Отъем депутатских мандатов. КырПарламент пошел по рукам, - Н.Айып 14:43 22.01.2016
Верховный суд отменил вчера решение Первомайского райсуда от 15 января и признал законным решение Центризбиркома от 11 января о лишении депутатских мандатов двух парламентариев, заявления которых были переданы в суд не ими самими, а лидером фракции на основании решения фракции. Однако точно по такому же делу тот же самый Верховный суд принял в октябре прямо противоположное решение по делу Аиды Исмаиловой, оставив ее депутатом.
Она тоже написала (и подписала) перед выборами заявление о добровольном отказе от мандата депутата, однако Верховный суд решил, что дату под заявлением поставила не она сама и не сама лично принесла его в ЦИК, хотя законами такое не запрещено, а почерковедческая экспертиза не смогла ничего однозначно установить. Теперь судьи удивлены – как это человек мог написать заявление о сложении полномочий, не будучи еще депутатом?
Фракции и партии попадают в яму, которую сами же и рыли, стараясь любым способом пройти в парламент. Они под предлогом выборов собирали под свои знамена совершенно разношерстных людей, для кого парламентаризм или представительство интересов избирателей, может быть, самое последнее, о чем они могут подумать, когда будут заседать в учреждении, называемом парламент, который тоже уже своему названию не соответствует.
За последние пять лет накопилось достаточно фактов того, как суды в Кыргызстане принимают решения не по закону или совести, а либо откровенно за материальное вознаграждение, либо так, как в данный момент выгодно верховным властям или как они укажут. Случай с главой аппарата президента, когда заместитель председателя Верховного суда признался, что он не может изменить даже буковку в том, что они напишут, все предельно объясняет.
Центризбирком, главным качеством которого должны быть самостоятельность и независимость от органов государственной власти, а также от органов местного самоуправления, политических партий и любых других общественных объединений, тоже показывает в последнее время свою зависимость от власти, заняв позицию автоматического выполнения желаний и указаний фракций.
Все это проявление того, что никто и ничто в стране не соответствует тому, что о себе думает или как себя представляет – начиная с дворника и кончая президентом. Например, дворник должен каждый день зимой вычищать свой участок до асфальта, но он этого не делает, так как по своей логике считает – зачем убирать снег, который все равно скоро сам растает? А если пристанете, он добавит, что его не обеспечивают метлой, движком, скребком, солью и так далее.
Проблема в том, что логика властей мало отличается от логики дворника. Верховное руководство страны должно объединять намерения и усилия всех 6 млн населения страны, направляя свои и их усилия на развитие страны и общества, но считает, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих и спокойно занимается своими узкогрупповыми делами, периодически при этом заявляя, что Кыргызстан скоро обойдет всех, как минимум, в этом регионе.
Но в этой лучшей стране региона в будущем никто не выполняет то, что должен выполнять в настоящем. По документам – человек агроном, а в действительности – полный дилетант не только в агрономии, но и вообще в сельском хозяйстве. По отчетам в стране, допустим, 3 миллиона работающих, а на самом деле на работу ходит лишь половина, и половина тех, кто приходит, только и делает, что делает вид, что что-то делает.
Выдвигает фракция своего представителя в вице-спикеры, а он, став начальником над депутатами, мгновенно меняет свою суть – он уже представитель власти и он будет делать то, что ему скажут сверху, а интересы депутатов и парламента уже отходят на третий план. Поэтому, когда обсуждается вопрос, могущий быть решенным не в интересах власти, он вместе с другими покидает заседание, чтобы не было кворума.
И такое несоответствие тому, что должно быть, наблюдается везде, куда ни ткни пальцем. Представитель НПО, много лет боровшийся за продвижение прав человека и особенно свободы слова, становится гендиректором телеканала, моментально преображается в исполнителя указаний сверху и уже использует весь арсенал телеканала и все его возможности для очернения всех, кто скажет что-то нелестное о власти.
В результате не просто наносится прямой и косвенный ущерб всему, с чем связана такая безответственность, но потом еще тратится уйма времени на доказательство того, что ложь есть истина. Это как поставщик привозит в магазин картошку вместо киви, а когда ему указывают на ошибку, он объезжает все инстанции и добывает кучу документов, удостоверяющих, что это киви, а не картофель.
И власти, которые во всем этом участвуют, вместо того чтобы исправлять ситуацию, тоже не соответствуют своему предназначению, хотя везде представляются как министры, мэры или депутаты. И каким может быть само государство, если основные его составляющие – фейковые? Только разваливающимся и деградирующим.
Как может государство соответствовать своему смыслу, если сотрудники его силовых структур вместо своих прямых обязанностей по обеспечению безопасности страны начинают заниматься бизнесом на основе только им доступной информации о материальном состоянии тех или иных предпринимателей? А если они тратят большую часть своего рабочего времени именно на поиск такой информации?
Каким может быть государство, в котором министерства и ведомства всячески выгораживают своих нарушивших закон сотрудников, подписывая приказы об их увольнении задним числом, если военные комиссары незаконно выдают военные билеты, майоры милиции продают террористам оружие, а сотрудники прокуратуры и отделений ГКНБ занимаются вымогательством? Недогосударством?
А как надо называть государство, суды которого принимают решения, противоречащие не только законам и необходимым юридическим процедурам, но и своим собственным прежним вердиктам? Такие судьи – не судьи, но они работают, востребованы властью и даже получают государственные награды. Судьи разных инстанций уже соревнуются – у кого больше ставка и кто больше особняков построит.
Теперь они вершат и судьбы Жогорку Кенеша – без позволения сверху на такое они бы никогда не решились. Впрочем, парламент уже пошел по рукам, его кромсают все, кому не лень – и ЦИК, и лидеры фракций, и все другие, кто выстраивает вертикаль власти. Но он сам выбрал роль мальчика на побегушках, и как результат теперь депутаты узнают из сообщений СМИ, что они уже не депутаты.
То, что с продажными судьями не построишь нормальное государство, нормальные правители понимали еще тысячи лет назад. Персидский царь Камбис II, сын Кира Великого, повелел в VI веке до нашей эры содрать кожу с продажного судьи Сисамна в провинции Лидия. Кожа была выдублена, потом из нее нарезали ремни, которыми обтянули кресло, и Камбис посадил в него сына Сисамна, повелев ему быть справедливым судьей и всегда помнить о судьбе своего отца.
Но тогда является ли строительство справедливого государства вообще целью нынешних властей Кыргызстана? Важны ли для них какие-то основополагающие принципы или хоть какой-то накопленный человечеством опыт? Как сказал когда-то Григорий Явлинский, если вы хотели полететь в Париж, но попали в Лондон, – это ошибка. А если вам все равно, куда лететь? Это не ошибка, а диагноз.
22 января 2016 - Нарын Айып
|