Кыргызское кино: будет ли продолжение "чуда"? - zanoza.kg 19:57 17.11.2015
Кыргызстан отмечает сегодня День кино – 17 ноября 1941 года вышло постановление Совета народных комиссаров Киргизской ССР об организации во Фрунзе студии кинохроники. Этот день не отличался бы от других "профессиональных" дней, если бы не "кыргызское чудо" - художественные и документальные ленты, снятые в республике в 1960-1980-е годы и которые заставили заговорить о Кыргызстане на всесоюзном уровне.
Эти фильмы не сделали бы такого большого шума, если бы все не знали условия, в которых они творились – чуть ли не на коленке. В стране было всего несколько дипломированных режиссеров и операторов, студия "Кыргызфильм" даже не могла сама проявлять пленку – ее приходилось отправлять в Москву или ездить в соседний Душанбе, титры к фильмам писали на бумаге, а о павильонах и говорить нечего.
Автором "чуда" и его вдохновителем можно назвать Чингиза Айтматова, который руководил Союзом кинематографистов республики с 1964 по 1986 год, а с операторами и актерами в Кыргызстане никогда проблем не было. Даже казахи часто приглашали снимать свои фильмы кыргызских операторов и до сих пор приглашают, а актеры оказались на удивление очень кинематографичны.
Суйменкул Чокморов достиг самых высоких вершин в актерском искусстве, став в 1981 году народным артистом СССР, хотя по профессии был художником, но к тому времени он уже трижды получал первую премию за исполнение мужской роли на Всесоюзных фестивалях в 1972, 1974 и 1978 годах. Не всякий профессиональный актер может таким похвастать.
Так что творческий порыв был налицо, но с обретением независимости это вдохновение и темп сохранить не удалось. Сейчас все ссылаются на тогдашние экономические трудности, когда все творчество было прихлопнуто рынком. На самом же деле еще задолго до этого у многих мастеров уже началось головокружение от успехов, от чего творческого запала никогда не прибавляется.
Когда республика стала самостоятельной и сдерживающий фактор Москвы перестал играть роль, именно эти наши флагманы могли бы подняться с национального на международный уровень, поднимая проблемы, о которых ранее нельзя было говорить. Но то, что случилось, еще раз показало, что особых оснований для долгосрочного успеха не было, все держалось на энтузиазме.
К тому же, страна уже могла самостоятельно назначать послов в дальние и ближние страны, так что многие режиссеры и писатели, начинавшие уже бронзоветь, стали баллотироваться в депутаты, уезжать послами или консулами в Европу и Азию, то есть, фактически изменили своему призванию, что и стало одной из причин затухания "чуда". Никто из них великим дипломатом или политиком не стал, но и кино кончилось.
Возьмем только один пример – фильм Толомуша Океева "Потомок Белого барса" 1984 года, в котором, например, появились цветные титры, а мастерская работа оператора Нуртая Борбиева была отмечена всеми. Фильм получил в 1985 году главный приз XVII Всесоюзного кинофестиваля в Минске, "Серебряного медведя" на XXXV Берлинском фестивале и "Серебряный меч" IV кинофестиваля в Дамаске. Так что это не просто какая-то проходная картина.
Не будем затрагивать лакировку прошлого, чем грешили и до сих пор грешат все наши писатели и историки, но посмотрим основу, на которой строится сама идея картины. У кыргызов есть много прекрасных легенд, красивых и нравоучительных, в основу же "Белого барса" сценаристы Толомуш Океев и Мар Байджиев положили сразу две из этих легенд – "Кожожаш" и "Карагул-ботом".
Кожожаш – охотник, который кормит все племя, но он при этом истребляет почти все потомство горных козлов и маралов. Однажды ему встречается их покровительница Сур-эчки, которая человеческим голосом просит охотника не трогать хотя бы ее супруга Алабаша, иначе их род совсем прервется, но Кожожаш убивает Алабаша. Тогда Сур-эчки устраивает, чтобы он погнался за нею, она поднимается высоко в поднебесье, охотник оказывается на склоне скалы, откуда не может ни подняться вверх, ни спуститься вниз, и остается там умирать.
