Преподавание религии в Кыргызской школе: не поздно ли? - Н.Айып 18:22 28.10.2015
Министерство образования и науки Кыргызстана планирует ввести в учебные программы школ предмет о религии. Преподавать его предполагается каждый год, по часу в неделю, начиная с 5 класса, – в разные годы разные религии. В десяти школах страны уже внедрен пилотный предмет по истории религии, но все равно нерешенных вопросов очень много – нет средств, нет учителей, нет учебников.
Но главное, эксперты, чиновники и учителя уже около 10 лет спорят – как преподавать религию в школах? И это общий синдром современного кыргызского общества – по любому вопросу возникают бесконечные споры, стороны приводят какие-то доводы, но часто лишь для того, чтобы что-то сказать, и в результате возникает патовая ситуация без намеков на решение проблемы, так что все пускается на самотек.
За три дня до учебного года правительство все еще обсуждает школьную форму
Вспомните споры про хиджаб – можно ли разрешать в нем ходить в светских школах? А как почувствуют себя обитатели медресе, если кто-то придет туда в шортах? Почему все общественное мнение должно смещаться только в один бок и делать уступки только одной стороне? И никто не может решить проблему – ни власти, ни ученые, ни школы, а пока закончится затеянная бесплодная дискуссия, все девочки уже будут ходить в хиджабах.
Проблема с религиоведением связана и с отсутствием школьных религиоведов. Если даже они есть, их к дискуссии не особенно допускают, потому что все ученые, учителя и общественные деятели подсознательно уже давно проиграли бородатым молодым миссионерам, для которых научные доводы и современное мировоззрение гроша ломаного не стоят. И вопрос только в том, как бы помедленнее и с чувством достоинства сдаться.
Говорят, нет хороших учебников и методических пособий. А по каким предметам они есть и насколько они качественны? Есть ли хорошие учебники по кыргызскому языку? И кто кроме кыргызов может их написать? И почему историю кыргызов лучше пишут немцы, англичане или русские? Гениальные кыргызские авторы ждут, когда им заплатят, чтобы они создали гениальные учебники. Но денег нет – нет и гениев.
Можно и такой вопрос поставить: Если бы не было зарубежных аналогов, смог бы хоть один кыргызский педагог или ученый написать на кыргызском хоть один учебник по физике, географии или истории? Читая, что они пишут, иногда думаешь – лучше бы они ничего не сочиняли, хотя бы просто переводили чужие учебники слово в слово, пусть даже в задачах по физике там поезда едут не из Токмока в Балыкчы, а из Коломны в Ярославль.
"Черный сентябрь" в школах Кыргызстана. Чему там учат?
Потому что когда они сами пишут учебники, например, по истории, доктора наук сообщают нашим школьникам, что кыргызы произошли от Адама и Евы, а Великий шелковый путь возник благодаря связям древних кыргызов с древними греками. Так что по новым учебникам может получиться, что пророк Мухаммед носил кыргызский калпак, а откровение ему пришло на горе "Пик Коммунизма".
Пока кыргызские ученые и педагоги много лет готовятся писать учебники по религии, число мечетей в стране уже превысило количество школ, и дефицита имамов там, как недостатка учителей в школах, не наблюдается. Такими темпами все население страны скоро станет поголовно "хаджи", а необходимость преподавать религию в школах и вовсе отпадет – на уроках религиоведения уже будут рассказывать историю победы.
Для богословов никаких методик или учебников вообще не надо, пусть хоть на всех уроках просто зубрят наизусть Коран. И в самом Муфтияте заняты не значением и смыслом той или иной суры или аята, а толкованием самого ислама, что неизбежно усугубляет разногласия. Когда нет серьезных авторитетов в самой религиозной среде, перед которыми все другие с уважением бы замолкали, трудно преодолеть возникающий разброд.
И такое состояние тоже отражает общую ситуацию в стране, в которой разногласия по поводу и без существуют во всех сферах – в политике, экономике, образовании. Это даже не разногласия, а именно разброд, потому что для возникновения разногласий необходимы какие-то твердые позиции сторон, которые они должны аргументировано защищать. Стороны же постоянны только в одном – личном обогащении за счет выделяемых средств.
