Ситуация с ГЭС: Киргизия разрывает контракт или торгуется? - И.Адясов 12:53 21.01.2016
Произошло ожидаемое многими экспертами в области энергетики – 20 января на пленарном заседании парламента Кыргызстан депутаты расторгли соглашения с Россией о строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбар-Атинской ГЭС-1, одобрив сразу в трех чтениях проект закона о денонсации. Теперь документ должен подписать президент Атамбаев.
Соглашения о строительстве Камбараты-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС между Кыргызстаном и Россией были подписаны в сентябре 2012 года во время визита в Бишкек Владимира Путина.
Реализация проекта Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС, чье строительство было начато еще в 2009 году, предполагала долевое участие, по 50% между КР и РФ. Будущая Камбаратинская ГЭС должна была вырабатывать 4,4 млрд кВтч электроэнергии, покрывая не только потребность в электроэнергии кыргызстанцев, но и превращая КР в экспортера электроэнергии.
По оценкам экспертов, "Русгидро" успело вложить в эти проекты от 30 до 50 млн долларов, прежде всего в проектные работы (строительство каскада Верхне-Нарынских ГЭС в ценах 2012 года оценивалось в 24 млрд. руб).
Против планов строительства ГЭС в Киргизии (как и Рогунской ГЭС в Таджикистане) был категорически против президент Узбекистана Ислам Каримов.
В октябре 2015 года Каримов в очередной раз заявил о том, что строительство ГЭС приведет к нехватке поливной воды в республике, арыки обмелеют, и это ударит по урожаю овощей и фруктов (экспортная доля которых составляет 10% от всего экспорта республики).
Россия пыталась посредничать в "водной проблеме" между Душанбе и Бишкеком с одной стороны и Ташкентом с другой. Но, к сожалению, эти усилия не дали результата.
Некоторые военные аналитики стали заявлять, что "водная проблема" в ближайшие годы может спровоцировать вооруженный конфликт в регионе.
По словам президента КР Атамбаева, Киргизия приняла решение разорвать соглашение с Россией и искать другого инвестора. Китай ли это будет, США, Саудовская Аравия или уже изъявлявшая желание поучаствовать в проекте Турция – пока не ясно.
Но реально ли Бишкек собирается отвернуться от Москвы или речь идет о торге с российской стороной?
Вряд ли Кыргызстану удастся быстро найти нового инвестора на эти амбициозные и дорогостоящие проекты?
Во-первых, как уже говорилось выше, эти проекты связаны с большими рисками из-за позиции Ташкента. Тот же Китай старается приходить с инвестициями в регионы, где нет угрозы возможного вооруженного конфликта.
Во-вторых, проект был разработан под российское оборудование и энергетические технологии, и вряд ли он устроит новых инвесторов. Разработка нового проекта ГЭС может занять явно больше года (не считаю существенных материальных вложений).
Понимают ли в Бишкеке это? Видимо, да.
Как следствие, можно предположить некую попытку торга со стороны властей Кыргызстана.
Об этом свидетельствует и заявление замглавы МИД КР Эмиля Кайкиева, что для вступления денонсации в силу должно пройти полгода. "В течение шести месяцев мы будем вести переговоры с российскими "ИнтерРАО" и "РусГидро", будет произведена сверка, сколько средств было вложено в проекты, обсужден вопрос возвращения акций Кыргызстану", – пояснил чиновник.
Что в этой ситуации стоит делать Москве?
Прежде всего, не поддаватьcя эмоциям и спокойно просчитывать ситуацию.
Надо определиться базово – нужны ли РФ эти ГЭС, сможет ли она в условиях усиливающегося мирового финансового кризиса их ритмично финансировать?
Возможно, сейчас строительство ГЭС стоит грамотно законсервировать (такие примеры есть в мировой практике) и вернуться к активной стадии строительства при улучшении финансовой ситуации.
Возможно также финансирование строительства не только напрямую за счет бюджета только российских компаний, а за счет средств Евразийского банка развития.
Пока с уверенностью можно сказать одно: Москва и Бишкек еще не раз будут возвращаться к теме строительства ГЭС в Кыргызстане. И хочется верить, что союзники по ЕАЭС и ОДКБ смогут услышать аргументы друг друга.
21.01.2016
Иннокентий Адясов, политэксперт
|