Фетхуллах Гюлен: "Мусульмане должны бороться с радикализмом" 10:49 03.01.2016
Фетхуллах Гюлен в своей статье в известной миру французской газете "LeMonde" сделал обращение к международному сообществу, мусульманам о борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Ученый богослов напомнил, что совершаемые от имени ислама террористические действия показывают во враждебном свете мусульман, углубляют ошибочные понятия об исламе, и сказал, что у террора не бывает религии.
Нам, как мусульманам, сталкиваясь лицом к лицу с собственными проблемами, лучше отказаться от попыток спрятаться за отвлекающими нас теориями. Кажется, что впиталась в мозг надменность, вдохновляющая на жестокость, насилие и привлечение молодежи к плохим делам. Такие причины как дефицит предоставляемого весомого образования, похоже, привели к положению, разрешающему группам с тоталитарным мышлением в нашем обществе готовить для себя специалистов. Не является ли наше неумение создавать какие-то условия для осмысления прав, свобод человека, верховенства права и других хороших качеств причиной выбора и различных поисков людьми со слабыми душами и без надежды на лучшее?
Ф. Гюлен подчеркивает, что мусульмане Европы должны играть активную роль в борьбе с радикальными течениями. Он сказал: "Несмотря на такие плохие условия, мусульманским гражданам совместно со своими государствами надо взять очень конкретные обязательства, для них будет хорошо вносить посреднический вклад в проведение политики, создающей основу и условия для самой лучшей интеграции своих единоверцев в общество".
В написанной статье в газете "LeMonde" богослов предстает человеком, придающим значение образованию, сторонником демократии и межрелигиозного диалога. Он отметил, что является лидером движения "Кызмат". Подчеркивает, что прежде он был в близких отношениях с Реджепом Тайипом Эрдоганом, но после конфликта с взяточничеством превратился в самую главную оппозицию. Фетхуллах Гюлен Ходжаэфенди после террористических атак в городе Париже опубликовал в печатном издании "LeMonde" статью под названием "Мы, мусульмане, не выступим против критических мнений, обсуждающих нашу веру". В ней говорится нижеследующее.
Мера истинной веры чувствительней меры защиты жизни человека
Я вынужден высказать словами свою печаль по поводу пыток ИГИЛ и подобных террористических групп. При осуществлении своих террористических действий они связывают свои ничтожные идеологии с религией, тем самым они мучают и меня вместе с 1,5 миллиардами мусульман. Наша обязанность как мусульман, во-первых, это совместная работа по избавлению человечества от террористического несчастья. Во-вторых, позаботиться о стирании этого черного пятна на светлом лике нашей религии, очищении.
Используя несколько слов и символов, можно теоретически ходить как личность. Искренность такого мнения может измеряться только действенной способностью к восприятию основных ценностей в реальной жизни. Мера истинной веры определяется не призывами и одеждами, она чувствительна перед такими основами мировых религий как защита жизни человечества и уважение к каждому человеку.
Нам как мусульманам не следует принимать тоталитарную идеологию террористов, пытающихся распространить их, не создавать им условия, а напротив, широко распространять и сохранять свои ценности. На важном месте стоит не наша нация или религия, а прежде всего человечность. Из-за указанных выше диких выходок страдает духовный внутренний мир человечества. В Париже погибли французские граждане, днем раньше в городе Бейруте погибли ливанские граждане шииты мусульмане, в Ираке от рук террористов погибли мусульмане сунниты. Все они стали жертвами, независимо от того, гражданами какой страны или какой веры были. Нам не следует забывать, что они прежде всего – люди. Пока мы не станем воспринимать каждого страдающего человека, невзирая на его веру или национальность, с сочувственной солидарностью, пока мы не будем действовать волевым образом для прекращения трудностей – культуре невозможно продвинуться вперед.
