Несколько соображений по поводу возможной русско-турецкой войны, - Игорь Бойков 10:22 17.02.2016
Продолжающиеся успехи сирийской правительственной армии и ее союзников, уверенно теснящих силы мятежников к турецкой границе и вплотную подступивших к Алеппо, предсказуемо обострили международную обстановку до предела. Риск серьезного военного конфликта между Россией с одной стороны и Турцией и возглавляемым саудитами альянсом с другой с каждым днем делается все более осязаемым. Многое свидетельствует в пользу того, что вести боевые действия против турок и их сателлитов нашей стране рано или поздно все равно придется, если, конечно, не рассматривать сценарий капитуляции, в котором Кремль полностью принимает все озвученные Анкарой и Вашингтоном ультиматумы, прекращает всякую воздушную поддержку сирийских войск и позорно бросает своего союзника на произвол судьбы. Несмотря на то, что подобные прогнозы рядом аналитиков действительно делаются, вряд ли их стоит воспринимать всерьез. За последние годы наша страна неоднократно и убедительно доказывала, что времена козыревской дипломатии ушли безвозвратно. Торги и уступки – да, возможны, даже вероятны. Поднятие белого флага – нет.
Чего же нам в таком случае стоит в ближайшее время ожидать? Скорого начала новой русско-турецкой войны?
Для того, чтобы дать правильный ответ на этот вопрос, ни в коей мере нельзя упускать из виду, что бремя принятия судьбоносного решения лежит сейчас, по большому счету, не на российском руководстве, а на турецком. Это оно, предприняв ряд беспрецедентно резких шагов и начав открытую подготовку к вторжению в чужую страну, сожгло, по сути, за собой мосты. Если Р.Эрдоган после всего уже сказанного и сделанного не воспрепятствует военными мерами разгрому сил оппозиции на северо-западе Сирии и падению ее оплота Алеппо, то, как минимум, уронит не только свою репутацию как политика, но и репутацию возглавляемой им страны как регионального лидера. А это для Турции в условиях резко обострившегося конфликта с курдами чревато.
Поэтому активные действия турки будут предпринимать наверняка, и вступления турецких войск на территорию Сирии можно ожидать в самое ближайшее время. Артобстрелы и забросы групп спецназа уже начались.
При каких же конкретных шагах Турции наш с ней военный конфликт может вспыхнуть немедленно?
Полагаю, это будет зависеть от того, сколь глубоко вторгнуться на сирийскую территорию турки. Если направят основной удар против курдов и займут лишь приграничную полосу, подперев собой пятящиеся формирования оппозиции, то какое-то время мы еще продолжим ходить по острию ножа, обмениваясь угрожающими заявлениями и демонстрациями силы, но к "последнему доводу королей" до времени не прибегая. Но если турки развернут полномасштабное наступление вглубь страны и обрушатся на союзную нам сирийскую армию, то российско-турецкая война станет реальностью. Причем, для России в виду заведомой невыгодности сирийского театра военных действий она грозит с самого начала принять драматический оборот.
Я не являюсь военным специалистом, но и так ясно, что соотношение сил окажется совершенно не в нашу пользу. Вряд ли блокированную авиабазу в Латакии (сообщение с ней через черноморские проливы наверняка будет Турцией перерезано, а путь через Гибралтар слишком долог) окажется возможным успешно защищать от всей мощи турецких ВВС. И она, и немногочисленная группировка наших военных кораблей в Средиземном море рискуют подвергнуться разгрому. Поэтому единственным способом избежать военной неудачи и нанести противнику, как минимум, равнозначный ущерб будет открытие боевых действий в акватории Черного моря, поражение турецких военных целей авиацией и ракетами не только в Сирии, но и вообще везде, где только возможно. Только такой ответ будет являться по-настоящему адекватным. Только он способен отрезвить всех, у кого чешутся руки проверить нас на прочность штыком.
Опасаются ли в Анкаре того, что российская "ответка" способна прилететь не только из Латакии или Тартуса, но и из Крыма или даже из каспийских вод? Этого мы в точности знать не можем. До сих пор, к примеру, такие недруги России как Грузия и Украина, регулярно вопя во всю мощь своих СМИ о "русской угрозе", действовали так, будто ни в какой наш военный ответ не верили до последнего. Точно также не верил в возможность появления в Крыму "вежливых людей" и Запад. Но, скорее всего, эти примеры всех наших врагов кое-чему научили.
