Кыргызстан. Коррупция в образовании: а кому-то это нравится, - Н.Айып 14:06 17.02.2016
Вчера стало известно, что поймали проректора Национального университета по АХЧ – он был задержан сотрудниками Пятого управления ГУВД и прокуратуры Ленинского района и "подозревается" в попытке дачи взятки представителям правоохранительных органов с целью сокрытия выявленных финансовых нарушений в вузе. Вместе с ним задержали и главного бухгалтера главного учебного заведения страны.
Казалось бы, можно было воскликнуть: "Это что у нас происходит? Руководитель храма науки, который должен нести молодежи правду и учить студентов как быть честными, как быть настоящими учителями или учеными и вообще как делать науку, сам причастен к взяткам?" Но язык не поворачивается задавать такой вопрос, потому что мораль в университете давно сгнила и перегнила, как и во всей отрасли.
Наоборот, многие поражаются малому размеру суммы, с которой человек попался – это ведь всего тысяча с небольшим долларов. А только на установку турникетов в разных корпусах университета со студентов собирали по паре сотен сомов, не говоря уже об экзаменах и зачетах – где все правила давно установлены и укоренились. И миллионы, выделенные на ремонт крыши 6 корпуса, тоже как-то требуют отчета.
Как раз по этим вопросам на днях должна была быть сформирована правительственная комиссия, но проректор, наверное, убыстрил события. Нарушений процедур и правил при подписании финансовых и других документов, а также о принципах формировании Ученого совета за неполный год деятельности нового руководства университета накопилась масса.
Коллектив КНУ выбирал ректора 18 октября 2014 года, вперед вырвались три человека – академик Алтай Борубаев (большинство голосов) и два кандидата наук – директор Кыргызско-китайского института (ККИ) Болот Токтобаев и декан КЕФ ИИМОП (кыргызско-европейского факультета Института интеграции международных образовательных программ) Чынара Адамкулова.
По регламенту премьер-министр должен был назначить ректором одного из этих трех кандидатов, однако Джоомарт Оторбаев тянул с назначением. Поводом было то, что один из проигравших претендентов подал в суд, указав на нарушения процедур во время выборов, однако причина была в другом – ни один из трех претендентов не соответствовал моральным требованиям, предъявляемым главе флагмана образования.
В то же время такие претенденты, как Мустафа Кидибаев, Зайнидин Курманов или Роза Сарымзакова, оказались за бортом призовой тройки – каждый внутренний коллектив учебного заведения голосовал за своего непосредственного начальника, поэтому побеждал бóльший начальник, а реальная борьба шла за голоса сотрудников, кто непосредственно подчиняется вашим соперникам за пост.
При этом никто не отменял и негласный внутренний императив против претендентов со стороны – это уже в крови кыргызского провинциала, каким бы интеллигентом формально он ни был: выбирать только человека из своего племени, если такового нет, то – из своего рода, если и такого не оказывается, то просто – земляка. А уж кандидат другого этнического происхождения или из другого университета – враги по определению.
Такую установку могут ломать только деньги, и они во время выборов, говорят, раздавались. Поэтому руководители отрасли, а также те, кто сидят в правительстве, ежедневно и ежечасно совершают преступления как против народа, так и против самих себя уже тем, что не борются с этим злом в достаточной мере, они смирились с создавшейся за много лет ситуацией, если не больше – сами во всем этом участвуют.
Точно так же и в такой же мере виноваты и руководители всех других отраслей и ведомств, потому что коррупции в их областях не меньше. Все они пустили свои дела на самотек, так как это выгодно либо им самим, либо начальникам – формальным или неформальным, – которые сидят выше. Каждый чиновник пытается расслабиться и получать удовольствие от финансовых потоков, которые организуют знающие свое дело люди.
