Датировка древнего Корана из Бирмингема вызывает споры 16:39 25.12.2015
Исследователи раскрывают секреты древней рукописи Корана
Этим летом сотрудники Университета Бирмингема выяснили, что хранящиеся у них в библиотеке страницы рукописи Корана являются одним из древнейших в мире фрагментов священной книги мусульман. Эта новость сразу же облетела весь мир.
По словам исследователей, они были ошеломлены, когда радиоуглеродный анализ показал, что возраст документа составляет не менее 1370 лет.
Это значит, что человек, работавший над манускриптом, теоретически мог встречаться с пророком Мухаммедом или слушать его проповеди.
Сразу же возникли вопросы о происхождении этих страниц Корана.
Но теперь исследователи на Ближнем Востоке говорят, что это открытие может быть еще более значимым, чем казалось на первый взгляд.
Некоторые даже утверждают, что в Бирмингеме хранятся фрагменты самой первой полной рукописи Корана, заказанной сподвижником Мухаммеда Абу Бакром.
Как ученые пришли к этому выводу?
Французский след
По всей видимости, бирмингемские страницы Корана в прошлом хранились в мечети Амр ибн аль-Ас в Фустате - старейшей мечети в Египте.
Исследователи теперь практически уверены, что страницы в Бирмингеме в прошлом входили в тот же манускрипт, что и страницы Корана, хранящиеся в Национальной библиотеке Франции.
Франсуа Дерош, историк и специалист по Корану из Коллеж де Франс, подтверждает, что фрагменты, хранящиеся в Париже и в Бирмингеме, в прошлом были частью одного манускрипта.
Это важно, так как нам известно, что фрагмент Корана в Париже попал туда из мечети Амр ибн аль-Ас в Фустате.
"Французская" часть манускрипта была привезена в Европу Асленом де Шервилем, который занимал должность вице-консула в Египте в то время, когда эта страна была оккупирована в начале XIX века армией Наполеона.
По словам профессора Дероша, в 1820-х годах вдова Аслена де Шервиля, судя по всему, пыталась продать исламские манускрипты Британской библиотеке, но в конце концов они оказались в Национальной библиотеке в Париже, где они хранятся и по сей день.
Черный рынок
Но если часть древнего Корана оказалась в Париже, то как некоторые страницы того же текста попали в Бирмингем?
По словам профессора Дероша, в XIX веке древние тексты, хранившиеся в мечети в Фустате, были перевезены в национальную библиотеку в Каире.
Во время переезда часть манускриптов, вероятно, украли, и они попали в руки торговцев предметами старины.
После этого они перепродавались много раз, до тех пор пока в 1920-х годах не попали в руки Альфонса Минганы, который привез их в Бирмингем.
Мингана был ассирийцем, он родился на территории нынешнего Ирака. Его регулярные поездки на Ближний Восток в поисках предметов старины финансировались семьей Кэдбери.
"Конечно, нет никаких прямых свидетельств [того, что Мингана купил эти манускрипты на черном рынке], но это объясняет, как страницы из коллекции мечети в Фустате попали в руки Минганы", - говорит профессор Дерош.
Более того, он считает, что другие части той же древней рукописи могут находиться в западных частных коллекциях и еще могут всплыть в будущем.
Расхождения в датах
При этом споры вокруг точной датировки бирмингемской рукописи продолжаются.
Тесты, проведенные оксфордскими специалистами по радиоуглеродному анализу, показали, что манускрипт мог был написан между 568 и 645 годом. Точность такого анализа - 95%. Сам пророк Мухаммед скончался в 632 году.
Глава отдела специальных коллекций Университета Бирмингема Сьюзан Уоралл сказала, что ученые "даже в самых смелых своих мечтах" не могли предположить, что рукопись окажется такой древней.
Эта рукопись могла быть создана близко по времени к моменту, когда Мухаммед рассказывал о полученных им откровениях
Согласно исламскому вероучению, пророк Мухаммед получал откровения, которые затем легли в основу Корана, между 610 и 632 годами. Получается, что автор документа, хранящегося в Бирмингеме, мог быть современником Пророка, отмечает профессор религиоведения Дэвид Томас.
"Эти части Корана по тексту очень близки к Корану в его современном виде. Это подтверждает версию о том, что текст священной для мусульман книги претерпел только небольшие изменения или же вообще не изменялся", - отмечает Томас.