Есть ли веские основания предполагать, что война между Россией и Турцией разрастется в глобальный мировой конфликт?
Полагаю, что нет, даже несмотря на то, что Турция является членом НАТО. Проявление подлинной твердости, наличие достаточных военных средств сдерживания и готовность дать на любые угрозы максимально жесткий ответ послужит надежной защитой от любых военных поползновений. Сирия и Турция для наших западных противников – все-таки не тот повод, чтобы развязывать из-за них ядерную войну. Не стоит забывать, что действия возглавляющего Североатлантический альянс США направлены, главным образом, на хаотизацию ближневосточного региона, потому ожесточенный российско-турецкий конфликт в нее вполне впишется. Вот максимальное ужесточение санкций, массовые аресты банковских счетов и имущества российских нуворишей в Европе, блокада Калининградской области – этого да, следует ожидать почти наверняка.
Судя по последним заявлениям высших должностных лиц РФ, признавших, наконец, факт полного разрушения прежних отношений с "партнерами" и неизбежного в таком случае нарастания конфронтации, Кремль с подобным сценарием примирился. Но, в сущности, ничего иного в кардинально изменившейся за последние два года реальности ему уже не остается.
15 февраля 2016
--------------------------------------------------
Комментарии: Полемика
Николай Зарецкий 15.02.2016 14:29
Пока что счет в пользу турок - 1 самолет+1 летчик.
Аркадий Болашенко 15.02.2016 14:39
Чудится не доборзеем до жестоких боев. Чай не пролетарии. Уж больно тянет груз своих капиталов.. Вероятнее обойдемся помидорной доброской.
Виктор Родионов 15.02.2016 15:14
Настораживает то, что пока Турция была верным союзником запада рашаны из кожи вон лезли, ублажая Анкару. Но стоило туркам заявить о своих интересах и частично выйти из под контроля США, как рашаны тоже стали врагами турков. По уму именно сейчас нужно договориться со ставшей относительно самостоятельной Анкарой и разделить сферы влияние на Б.В. С янки договориться вообще невозможно - им нужно просто подчиняться. Примерно по такому сценарию развивались события на Украине при полном попустительстве рашанов - результатом стало тотальная вражда большей части населения к русским и России. Какие у нас неразрешимые проблемы с Турцией, с которой нет даже границ? Нужна России война с Турцией(рашаны не в счет - им война может пригодиться для сохранения власти)? ИГИЛ создали не турки, а США. Но вину за все происходящее на Б.В. рашаны пародоксальным образом возлагают на Турцию.
Виктор Родионов 15.02.2016 15:17
Специально не акцентирую внимание на сбитый самолет, т.к. независимого расследования не было, а верить рашанам не представляется возможным.
Олег Гаврилов 15.02.2016 17:03
В. Родинову. На основании чего вы делаете выводы об увеличении самостоятельности Анкары?
Виктор Родионов 15.02.2016 17:21
О.Гаврилову. Увеличении самостоятельности Турции отмечено во многих статьях. Я только что поместил свой комментарий об этом в статье Кудинова.
Виктор Родионов 15.02.2016 17:51
США поддерживают курдов, стремящихся развалить Турцию и становятся таким образом главным геополитическим врагом Турция - об этом много уже написано.
Квинрай Баянов 15.02.2016 18:03
Виктор Васильевич, как мне представляется обострение отношений с Турцией, развязывание "войны с ИГИЛ" - под видом "оказания помощи сирийскому народу в борьбе с терроризмом", небо Синя (взорванный самолет) и прочие маскарады на ТВ имеет цель - отвлечь население страны от полной и окончательной передачи России транснациональным корпорациям (ТНК).
Имею в виду, передачу земель в аренду на 70 лет ТНК в рамках закона ТОР (территории опережающего развития) и объявленная экстренная приватизация 431 государственных (народных) компаний. "Умные" ход с целью прикрытия ИЗМЕНЫ народу!
p/s/ ФЗ № 473 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 ("О ТОРах в РФ").
Олег Гаврилов 15.02.2016 18:05
В.Родионову Чьих статьях? Где?
Набрал в поисковиках яндексе и гугле о росте самостоятельности турции по отношению к сша и нато - никаких реальных ответов в выдаче нет.
Олег Гаврилов 15.02.2016 18:23
Если вы говорите об изменениях внешней политики турции в последние 10 -12 лет, то действия турок в конечном счете скорее выгодны США чем России. А вот европа действительно больше потеряла в последний год чем выиграла. Но чем обусловлены действия турок - своей выгодой или выгодой для сша - ??
