Таджикистан: бульдозер против истории, - С.Кожемякин 21:05 12.02.2016
В ТАДЖИКИСТАНЕ продолжают избавляться от оставшихся символов советской эпохи и русской культуры. Постановлением правительства переименован город Чкаловск. Сносятся памятники, установленные в годы Советской власти.
Объявленная таджикским руководством борьба за рост национального самосознания и патриотизма продолжает наполняться конкретным содержанием. Поход против "чужого влияния" завершился утверждением официального списка имен, которыми можно называть детей. В нем сохранены "исконно таджикские" имена, в то время как арабские и тюркские отныне строго-настрого запрещены.
Вторым этапом "патриотического наступления" стали массовые переименования как населенных пунктов, так и географических объектов. Этот процесс, то затухая, то опять набирая обороты, продолжается больше двадцати лет. Зачистке подвергаются и топонимы, доставшиеся в наследство от Советского Союза, и названия, имеющие тюркскую основу. В результате Ленинабад стал Худжандом, Ура-Тюбе - Истаравшаном, а пик Коммунизма, являвшийся высшей географической точкой СССР, пиком Исмоила Сомони. При всем желании не найти в республике и улиц Ленина, Пушкина или Гоголя. Они были в массовом порядке переименованы еще в 2011-2012 годах.
Именно сейчас, на волне новой кампании за "чистоту культуры", власти Таджикистана решили довести этот процесс до конца. 1 февраля государственные СМИ сообщили о переименовании последнего города с "чуждым" названием - Чкаловска. Как отмечается, соответствующее постановление правительства подписал президент Эмомали Рахмон. Теперь город будет именоваться Бустон. В переводе на русский - "цветущий сад". Название, конечно, красивое, но только, во-первых, поселок с точно таким же именем уже есть, причем в той же Согдийской области. Во-вторых, речь не идет о возвращении городу исконного названия: до 1946 года, когда был основан Чкаловск, никакого населенного пункта на его месте не существовало. Город появился как рабочий поселок при Ленинабадском горно-химическом комбинате - первенце атомной промышленности СССР. Уран, добытый и обогащенный здесь, пошел на создание первой советской атомной бомбы и первой советской АЭС в Обнинске.
Мягко говоря, странно звучит и обоснование, подведенное под переименование Чкаловска. В официальном сообщении утверждается, что это событие "осуществляет чаяния народа, пропагандирует национальные ценности и пробуждает историческую память".
Но переименованием городов борьба таджикских властей с советским прошлым не исчерпывается. Несколько лет назад во всех более или менее крупных населенных пунктах страны были демонтированы памятники Ленину. Теперь очередь дошла до монументов, хотя бы отчасти напоминающих о недавнем прошлом. В декабре минувшего года с центральной столичной площади Дусти (бывшая площадь Ленина) убрали по частям 24-метровую стелу с гербом Таджикской ССР (на снимке). Она была установлена в 1949 году в ознаменование 20-летия республики и являлась одним из символом Душанбе. Городские власти объяснили, что на площади уже есть изображение современного таджикского герба и что советский памятник якобы не вписывается в генеральный план столицы. Видимо, клумба, разбитая на месте снесенной стелы, в генплан вписывается куда лучше…
Объявив войну советскому прошлому, власти Таджикистана подкладывают под свой режим бомбу замедленного действия. Непродуманные, а зачастую абсолютно бессмысленные действия уже вызывают глухое недовольство среди граждан, а в недалеком будущем могут сыграть с руководством страны злую шутку.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: "Правда", №15 (30366), 12-15 февраля 2016 г.
|