Мало лишь проклинать терроризм
В отношении кажущейся связанной с религией трагедии в Париже, нападении кровавых злодеев, мы, будь то ученые богословы или простые мусульмане, должны все вместе сообща высказать проклятия и выступить против. Еще раз напомним необходимость этого. Но будет недостаточным просто отвергать и проклинать. В мусульманских общинах террористы привлекают в свои ряды молодежь. Против этих дел должны выступить все государственные учреждения, религиозные лидеры и гражданские общественные организации, есть необходимость хорошо продумать и вести борьбу совместно с ними. Необходимо разработать проекты, включающие в себя все общество с учетом всех факторов, готовящих основы для усиления деятельности террористов.
В нашем обществе целесообразно заранее выявлять молодежь с незаполненным духовным миром, оказывать услуги, препятствующие совершению ими опасных шагов, давать советы их семьям и другое. Гражданами какого бы государства мы ни были, надо брать позитивные обязательства, участвовать в собраниях, составляющих план борьбы с терроризмом, знать мнения.
Нашу молодежь следует обучить движению по пути демократии, то есть, способам свободного высказывания своих мыслей. Обучение с малых лет по школьным программам демократическим ценностям, ведение важных учебно-воспитательных работ составит предпосылку для подготовки будущих поколений к отличному образу мышления.
Явно, в историческом процессе после таких трагедий выйдут чрезмерные протесты. Высказывания против мусульман, религии, привязка безопасности государств к мусульманским гражданам, построение в зависимости от этого отношений может принести больше вреда чем пользы. Мусульмане Европы хотят жить в мире, благополучии. Несмотря на сложные условия, мусульмане в тесной связи со своими государствами берут четкие обязательства, вносят вклад в проведение политики - предпосылки для лучшей интеграции единоверцев в общество. В этой связи нам, как мусульманам необходимо заново пересмотреть свои понятия об исламе и повседневные дела в соответствии с требованиями времени, уметь смотреть на себя критическим взглядом. Это не отказ от традиционного ислама, напротив, очищение от предположений и предрассудков и считается новым возвращением к духу и стержню Корана и суннов.
Мы не должны принимать в религии радикальных предрассудков
Мы не должны принимать мысли, вычлененные из порядка и контекста своих религиозных источников, использовать как оружие в других целях. Мусульманским улемам, аналитикам и интеллигентам лучше отнестись комплексно к религиозным источникам. Нам надо заново пересмотреть оставшиеся с прошлых времен перепутанные политические и религиозные отношения, существовавшие в прошлом установления, когда беспрерывно продолжались конфликты. Приверженность к некоторым основным верованиям это не догматизм. Ведь возможно и необходимо снова возродить укрепление религиозного духа, свободы мнений, породивших некогда ренессанс у мусульман. В таких обстоятельствах можно бороться с радикализацией и терроризмом, открывших дорогу пыткам и мучениям.
Конфликтуют не культуры, а с культурой людей конфликтует дикость
После произошедших последних событий я с печалью наблюдаю, к сожалению, новые высказывания о культурном столкновении некоторых цивилизаций. Не могу знать, какие цели преследуют говорящие такое. Но явно такие слова подливают масла в огонь террористическим организациям. Происходящие события это не столкновение цивилизаций, хочу еще раз уточнить, что это конфликт культуры всего человечества с дикостью.
В борьбе с терроризмом мусульмане должны быть частью решения
У нас как у мусульман велика ответственность. Несмотря на попадание в тяжелые условия, у нас должен быть вклад в вынесение решения. Если мы хотим защитить права и свободы мусульман, внести вклад в мирную благополучную жизнь всех людей, то нам правильней обратить всестороннее внимание на политическую, экономическую, социальную и другие сферы, на проблему терроризма. Нам необходимо быть образцом в своей жизни как стабильным людям, отвергать и избавляться от радикальных мыслей и мнений по отношению к религиозным источникам. Только когда мы будем прозорливо учитывать их влияние на молодежь, как можно раньше предоставлять молодежи демократические знания, только тогда мы сможем бороться с терроризмом и питающей его тоталитарной идеологией.
Источник: газета "Ачык саясат плюс" №38 от 25.12.2015/стр.13
28 декабря 2015
|