Трудно судить о Турции в разрезе союза и раздела БВ, как предлагает В.Родионов. Турция столетиями была геополитическим противником России, уж никак не союзником.
Виктор Родионов 15.02.2016 19:16
Сейчас по всем телеканалам и СМИ только ленивый не говорит об обострении отношений США и Турции из-за курдов. Курды уже воюют с турками на территории Турции. Кто-то снабжает их оружием и деньгами. Что-то похожее было в России в 90-е на С.Кавказе. Моя версия происходящего на Б.В. в комментарии к статье Кудинова "Злая память..". Если есть другие версии начинающейся гражданской войны в Турции и подключения к этому конфликту России, то их можно обсудить. Не Асада же защищает Россия в Сирии(это же отверг и медведев в своем интервью). Можно развалить Турцию. А дальше что? Образуется огромное гуляй-поле похуже украинского и которое будет дестабилизировать ситуацию в мусульманских регионах России и на Кавказе.
Во времена Ататюрка Россия сумела установить хорошие отношения с турками. Французы веками воевали с германцами, что не помешало им стать союзниками сейчас.
Олег Гаврилов 16.02.2016 00:46
Мне не всегда до конца понятны ваши комментарии. Но некоторые вещи мне видятсЯ так: в самостоятельность действий властей рф на сирийской театре вд не приходится верить курды это не та сила, которая остановит турцию времена ататюрка - это исключение которое подтверждает правило. все это пока для рф на уровне интриг , хоть и кропролитных
Мне кажется гораздо важнее сейчас вопрос - наши сухопутные силы будут участвовать в сирии и турции или нет? Если пу..на будут принуждать к этому - согласится или нет? Если да - это будет совершеннно новый этап подчинения властей рф. Тогда слова Бжезинского о действиях за счет России и на обломках России очень близки к реализации
Виктор Родионов 16.02.2016 09:09
Я согласен с комментарием К.Баянова. Описанный им сценарий очень возможен при наличии соответствующих условий, которые я уже тоже ранее описывал. Требования 100% достоверных прогнозов, в частности г-на Ку. мне представляются смешными, т.к. очень много факторов и действующих сил, особенно на Б.В. Например, Молотов вспоминал, что они(члены Политбюро) в 39г и помыслить не могли о том, что Франция без сопротивления ляжет под фашистов, что сразу резко изменило геополитику Европы. На цветную революцию в Египте запад потратил очень много средств и сил, но потом сделал "реверс" - Мурси в тюрьме, армия захватила власть. Кто мог предсказать подобное ? Точно также сценарий войны России и Турции является одним из вариантов. Возможно, США опять под угрозой войны "уговорят" Турцию вернуться в "стойло"(отказаться от тесного сотрудничества с Германией и Китаем и т.д) или поменяют эрдогана. Рашанам война тоже может не понадобиться, если "приватизация" и "выборы" пройдут без эксцессов.
Поэтому я в своих комментариях стараюсь обозначать "действующие силы", выгодоприобретателей и т.д. Точные сценарии, как и цены на нефть могут давать только "астрологи". Есть знаменитое Сталинское изречение о "силе логики обстоятельств" из-за которой России и Турция могут быть втянуты в войну и без согласия своих правительств. Можно вспомнить о том, как "безобидное" убийство Ф.Фердинанда привело к 1-ой Мировой. Точно также ординарная провокация со сбитыми самолетами, потопленным или обстреляным кораблем в Проливах или что-то другое приведет к войне. Даже у группировки рос. войск в Сирии есть своя "степень свободы" и не все там управляется из кремля. Но одно очевидно - действия России на Б.В. не очень нравятся Китаю и Меркель, которая напугана и не "вылезает" из Турции. Таким образом, в действиях рашанов на Украине и Б.В. нет никаких признаков защиты национальных интересов России.
Олег Гаврилов 16.02.2016 09:47
Действующие силы и выгодоприобретатели конечно важны, но лично я практик и пытаюсь, услышав разные мнения о том что ожидать в текущем году, внести изменения в свою повседневную работу. Не поддавшись шапкозакидательству, 2015 году удалось избежать некоторых потерь, которые понесли другие. И как практик не вижу выходов из ситуации в которой находится Россия. вспоминается статья А.Александрова на этом сайте - о предательстве не только элит, но и околоэлит. Нет ни одной движущей силы.
|