США обеспокоены активностью России в ЦА. Вашингтон запускает новый формат диалога для стран региона, - "НГ" 13:42 29.10.2015
Завтра начинается визит госсекретаря США Джона Керри в страны Центральной Азии. Вашингтон запускает новый формат диалога "С5+1" (страны региона плюс США), презентация которого состоится в Самарканде. Главы внешнеполитических ведомств центральноазиатских стран и США обсудят региональные и глобальные проблемы, а также вопросы экономического сотрудничества. Эксперты рассматривают визит госсекретаря США Джона Керри как реакцию Вашингтона на активизацию в Центральной Азии России и Китая.
Из столицы Австрии, где Джон Керри принимает участие в консультациях по Сирии, глава внешнеполитического ведомства США отправится в центральноазиатское турне. За три дня он посетит Киргизию, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан. "Это будет первый визит Джона Керри в регион и первый в истории визит госсекретаря США во все пять центральноазиатских республик в одной поездке", – сообщил пресс-секретарь Госдепа Джон Кирби.
В Бишкеке Джон Керри примет участие в открытии нового кампуса Американского университета в Центральной Азии (АУЦА) и нового здания американского посольства. В Самарканде произойдет главное политическое событие – Керри встретится с министрами иностранных дел всех пяти центральноазиатских республик в новом формате "C5+1".
В Астане Керри примет участие в четвертом заседании диалога "Стратегическое партнерство США–Казахстан" и выступит с речью в Назарбаев Университете о роли Центральной Азии в решении глобальных проблем. В Ашхабаде и Душанбе Джон Керри обсудит ряд двусторонних и региональных вопросов, представляющих взаимный интерес.
"Центрально-Азиатский регион сегодня напоминает татами, на котором сошлись борцы разных весовых категорий. Сама схватка привлекает внимание и наблюдателей", – сказал "НГ" директор Группы оценки рисков (Казахстан) Досым Сатпаев. В частности, недавно регион посетил премьер-министр Индии Нарендра Моди. Как ранее писала газета (см. "НГ" от 09.07.15), многие направления внешней политики Индии сегодня совпадают и сопрягаются с целями американской политики в регионе. Взять хотя бы противостояние Китаю. Аналогичным был визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ (см. "НГ" от 27.10.15). Япония также обеспокоена чрезвычайной активностью Китая в Центрально-Азиатском регионе во всех сегментах. Как отметил Досым Сатпаев, "Япония не хочет терять регион, имея здесь определенные экономические интересы". Это же, по словам политолога, касается и визита Джона Керри. "Это реакция США на активизацию не только Китая, но и России. Потому что кроме экономических определенных взаимодействий Китай не скрывает своего желания установить и тесные военно-политические связи со странами Центральной Азии. По крайней мере процесс к этому идет", – подчеркнул Сатпаев.
По мнению директора аналитического центра ИМИ МГИМО Андрея Казанцева, новый формат диалога "С5+1" призван компенсировать некоторое уменьшение американской роли в регионе, происходящее в связи с укреплением позиций России и особенно Китая. В целом визит Керри в Центральную Азию проходит в достаточно сложный, переломный для американской внешней политики период в регионе. "Еще недавно США интересовались Центральной Азией в основном в контексте "афганской проблемы" (именно такова была административная структура, в рамках которой центральноазиатские вопросы рассматривались в Госдепартаменте США, в одном контексте с Южной Азией). Теперь же все большее внимание в американской политике отводится вопросам отношений с Россией, в частности противодействию расширения влияния Москвы на постсоветском пространстве, что не в последнюю очередь связано с недавним украинским кризисом. Поэтому Центральная Азия возвращается с точки зрения Вашингтона во все большей степени в контекст постсоветской, а не афганской политики", – сказал "НГ" Андрей Казанцев. Одновременно, по его словам, важными приоритетами для США в Центральной Азии остаются вопросы борьбы с международным терроризмом и контроля роста китайского влияния.
Особенно интересными могут быть результаты визита госсекретаря США в Туркменистан. "Напомню в этой связи о недавней серии внешнеполитических жестов Ашхабада, которые наблюдатели расценили как направленные против России и рассчитанные на получение американской поддержки. Ход визита Керри поможет понять, насколько в Вашингтоне оценили шаги туркменской стороны. Лично я смотрю на возможные результаты интенсификации американо-туркменского партнерства скептически. США не захотят слишком тесно связать себя со страной, имеющей на Западе имидж "сталинистского Диснейленда". Кроме того, постепенно падает интерес американцев и к ситуации в Афганистане, для чего им и нужно было в свое время военное присутствие в туркменском военном аэропорту Мары-2. Так что туркменская сторона несколько запоздала с этой дипломатической интригой", – подчеркнул Казанцев.
Руководитель отдела евроинтеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев считает, что "США крайне обеспокоены активностью России на Ближнем и Среднем Востоке, где они уже теряют позиции, а могут потерять и Центральную Азию". "Проведение диалога "С5+1" в Самарканде – это вызов России", – сказал "НГ" Владимир Евсеев. По словам эксперта, Джон Керри намерен продемонстрировать, что, несмотря на вовлеченность США в урегулирование украинского, сирийского и других кризисов, Вашингтон не ослабляет внимания к Центральной Азии. По его словам, США будут и впредь опираться на своих партнеров. Ставка будет делаться не на экономическое, а на военно-политическое сотрудничество со странами региона путем активизации программы "Партнерство во имя мира". Эксперт не исключает, что российско-американское соперничество в Центральной Азии обострится.
Досым Сатпаев также отметил, что Центральная Азия будет оставаться той самой шахматной доской, за которой разные игроки попытаются навязать свою партию.
Виктория Панфилова Обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья "Независимой газеты" 29.10.2015
|