Сокращение внешней помощи Кыргызстану: денонсация за денонсацией, - Н.Айып 00:08 22.01.2016
2015 год оказался для Кыргызстана годом денонсаций – в июле Бишкек денонсировал базовое соглашение с США от 1993 года по оказанию ему самому помощи. Российские СМИ тогда писали, что Кыргызстан еще раз щелкнул по носу США. В последние дни года Кыргызстан решил денонсировать соглашения с Россией от 2012 года о строительстве каскада ГЭС на Верхнем Нарыне и Камбар-Атинской ГЭС-1.
Четыре ГЭС в каскаде должны были иметь общую мощность 237,7 мегаватт, а одна КАГЭС-1 – 1,9 гигаватт, то есть, в сумме они были бы более чем в полтора раза мощнее, чем Токтогульская ГЭС, которая имеет четыре агрегата по 300 мегаватт. Общие мощности ГЭС страны увеличились бы на 70 процентов. Когда соглашения заключались, говорилось, что уже есть согласие Китая покупать электроэнергию.
Однако с самого начала возникли проблемы с финансированием. Несмотря на распоряжение премьер-министра Дмитрия Медведева, что правительство одобрило продажу 40% акций "Иркутскэнерго", принадлежавших "Интер РАО ЕЭС", госкомпании "Роснефтегаз", чтобы направить полученные средства на строительство КАГЭС-1, "Интер РАО ЕЭС" заявило, что не собирается тратить деньги на стройку в Кыргызстане.
Наверное, распоряжения премьера просто так не отклоняются. К тому же, стоимость строительства с течением времени росла, и выработанная в результате электроэнергия оказалась бы настолько дорогой, что найти для нее покупателей оказывалось довольно сложно, а местное население такие цены не осилило бы. Это о рыночных отношениях – чем больше чего-то, тем оно должно бы быть дешевле.
Кыргызстан всегда славился своим гидропотенциалом – 140 млрд киловатт-час в год, а используется только десятая его часть. Поэтому не строить ГЭС в такой стране – это просто преступление, и еще в советское время были разработаны проекты строительства как двух Камбар-Атинских ГЭС с Верхне-Нарынским каскадом, так и каскада ГЭС на реке Сары-Джаз и новых станций ниже по течению Нарына.
Некоторые эксперты пишут, что КАГЭС-1 не будет построена никогда, потому что она никому не нужна, проект устаревший, продавать энергию некому. Но это то же самое как сказать – зачем Германии с населением 80 млн производить 6 млн автомобилей в год – даже если начинать с нуля, за 4 года каждая семья будет иметь по автомобилю и они станут никому не нужны.
Если энергия будет в наличии, покупателей, наверное, всегда можно найти, правда, придется работать в этом направлении. Еще в первые годы независимости, когда дефицита электроэнергии еще не было, разрабатывались правительственные программы по переводу всех газовых конфорок и отопления домов на электричество вплоть до строительства троллейбусной линии из Бишкека в аэропорт "Манас".
Но в стране, где почти все крупные промышленные предприятия перестали работать, а значит, и прекратили потреблять электроэнергию, вдруг не стало хватать электричества. Виноватыми оказались новые жилмассивы вокруг столицы – бытовое потребление выросло неимоверно, и власти уже заставляют все школьные котельные, а также весь частный сектор переходить на неэкологичное твердое топливо.
На самом деле все погрязло в коррупции, а компенсировать воровство в энергоотрасли приходится всем нам, так как правительство не видит никакого другого пути возврата к рентабельности в отрасли, кроме как путем повышения тарифов. Но тарифы действительно надо менять, так как цены на энергию растут в несколько раз меньше, чем на продукты, а если сравнить с ростом цен на ГСМ, то электричество даже дешевеет.
Но с коррупцией никто не борется и ее пытаются скрыть за тарифами. За годы независимости энергосектор страны поглотил около $1,5 млрд кредитов и грантов. На эти деньги можно было построить два Верхне-Нарынских каскада даже при завышенной стоимости четырех его ГЭС в $727 млн. И с энергосбережением мало что делается, так что страна своей электроэнергией обогревает Вселенную.