Эта рукопись могла быть создана близко по времени к моменту, когда Мухаммед рассказывал о полученных им откровениях, продолжает профессор.
Таким образом, этот манускрипт, написанный на ранней хиджазской форме письменного арабского языка, может быть признан одним из старейших фрагментов Корана.
Анализ письма или пергамента?
Однако данные радиоуглеродного анализа противоречат выводам специалистов по арабскому письму.
Мустафа Шах из кафедры исламоведения в лондонской Школе востоковедения и африканистики (SOAS), говорит, что исходя из графики, например пробелов между сурами или грамматическими указателями, этот текст был написан позже.
Правила письма в арабском языке изменились после смерти пророка Мухаммеда, и, по словам доктора Шаха, бирмингемский манускрипт не мог быть написан в первой половине VII века.
Профессор Дерош также говорит, что испытывает некоторые сомнения в достоверности радиоуглеродного анализа, и напоминает о случаях, когда подобный анализ проводился на рукописях, дата написания которых была известна, и при этом давал неверные результаты.
Но сотрудники лаборатории радиоуглеродного анализа Оксфордского университета, где анализировался бирмингемский документ, убеждены в правильности своих результатов.
По словам исследователя Дэвида Чивалла, точность радиоуглеродного анализа значительно повысилась за последние несколько лет.
Он говорит, что точная дата написания манускрипта ближе к 645 году и что точность анализа достигает 95%.
Кроме того, академические теории часто подвергаются изменениям. Доктор Шах напоминает, что до 1990-х годов западные исследователи были убеждены, что полный текст Корана был написан лишь в VII веке.
Однако дальнейшие исследования эту теорию опровергли, и продемонстрировали, что традиционные мусульманские сказания о написании Корана, судя по всему, соответствуют действительности.
Страницы, хранящиеся в Париже, радиоуглеродному анализу не подвергались.
Самая древняя рукопись Корана?
Но если бирмингемская рукопись и в самом деле была написана столь давно, то что это означает?
В Бирмингеме хранятся лишь две страницы древней рукописи, но, как говорит профессор Томас, полная коллекция должны была составлять около 200 страниц.
"Это был монументальный труд", - говорит он.
И тут сразу возникает вопрос: кто мог заказать написание этой рукописи Корана, у кого было достаточно средств на столь огромную работу?
Джамаль бин Хувайреб, директор фонда Мохаммеда бин Рашида аль-Мактума, основанного правителем Дубая, считает, что все существующие данные указывают на еще более интересную теорию.
По его мнению, страницы, хранящиеся в Бирмингеме, были частью первой рукописи Корана, созданной халифом Абу Бакром, правившим между 632 и 634 годами.
"Это важнейшее открытие в истории мусульманского мира", - полагает бин Хувайреб, который посетил Бирмингем и осмотрел манускрипт. "Я уверен, что это часть Корана Абу Бакра", - говорит он.
По его словам, высокое качество как письма, так и пергамента означает, что эта рукопись была создана для очень важной фигуры, а радиоуглеродный анализ указывает на самый ранний период истории ислама.
"Эта версия, эта коллекция, эта рукопись уходят к истокам ислама, к истокам Корана, - говорит он. - Это революция в исламоведении".
Заказ халифа?
Существуют и другие теории. Радиоуглеродный анализ применяется к коже животного, из которого сделан пергамент, и не может указать время написания текста. Из этого следует, что он мог быть написан позже 645 года. Профессор Томас считает, что этот Коран мог быть написан между 650 и 655 годами.
Автор документа, хранящегося в Бирмингеме, мог жить во времена Пророка, отмечает профессор религиоведения Дэвид Томас
Это соответствует датам создания многих рукописей Корана в период правления халифа Усмана (644-656 годы). Халиф Усман хотел создать точную и стандартную версию текста Корана и отправлял эти рукописи разным мусульманским общинам.
Профессор Томас напоминает, что в те времена часто изготовлялись копии копий Корана и, может быть, бирмингемская коллекция могла быть частью Корана, написанного специально для мечети в Фустате.
Джамаль бин Хувайреб, со своей стороны, считает, что тот факт, что эти страницы Корана были найдены в Великобритании, а не в мусульманской стране, символизирует дух терпимости между религиями.
"Мы должны уважать друг друга, сотрудничать. Нам не нужен конфликт", - говорит он.
Так или иначе, споры по поводу этого древнего документа, очевидно, будут продолжаться и дальше.
Шон Кохлан
|