Восток дело тонкое. И темное. Битва за туркменский газ как начало эскалации напряженности в Средней Азии, - В.Андреев 00:54 22.10.2015
События на мировой шахматной доске меняются с частотой партий, разыгрывающихся в стиле "блиц". Российские военные наносят авиаудары по позициям разнородных террористических организаций в Сирии, а Соединенные Штаты договорились с руководством Туркменистана на использование аэродрома Мары-2 недалеко от туркменско-афганской границы. Военный аэродром, на основе которого будет построена военная база, передается американским вооруженным силам в счет гарантий безопасности в ходе строительства газопровода "Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия" (ТАПИ). Реализация амбициозного проекта сделает возможной доставку около 30 миллиардов кубов "голубого топлива" из месторождения "Галкыныш" в адрес всех участников сделки.
Интрига проекта не обошлась без политических сюрпризов. К участию в разработке одного из крупнейших в мире газовых месторождений (запасы "Галкыныша" оцениваются в 22 триллиона кубометров) приглашена Япония. В ближайшие дни республику посетит премьер-министр этой страны Синдзо Абэ для переговоров с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым. По имеющейся информации, Япония предложит новые технологии и финансовые средства в размере 2 миллиардов долларов для начала работ на туркменском участке маршрута. Все это можно было бы рассматривать как суверенное право выбора партнеров, если бы не одно но. Дело в том, для реализации ТАПИ у республики есть договоренности с Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией (CNPC), в которых не допускается участие в проекте третьих лиц. Результатом работы "Туркменгаза" и CNPC уже введена в эксплуатацию одна нитка газопровода, связавшая Туркменистан и Западные провинции Поднебесной. Маршрут проведен через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Объем поставок 20 миллиардов кубов в год.
Ранее начало работ по проекту ТАПИ стороны откладывали, ссылаясь на взрывоопасную ситуацию в Афганистане. Риторика официального Ашхабада изменилась после визита министра иностранных дел республики Рашида Мередова в Вашингтон. МИД Туркменистана объявил Нурсултану Назарбаеву, что не следует пугать республику тревожной ситуацией на приграничных с Афганистаном территориях и что эти проблемы республика решит без участия Казахстана и России. Ответ на вопрос, каким образом, не заставил долго ждать. Карты легли вполне себе в духе политики Белого Дома. Газовое месторождение передается Токио, а вопросы безопасности по всему трубопроводу берут на себя Соединенные Штаты. Цена этой "безопасности" уже известна всем. Кроме постсоветского Туркменистана, где, судя по всему, наивно полагают, что внеблоковый статус и "гарантии" дяди Сэма помогут им сохранить свой островок благополучия нетронутым во время девятибалльного шторма мирового кризиса.
По мнению экспертов, неожиданный демарш Ашхабада может вызвать целый ряд напряженностей в Средней и Центральной Азии: между Туркменистаном и Китаем, Китаем и Японией, Казахстаном и Туркменистаном. При этом американское присутствие будет усилено не только военной базой Мары-2, но и новым статусом военных соединений в Афганистане и Пакистане, что - как следствие - стало естественным после кровавой провокации в Кундузе, организованной не без участия США и их региональных сателлитов.
Как отнесется Пекин к столь резкому развороту Ашхабада в сторону Японии и Соединенных Штатов - пока под вопросом. Свое слово на этот счет должен высказать и официальный Кремль, в подбрюшье которого готовится очередная авантюра. 21 октября 2015
Вадим Андреев
|