Новый премьер Темир Сариев назначил ректором 11 июня прошлого года – через 8 месяцев после выборов – Адамкулову, занявшую третье место в выборах. Борубаев собрал в октябре 2014-го более 200 голосов, Токтобаев – около 180, а Адамкулова – примерно 140 голосов. Победила дружба – Адамкулова была в хороших отношениях с Министерством образования и науки, которое сейчас не менее успешно реформирует и нашу науку.
Знающие люди уже тогда говорили, что теперь университет расширит свое прежнее поле деятельности и углубит свое плавание по финансовым просторам. Судя по вчерашнему задержанию, опасения были не напрасными, и вполне может быть назначена проверка и по прежнему месту работы попавшегося проректора. Бывшие высокопоставленные сотрудники университета рассказывают много интересного.
За прошедшие восемь месяцев деятельности новое руководство университета допустило большое количество нарушений, которые подпадают под статьи как Административного, так и Уголовного кодексов, – говорят бывшие и нынешние сотрудники университета. Это и превышение должностных полномочий, и нарушение законодательства о труде, и многие административные казусы.
Причем все эти нарушения являются результатом сознательной деятельности руководителей, которые не только влияют на учебную, научную и производственную деятельность вуза, но и разлагают морально-психологический и деловой климат в вузе, так как нарушения норм по охране здоровья сотрудников, работавших в условиях вредности, преподносились как необходимые реформы.
Университет, который и ранее славился своими подковерными интригами, погряз сейчас в анонимках и жалобах с просьбами убрать тех или иных неугодных сотрудников. Деканы и заведующие кафедрами становятся жертвами огульного обвинения или откровенной клеветы. Причем прошедшие выборы и назначение нового ректора только катализировали все эти негативные явления.
Без решения Ученого совета аннулированы несколько стратегических планов развития, на которые были затрачены не только финансовые, но и научные и людские ресурсы, оптимизация структур вуза проводилась без учета специфики факультетов, а предвыборные обещания "вести конструктивный диалог со всеми структурами университета", как и полагается, забыты.
Прикрываясь лозунгами об оптимизации структуры вуза и его деятельности, формировался "карманный" управленческий персонал, готовый на любые действия для удовлетворения корыстного аппетита руководства, а с теми, кто мешал неправомерным действиям или давал им негативную оценку, элементарно сводились счеты. И такая деятельность долго не получала соответствующей правовой оценки сверху.
Ректор, еще будучи деканом, проводила много месяцев в году за границей, а всю работу вместо нее вел заместитель, который стал затем помощником ректора. Подобные ее действия не раз подвергались ранее критике со стороны руководства ИИМОП, и, став ректором, она предприняла против родного института жесткие меры, а отправляемым на пенсию сотрудникам не выплачивалась положенная компенсация.
Больше же всего нарушений наблюдалось при назначении тех или иных сотрудников на должности. При этом ведь необходимо учитывать не только степень соответствия кандидата сугубо профессиональным требованиям должности, но и моральные требования как к личности, так как профессиональные навыки и специальные знания можно приобрести, а сформировавшуюся личность изменить практически невозможно.
Именно потому, что на должности всех уровней у нас назначаются люди, даже обладающие иногда требуемыми профессиональными качествами (хотя и это всегда редкость), но с низкими морально-этическими принципами, не только коллективы учреждений образования или других отраслей, но и вся страна морально разлагается. А что говорить, когда отбираются люди без никаких качеств?
Горе той стране, в которой люди, призванные сеять среди людей "разумное, доброе, вечное", сами оказываются неразумными и недобрыми, так что эти обратные качества возводятся в квадрат среди их воспитанников, а далее начинается прогрессия – что-то среднее между арифметической и геометрической. А геометрия коррупции – треугольник, в вершине которого – сами верховные власти.
И это ведь не энергетика или горнорудная отрасль, где крутятся миллиарды долларов, а мирное, доброжелательное и положительное во всех отношениях образование. При таком уровне коррупции в стране ее руководителям, казалось бы, даже улыбаться со страниц газет или экрана телевизора неприлично. Но что, если все это им нравится?
17 февраля 2016 - Нарын Айып
|