщин, где они могли бы комфортно себя чувствовать. Это не означает, что люди в нашем районе не современные. Нет. Просто у нас собственная культура и моральные ценности, которые мы хотим сохранить".
Пока общественные кампании в поддержку расширения свободы отправления религиозного культа сталкивались с решительным противодействием властей. Например, в 2011 году демонстрации сторонников ношения хиджабов в государственных учебных заведениях были разогнаны правоохранительными органами.
Хотя число носящих хиджабы азербайджанок в последние годы увеличилось, в Азербайджане, по всей видимости, ни один магазин не продает так называемые "буркини" – рубашки по колено с длинными рукавами и капюшоном в комплекте с леггинсами из того же материала. Но Казимов не считает, что подобная одежда решит проблему. "Нет гарантии, что мужчины не будут нападать на этих женщин из-под воды, если те отплывут подальше от берега", – сказал он.
Судя по всему, данный вопрос беспокоит не только его. По словам теолога Мири, отсутствие подходящих для мусульман пляжей в Азербайджане заставляет некоторых богатых азербайджанцев отправляться на летний отдых в арабские страны и селиться в гостиницах с пляжами и бассейнами только для женщин.
64-летний местный журналист Мустаджаб Маммадов заявил, что обсуждение темы возведения заборов на пляжах отражает глубоко религиозные взгляды большинства населения региона, и их не следует считать признаками распространения радикальных идей. Он добавил, что в некоторых селениях мужчины и женщины уже ходят на пляжи в разное время дня, чтобы не видеть друг друга в купальных костюмах.
"Люди [в Ленкорани] всегда были религиозными", даже когда в советские времена активно продвигался атеизм, сказал он.
Четверг, 10 сентября 2015
.
|