Из мажоров в "голодранцы", - Ренат Байтов 06:06 18.11.2015
"Если золотая молодежь опускается на дно, то оно сразу же становится прииском". Валерий Красовский
Устоявшаяся формула "можно столько украсть, что уже не посадят", опровергнута арестом Мухтара Аблязова во Франции и его предстоящей экстрадицией в Россию. Тезис "можно столько украсть, что всего не отберут", разбивается об последнюю "заморозку" активов Ильяса Храпунова, зятя Мухтара Аблязова, по иску БТА Банка. Нахождение за пределами Казахстана совсем не означает, что управу на провинившегося не найдут.
Когда папу Максата Усенова наказывали по совокупности проступков (в том числе и за художества сына), Ильяс Храпунов небось думал о превратностях судеб золотой молодежи. Мол, если ты весь в золоте, то надо на Запад, где все цивильно, рафинировано, а главное грехи с казахстанской пропиской аннулируются. Однако события последнего времени показывают, что теракты в людных местах – далеко не единственное неудобство жизни в Евросоюзе.
БТА Банк сообщил, что "получен временный судебный приказ о запрете на распоряжение имуществом в обеспечение судебного иска, вынесенный против Ильяса Храпунова, зятя Мухтара Аблязова, и ограничивающий его способность совершать операции и распоряжаться подконтрольными ему активами". На сайте банка также говорится: "Подача Банком исков против господина Храпунова обозначает еще один важный шаг в деятельности БТА по взысканию миллиардов долларов, которые были украдены Мухтаром Аблязовым, и, при этом, третьи лица предупреждаются о недопустимости проведения сделок с г-ном Храпуновым в отношении его активов без предварительного получения разрешения БТА Банка или Высокого суда Англии".
В коротком изложении история арестованных денег выглядит так. В какой-то момент – уже на Западе – Мухтар Аблязов столкнулся с проблемой грамотно пристроить (диверсифицировано и надежно) украденные в Казахстане, России и Украине деньги. На проверенных "в деле" людей у него возник явный дефицит, ибо банкиров, юристов, всевозможных курьеров и прочих исполнителей основательно повыбивали инициированные Астаной уголовные преследования и аресты. В таких условиях он по исконной казахской традиции обратился за помощью к родственникам. Ильяс Храпунов, женатый на Мадине Аблязовой, оказался в числе фаворитов.
Еще маркиз де Сад, видный знаток человеческой природы, отмечал, что с преступниками надо быть заодно или вообще не иметь никаких дел. Ильяс Храпунов решил взяться за нелегкую работу по пристраиванию чужих денег. Мы здесь отнюдь не иронизируем. Далеко не каждый житель Казахстана, даже если его попросит тесть, согласится по уму пристроить и "жалкий" миллион баксов наличными. Тем более в пору усугубляющегося социально-экономического кризиса, когда и за сотую часть такой суммы вполне можно пострадать от широкого спектра всевозможных злодеев. В случае с деньгами Мухтара Аблязова речь шла о весьма большом количестве миллионов долларов.
Как все мажоры, Ильяс Храпунов истинной ценности денег никогда не знал, а как следствие не знал и о таящихся в них угрозах. Судя по тому, как Храпунов-младший бодро рассказывал в СМИ о честно заработанных его семьей сотнях миллионов швейцарских франков, Храпунов-старший и мама Лейла не посвящали его в природу происхождения колоссального состояния. Ну а если и посвящали, то игривые волны Женевского озера и сопутствующий им пейзаж из окна фешенебельной виллы не внушали всего того, что сегодня Серику Ахметову, например, внушает солнечный зайчик, весело прыгающий по угрюмой камере. Да и опять же молодость, проводимая в формате "золотой молодежи".
Выражение "золотая молодежь" существует уже два века. Так во времена, последовавшие за Великой французской революцией, стали звать сынков "нуворишей" – разбогатевших мещан, которые разыгрывали из себя людей, уставших от политики и желающих одного: "наслаждаться жизнью". "О принадлежности к "золотой молодежи", – вспоминал потом не без отвращения великий французский актер Тальма, – узнавали, во-первых, по щегольскому платью и франтоватому виду, затем по прическе... Букву "р" эти юнцы не произносили вовсе, выговаривая, например, "паоль" вместо "пароль" ("слово"). "Золотой молодежью" и сегодня чаще всего называют состоятельных бездельников или франтов-белоручек. Женева – это франкоязычный кантон Швейцарии, поэтому в ней можно очень близко прикоснуться к атмосфере "золотой молодежи", пусть и несколько подвергшейся трансформации за прошедшие столетия.
Мухтар Аблязов, спору нет, вор авторитетный. Но когда фигуру масштаба "Титаника" покидает удача и она начинает тонуть, то кораблям меньшего размера надо держаться подальше, чтобы их не унесло на дно воронкой. К тому же кормчий из Ильяса Храпунова получился никудышный, а все незамысловатые операции с деньгами Аблязова оказались шиты белыми нитками и в условиях современных информационных технологий их сравнительно легко и быстро отследили.
Ильяс Храпунов – это отблескивающая с Запада сторона медали, которая в Казахстане известна по Максату Усенову. Они до того уверовали во вседозволенность и свою неуязвимость, что забыли об элементарной осторожности и соблюдении техники безопасности. И другим кадрам этого пошиба вроде Даурена Бозумбаева расслабляться не стоит. Это сегодня их родители при власти и богатстве, а завтра может запросто довестись отвечать не только за новые, но и за старые грехи. Только могущественных родственников рядом не будет.
Будучи швейцарским гражданином, Ильяс Храпунов имеет железобетонные гарантии того, что не будет экстрадирован в Казахстан. Но от попадания в швейцарскую тюрьму он совершенно не застрахован. Разумеется, по сравнению с нашими "зонами" тюрьмы в богатых европейских странах больше напоминают санатории, однако это все равно ограничение свободы. Для человека с деньгами тюремные стены вдвойне тоскливы, потому что деньги до Бали и Буэнос-Айреса есть, а возможности воспользоваться ими в таком виде – нет.
Швейцарское законодательство прежде было весьма либеральным по отношению к финансовым нарушениям за пределами их юрисдикции. Но годы идут и порядки меняются. Теперь Берн выдает списки беглецов от налогов Берлину, например, хотя местные банкиры от этого совершенно не в восторге. За участие в финансовых махинациях (а отмывание преступных денег из этого разряда) наказание тоже ужесточили. Швейцария не является членом Евросоюза, однако вынуждена все больше интегрироваться в европейские правовые и юридические институции. Поэтому решения английского суда для уполномоченных лиц в альпийской конфедерации отнюдь не филькина грамота.
Астана ведь преследует Мухтара Аблязова, Виктора и Ильяса Храпунова не только потому, что пылает личной местью. Здесь очень важны воспитательные моменты. Масштабные воры должны знать, что покидание пределов Казахстана не является гарантией успеха их дальнейшего жизненного пути. Ну а их детям требуются железные гарантии относительно того, что удовольствия от украденного их родителями они тоже не получат. Подобные поучительные примеры сбивают азарт совершать всевозможные преступления и внутри Казахстана. Меньше испорченной молодежи – здоровее нация.
Ренат Байтов
|