Рубеж войны с терроризмом практически совпадает с нашими границами
И это отражается на написании учебников тоже – когда главной целью авторов является не стремление наиболее полно и доступно объяснить учащимся предмет, а, главным образом, – заработать на написании, вряд ли хорошие учебники появятся. Добавьте к этому еще то, что они сами не очень понимают, о чем надо писать, и картина слегка прояснится, а для более полной картины нужно вспомнить отсутствие методик и опыта, но наличие коррупции.
Это пророки получают откровение или просветление напрямую, люди же больше учатся на примерах и по аналогии. Но с кого нам брать пример? С муфтиев, порноролики о которых гуляют в интернете? С имамов, которые зарабатывают на хадже, превращая его в бизнес? С казы, которые много безграмотнее своей уммы? С профессоров, которые не знают предмета? С властей, которые не могут убрать мусор с улиц?
И даже при наличии приемлемых учебников, остается еще проблема преподавателей. Настоящие религиоведы, скорее всего, окажутся атеистами, а самих богословов к преподаванию допускать нельзя. Все они в Кыргызстане заражены стремлением безраздельно властвовать умами путем примитивного администрирования.
Как и у светской власти, излюбленный метод работы духовенства – запреты, которые только усиливают интерес к запрещаемому. Например, по их мнению, в стране должны здравствовать только традиционные религии – ислам и православие, а все остальное – это тоталитарные секты, включая даже иногда протестантов, буддистов или католиков.
Верховный муфтий: В России никто не требует ассимилироваться и менять веру
Но чтобы победила ваша философия, нужно уметь спорить с другими учениями, пусть хоть какие религии приходят в страну и внедряются в обществе. Если они встретят серьезную и достойную конкуренцию со стороны местных идеологий и религий, им будет непросто запудрить мозги жаждущей чего-то остренького молодежи.
Но для этого философы действительно должны быть философами, способными побеждать в споре, знать предмет и позиции своих оппонентов. Наше же духовенство, ничего почти в этом отношении не делая, еще и собирает добровольную дань со всех верующих, прося при этом государство списать свои долги, и государство само показывает всем пример, занимаясь лишь проеданием бесконечно оказываемой внешней помощи.
А так называемые "тоталитарные секты", как раз наоборот, раздают народу материальные блага. И кто окажется привлекательнее? Чем, казалось бы, может привлечь молодежь богослов, определяющий день Курман- или Орозо-айта по восходу Луны, да еще взобравшись на перевал, когда вокруг полно календарей с точным временем ее восхода – вплоть до минуты и секунды? Но привлекает.
Еще большей проблемой оказывается то, что в обществе уже почти атрофирована культура труда. Когда вместо советской практики, при которой власти делали вид, что платят, а трудящиеся в ответ делали вид, что работают, пришла донорская помощь – от поддержки госбюджета до покупки томографов в медицинские центры, ни у кого не осталось времени работать.
Казахстанский культуролог: Раньше вместо телевизора был ребенок
Все заняты участием в тоях и юбилеях. С приглашением духовенства, которое освящает все. На ремонт дорог или строительство лабораторий денег нет, но на торжества и премии они всегда находятся. При этом религиозная часть населения почти не занимается приращением светского национального продукта. Они, как государство в государстве, заняты сугубо своей пропагандой, но с использованием светских ресурсов и материала.
В других странах духовенство помогает государству во время каких-либо духовных кризисов, или в вопросах воспитания и образования молодежи, а особенно в сплочении нации для преодоления возникших препятствий. У нас же религия постоянно оказывается предметом раздора и еще требует государственной поддержки всем своим начинаниям с неизбежными льготами.
Но хуже всего то, что весь этот напускной или реальный радикализм, на наших глазах набирающий вес и медленно все пожирающий, имеет одной из своих целей то, чтобы при небольшом его отступлении или малейшей над ним победы общество с облегчением согласилось на его более или менее либеральный вариант. И мы будем рады, что в школах нам всего лишь преподают религию, а не делают большее.
27 октября 2015 Нарын Айып
|