Сразу после заключения соглашений 2012 года против строительства КАГЭС-1 выступил соседний Узбекистан, призвавший на помощь международных экспертов и даже делавший об этом доклады с трибуны ООН. Российские лидеры тоже обсуждали этот вопрос с руководством Узбекистана, а Бишкек от этого процесса гордо самоустранился, так что денонсацию можно считать победой Ташкента.
Узбекистан – такая же бывшая советская республика, как и Кыргызстан, и странно было бы, если в споре двух республик бывшая метрополия безоговорочно поддержала одну из них, вследствие чего напряжение бы возросло. Оставить же все как есть – по крайней мере, откладывает возникновение проблем на будущее, а в ситуации, когда срочных вопросов хоть отбавляй, это вполне понятно.
Строительство ГЭС входило в пакет интересов, которые включали в себя и выдворение из Кыргызстана американской военной базы, и вступление страны в Евразийское экономическое содружество, и почти неограниченное получение кредитов и грантов на поддержку бюджета. Трудно представить, как бы Кыргызстан сводил концы с концами, если бы не получал от России многомиллионные гранты почти на регулярной основе, причем без обсуждения и одобрения парламента.
То, что бывшая метрополия помогает своей прежней колонии – это нормально. Франция, например, помогает Мали в борьбе с террористической организацией "Боко харам". Когда в 1994 году Бельгия, Германия и Франция припоздали с действиями по прекращению резни между хуту и тутси в Руанде, весь мир их осудил. Но когда бывшая колония сама снова стремится стать губернией другой страны – что-то не в порядке с ее руководством.
Но еще большего осуждения заслуживает то, что Бишкек, выбрав одного стратегического партнера, практически прекратил отношения со всеми другими государствами Европы и вообще Запада. Так что безразличное отношение России к денонсации – как бы признак того, что точка невозврата пройдена, Кыргызстан уже в железных объятиях, никуда далеко не убежит и даже если захочет, не сможет наладить отношения с остальным миром самостоятельно.
Поиски новых инвесторов официально могут начаться только по прошествии шести месяцев после денонсации соглашений, то есть – во второй половине текущего года, но вот спикер Жогорку Кенеша Асылбек Жээнбеков в Эр-Рияде с руководителями Саудовской Аравии, а первый замминистра иностранных дел Динара Кемелова в Бишкеке с послом Ирана уже обсуждают "вопросы двустороннего сотрудничества".
Учитывая то, что затрагиваются вопросы выполнения договоренностей, достигнутых во время визитов президента Алмазбека Атамбаева в Иран в прошлом сентябре и в Саудовскую Аравию в декабре 2014 года, вопросы инвестирования строительства ГЭС в Кыргызстане могли подниматься еще тогда. Потенциальным инвестором мог бы быть и Китай, тем более что сам Атамбаев заявил в августе, что председатель Си ни в чем ему не отказывает, однако активности в этом направлении пока не видно.
Проблема в том, что инвесторов Кыргызстан ищет всегда только путем конкретных переговоров, да еще этим часто занимаются лично руководители государства. Если бы в стране были созданы достаточно благоприятные условия, инвесторы искали и приходили бы сами и сами предлагали проекты, разработанные ими же самими, и даже особенно не знали бы, кто президент страны и чем он занимается?
В этом отношении пока нет особых результатов и от суверенного кредитного рейтинга Кыргызстана, который он после долгих переговоров получил в прошлом году в агентствах Standard & Poor"s и Moody"s (ССС в сентябре и В2 в декабре) – частные инвесторы в страну пока не рвутся. Когда прибывших инвесторов бьют и сжигают их имущество, мало кто сюда будет рваться.
И пока все в стране решает один человек, трудно ожидать массовой активности и повсеместного прорыва – его просто на все не хватит. А то, что все вопросы решаются в одном "центре принятия решений", показали и обе денонсации – все процедуры были проведены быстро и точно, как и в случае с освобождением "вора в законе" Азиза Батукаева или с увольнением судьи Конституционной палаты Клары Сооронкуловой.
Жогорку Кенеш, который не смог вчера собрать кворум для заслушивания информации Центризбиркома о последних эксцессах по отъему депутатских мандатов, в этот же самый день сразу в трех чтениях за пять минут решил денонсировать Соглашения с Россией о строительстве ГЭС – все присутствовавшие в зале 97 депутатов трижды проголосовали единогласно.
21 января 2016 - Нарын Айып
|