Герой легенды "Карагул-ботом" – тоже охотник, зовут его Ашыр. Он тоже истребляет всю живность в округе, а когда однажды возвращается, ничего не подстрелив, видит лежащего вдалеке на камне маленького козленка. Охотнику жаль его, но и домой не хочется возвращаться с пустыми руками, особенно к маленькому сыну, поэтому он стреляет и убивает козленка. Однако оказывается, что это его собственный сын Карагул одел свою шубу из шкуры козла, вышел встречать отца и заснул на камне.
В фильме "Потомок Белого барса" главного героя-охотника зовут Кожожаш, а эпизод с Сур-эчки показан в самом начале картины во время титров и мало кто может понять, о чем это разговаривают человек и животное? Но самое главное – после этой смертельной погони Кожожаш спокойно здравствует в фильме дальше, а про Сур-эчки вообще забывают, и в чем тогда смысл дуэли Кожожаша и Сур-эчки?
Сын же Кожожаша погибает самом конце фильма от случайной пули во время массовой зверской охоты на сайгаков с использованием вертолетов, грузовиков и автоматов. Так что две прекрасные легенды как бы обезглавлены, а их безжизненные тела пришиты друг к другу. И никто бы об этом не догадался, если бы главного героя фильма не звали Кожожаш и там не было бы Сур-эчки…
Использовать народные легенды для киносценариев, наверное, все-таки надо так, чтобы сохранялась сама идея, а если их еще и усиливать, цены бы сценаристам не было. Например, финал фильма "Ранние журавли" Болота Шамшиева получился даже сильнее, чем в самой повести Айтматова – отец вернулся с войны живой, а сын в глубоком тылу погиб, чего в повести нет.
Так что своим успехом многие наши фильмы были обязаны идеям рассказов и повестей Айтматова, которые, во-первых, были очень кинематографичны сами по себе, а, во-вторых, для кино они еще и перерабатывались с участием автора. Никто пока Айтматова у нас заменить не смог, а самостоятельное плавание получается не совсем таким, к чему мы привыкли, надеясь, что дальше будет больше и выше.
Когда маршрут развития определен и известен, достоинство режиссера выражается в том, что он не сбивается с этого пути, и все уже зависит от мастерства и вкуса. Когда же вектор движения не так резко очерчен или если его надо прокладывать самостоятельно, как делали, например, Мартин Скорсезе или Андрей Тарковский, сразу выясняется, что к таким подвигам мы не очень готовы.
Знаменитые режиссеры, считавшие свое творчество вершиной культуры страны, естественным образом как бы исчерпали себя и не смогли предложить народу ничего, адекватного времени. И это отражало общее состояние всего кыргызского общества, а особенно – его интеллигенции, представители которой родились и выросли в советской колыбели, поэтому любили и боготворили советскую власть, несмотря на ее планомерную вырубку всего сколько-нибудь самостоятельного.
Если бы это старшее поколение интеллигенции смогло перестроиться, осмыслить происходящее и создать что-либо на тему, если бы они поставили серьезные вопросы и попытались на них ответить, не говоря уже об объединении всего общества, остальная наша часть начала бы коллективно думать о том, что коллективно от них увидела или прочитала.
Нынешнее поколение киношников фактически начало с нуля – творения прежних мэтров остались в прежнем мире, но многие все еще пытаются работать по-старому. Правительство или какая другая структура должны что-либо заказать, тема должна быть утверждена, после этого творцы начинают вникать в нее. Когда сценарий наконец готов, он тоже должен быть утвержден и затем передан режиссеру для осмысления и так далее.
До сих пор режиссеры-профессионалы тратят на небольшой 20-минутный документальный фильм месяцы, в то же время некоторые активные журналисты, не обремененные званиями и дипломами, тратят на почти то же самое максимум недели, причем работают часто лишь вдвоем-втроем – журналист, оператор и руководитель. Точно так же многие дополнительно выполняют функции операторов и фотографов, а потом еще и пишут тексты на двух-трех языках.
Молодые сейчас пробивают себе дорогу самостоятельно, методом проб и ошибок, и снимают уже по сто фильмов в год, из них более 20 – полнометражных. Теоретически, количество должно со временем перейти в качество, так что будем надеяться, что универсальные законы применимы и к нашей кыргызской действительности.
17 ноября 2015 Нарын Айып
|