В Южном Кыргызстане религиозно-экстремистские организации поменяли тактику, - А.Токсонбаев 07:38 24.11.2015
Раньше религиозно-экстремистские организации на юге Кыргызстана занимались только распространением листовок и литературы, а в последние годы чрезмерно активизировались, заметна их твердая настроенность на организацию мероприятий, приспособленных для постоянного удержания внимания общественности.
Южный Кыргызстан включает в себя южную столицу, а также Баткенскую, Джалал-Абадскую и Ошскую области страны. По последним данным, численность населения здесь приблизилась к 3 миллионам, значит, 51% всего населения проживает в этом регионе. В целом граничит с Узбекистаном, Таджикистаном, Китаем, располагается в Ферганской долине, издревле превратившейся в очаг различных противоречий.
Как объявил Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) Кыргызстана, начиная с 1999 года, на юге страны по-настоящему организовались первичные организации религиозно-экстремистской партии "Хизб-ут Тахрир", они приступили к тайной работе. (Сторонники этого религиозного течения призывают людей к созданию структуры против правительства. Также они специализировались на оперативной организации межнациональных и межрелигиозных распрей. Мало того, не отказываются толкать людей к гражданской войне – автор.). Судя по сообщению ГКНБ, власть Узбекистана жестоко наказывает "хизбутовцев", беспрерывно подвергает гонениям активистов и членов их семей, в связи с чем руководство "Хизб-ут Тахрира" в последнее время успело скрыться в Кыргызстане. Поздней их ряды изрядно пополнили вахабиты (борющиеся за чистый ислам) и акромийцы (верующие в бога без чтения намаза).
Хизбут-тахрировцы в последние годы прошедшего века сильно активизировались в Кадамжайском районе Баткенской области, в Аксыйском, Базар-Коргонском, Сузакском районах Джалал-Абадской области, в Араванском, Кара-Сууйском, Озгонском районах Ошской области. У их представителей ежемесячно выявлялись призывающие к Халифату (к установлению исламского государства в Кыргызстане) тысячи экземпляров листовок, литературы, аудио и видеозаписей. Десяткам людей ГКНБ и органы прокуратуры выдавали специальные официальные предостережения. Но, несмотря на это, они за очень короткий период приумножили численность хизбутовцев более 1500 человек. Власть сама подтверждает это сейчас. Однако по подсчетам аналитиков, можно заметить, что с начала 2000 года армия религиозных экстремистов увеличилась в 10 раз. Эх! Душа болит, что практически все они - молодежь узбекской национальности.
Еще одно опасное обстоятельство. В 2000 году несколько незаконных групп хизбутовцев, вахабитов и акромийцев разделились и осели в городе Оше, Араванском, Кара-Сууйском, Ноокатском, Озгонском районах, усиленно активизировали распространение своих религиозно-экстремистских идей среди населения. Более того, во время встреч открыто запугивают и устрашают граждан, бесстрашно призывают: "Если в стране срочно не установить Халифат, то жизнь вообще не улучшится!". Кроме того, хизбутовцам вроде совсем не надоедает каждый день распространять листовки в редакциях средств массовой информации, представителям интеллигенции, особенно служащим государственных органов с призывами отныне тесно сотрудничать с целью осуществления срочных перемен.
Вследствие этого вспоминается событие 2001 года. 2 августа того года джигит узбекской национальности зашел в Кара-Сууйский государственный акимиат, успел твердо вложить в руки каждого сотрудника листовки религиозно-экстремистского содержания, напечатанные на русском, кыргызском и узбекском языках. В конце открыто бросил листовки на столы тогдашних заместителей акима Айкокул Мырзакаримовой и Сахнабиджана Тургунова со словами: "Заставьте хорошо прочитать обращение к президенту, депутатам Жогорку Кенеша, прокурорам и судьям! Мы ждем ответа в течение 15 дней! Вы отныне обязаны подчиняться напрямую только Корану!" - сделал жесткое предупреждение.
Поздней чекисты и сотрудники милиции совсем отчаялись, присоединились к незнакомому джигиту и когда начали по одному задерживать распространявших такие листовки людей, как сразу собралась толпа перед Кара-Сууйским районным акимиатом, потребовали у правоохранительных органов незамедлительно освободить своих земляков. "А если срочно не выполните требование, то в регионе абсолютно не будет стабильности", - сказали с запугиваниями. В последнее время такие явления вроде превращаются в настоящую привычку. Может быть, по этой причине причастные к "Хизб-ут Тахриру" люди осуждаются условно или штрафуются на мизерные деньги, чрезвычайно легко и быстро уходят от ответственности.
Кстати, как пишут СМИ, после 2005 года явственно ощущается резкое изменение тактики хизбутовцами и вахабитами на юге Кыргызстана. Например, стало ясно видно, что указанные организации проталкивают своих представителей на местных выборах и выборах в Жогорку Кенеш. Однако правоохранительные органы лишь позже стали подтверждать, что подозрительные кандидаты во время политической борьбы отстранены или не получили мандатов.
Тем не менее особенно хизбутовцы с целью постоянного притягивания к себе общественности открыто приспособились проводить в праздники Орозо айт и Курман айт, а также в такие национальные праздники, как Нооруз, частые организации лотерей, званых обедов, благотворительных акций. Такой почин едва не превратился в настоящую традицию в Ноокатском, Озгонском, Кара-Сууйском районах Ошской области. Только ошская городская власть, отчетливо заметившая это, сгодилась 4 года подряд накладывать запрет на действия хизбутовцев, прикрывшихся благотворительностью с намерением распространять грязные идеи. Из-за этого в 2007 году перед зданием Ошского городского управления внутренних дел произошло открытое столкновение между милицией и некоторыми гражданами, наконец, многих нарушителей порядка арестовали. В последние годы посредством народной инициативы на местах проводится строительство множества социально-культурных объектов. В народе часто говорится, что в такие очень важные работы добавляют средства и болельщики запрещенных в стране организаций. Вот почему ГКНБ Кыргызстана был вынужден раскрыть, что представители религиозно-экстремистской партии "Хизб-ут Тахрир" в Кара-Сууйском, Ноокатском, Озгонском районах Ошской области, Базар-Коргонском, Сузакском районах Джалал-Абадской области по сравнению с местными имамами и казы придерживаются авангардной позиции. По данным ГКНБ, члены религиозно-экстремистских организаций сами поднимают инициативу и наподобие "Тимура и его команды" советской эпохи строят мосты и школы, намного усилили благотворительные акции. Но касательно такой негласной поддержки местные исполнительные власти и казияты до сих пор не осмеливаются открыто озвучить свою позицию, что, конечно, не может не тревожить.
Следовательно, неспроста президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев на последнем заседании Совета обороны признал, что общественно-политическое положение в стране в последнее время нестабильно. Судя по последним данным, в Южном Кыргызстане спокойно снуют и рыскают хизбутовцы, в том числе в Баткенской области – 500, в Джалал-Абадской области – 500, в Ошской области – 2500. Из них привлечено к уголовной ответственности только 57, в том числе подтверждено, что 4 являются координаторами указанной религиозно-экстремистской организации. Значит, теперь уже невозможно скрывать, что сейчас указанная религиозно-экстремистская организация превратилась в одну из устойчивых сил, дестабилизирующих общественно-политическое положение в Кыргызстане.
Ну а аналитики подчеркивают все большее увеличение рядов религиозных экстремистов, беспрерывно бьют в колокола. Они полагают, что религиозная ситуация, в частности в южной столице Кыргызстана и в областях действительно опасная. Дело в том, что будь то хизбутовцы или вахабиты, в общем, каждый сплошь заваливает большие массы населения своими идеями в виде компакт-дисков и через электронную почту. А ведь такой метод опасней заразной болезни.
Таким образом, ужесточение закона, беспощадное наказание причастных к религиозному экстремизму граждан на данном этапе перестало давать результаты. Единственная причина этого – оказалось крайне сложным делом насильно заставлять людей отказаться от веры. Возможно, если сесть лицом к лицу, переговорить между собой, это быстрей даст результат…
Источник: газета "Жаны ордо" №37 от 20.11.2015/стр.5 Автор: Алишер ТОКСОНБАЕВ
|