Трудовая миграция: неподвластная человеку стихия? - Н.Айып 17:16 18.02.2016
В последние дни произошли два события, которые достаточно характеризуют отношения между Россией и Кыргызстаном – в последний день января в Москве в Сокольниках кто-то поджег старое здание, на первом этаже которого был швейный цех, а трудившиеся в нем мигранты жили в общежитии, организованном на втором этаже. Все это действовало, наверное, не совсем законно.
Погибло 12 человек, включая троих детей, один из которых был четырех лет. Восемь из них были граждане Кыргызстана, два гражданина России (этнические кыргызы) и два гражданина Узбекистана. Реакция на событие разная. В Кыргызстане скорбят, как скорбят после какого-либо природного стихийного бедствия, которые имеют свойство происходить, никого не предупреждая. Трудовая миграция – это уже природа.
Власти же Москвы почти сняли с себя ответственность – МЧС и миграционной службе поручено проверить все промзоны города для выявления проживающих там нелегальных мигрантов, а уголовное дело, возбужденное по статье "Убийство двух и более лиц", переквалифицировано в "Умышленное уничтожение имущества, повлекшее по неосторожности смерть человека и иные тяжкие последствия". Имущество важнее людей.
Через 10 дней, 11 февраля, на станции метро "Красносельская" почти там же, в Сокольниках, женщина, страдающая эпилепсией, упала на рельсы. Помогать ей бросился дежурный полицейский по станции, но не смог ее поднять, и ему на помощь с перрона спрыгнул трудовой мигрант из Кыргызстана. До подхода поезда оставалось 15 секунд, двое мужчин уложили женщину в лоток между рельсами, сами тоже легли – и трагедии удалось избежать.
Российский "Первый канал", который упомянул в своих новостях об этом случае в метро, называя дежурного полицейского героем и говоря о двух гражданах, спасших женщину, опрометчиво не назвал ни имени, ни какой-либо другой информации о втором мужчине, однако уже к следующему выпуску новостей журналисты нашли фотографию кыргызского мигранта и сообщили о нем тоже.
Президент Кыргызстана принял 15 февраля решение наградить героя именными часами, а мэр Москвы обещает аудиенцию. Людей, спасающих детей или других граждан на пожаре или в быстротоке награждают и медалями, но не в этом дело, оба героя – младший сержант Артем Королюк и курьер Марат Исаев – говорят, что они просто выполняли свой долг и любой на их месте должен был бы поступить так же.
Однако обе стороны – и руководители, и общественные структуры, и СМИ – могли бы использовать эти два случая для укрепления дружественных связей, для расширения действительного сотрудничества между обществами двух государств. Если бы эти структуры реально были в этом заинтересованы, так, наверное, и было бы, однако что-то их от этого сдерживает.
Несколько пассажиров поезда Thalys, следовавшего в прошлом августе по маршруту Амстердам-Париж, которые обезвредили открывшего в вагоне стрельбу молодого марокканца, получили орден Почетного легиона. Прикрепил ордена к их лацканам сам французский президент Франсуа Олланд, а на церемонии присутствовали премьеры Франции и Бельгии, а также посол США во Франции.
Дружба, сотрудничество, даже любовь требуют постоянного подтверждения, казалось бы даже на незначительном уровне, по случаю, без повода, беспричинно. Как писал еще Шекспир: "Приковывай друзей стальными обручами". Когда же страны, как и люди, начинают искать объяснения – зачем делать то, нужно ли такое проявление эмоций – это не дружба, а интересы. Но тогда и не надо разглагольствовать.
Иногда создается впечатление, что и в Москве, и в Бишкеке сотрудничество понимается лишь как взаимодействие между руководствами двух стран, иногда даже – только между двумя президентами. По крайней мере, без санкции с самого верха мало какие другие структуры на какую-либо самодеятельность решаются. Так обычно устраивают дело слабые руководители, ревнующие своих подчиненных ко всему.
Но и подчиненные в нынешние времена, конечно, хороши – в лицо они улыбаются, бегают на полусогнутых, угадывают ваши желания, а за спиною делают все, чтобы дискредитировать вас и самим использовать появляющиеся связи для укрепления своих сепаратных позиций. Это самый настоящий реликтовый феодализм, именно в котором и нужна сильная вертикаль власти, чтобы выстраивать как раз подчиненных.
Однако такие чиновники – плоть от плоти всей этой совершенно не рациональной в современных условиях средневековой системы, и разительное несходство с нею показывают сами общества и свободные граждане, которые сейчас выражают свое отношение к той или иной проблеме через социальные сети, и именно они показывают моральное здоровье общества, сохраняя лицо обоих государств.
Сейчас в России официально работает более полумиллиона трудовых мигрантов из Кыргызстана, которые перечисляют на родину не менее миллиарда долларов в год. И, несмотря на созданный в СМИ неприглядный образ мигранта, общество в целом правильно оценивает ситуацию. Именно благодаря их сообщениям в соцсетях отношение СМИ к случаю в метро переменилось.
В мире насчитывается около 250 млн мигрантов, больше всего их до последнего времени принимали США. В России, занимающей в этом списке второе место, трудится более 10 млн трудовых мигрантов, из них около 4 млн – выходцы из Центральной Азии. Они готовы работать без оформления и за низкую плату, потому что у себя на родине зарплата еще ниже, поэтому и существует этот феномен со всеми издержками, в основе которого – чисто экономические интересы.
Для страны же, треть ВВП которой формируется за счет денежных переводов мигрантов, это довольно унизительно, но ее руководство практически ничего не делает для того, чтобы сократить такую миграцию, так как эти трудяги потом и кровью решают их проблемы. И ведь очень удобно – прийти к власти и заняться наконец вплотную своими личными вопросами, решая их за счет государства и воюя с теми, кто мешает.
Если бы уровень и качество образования в Кыргызстане были хотя бы как 25 лет назад, мало бы кто, имея на руках диплом или аттестат, стал бы ехать работать дворником в другую страну, а пытался бы устроиться на работу по специальности. Именно так делают трудовые мигранты из США, которых очень много в Европе, или, наоборот, европейцы, выезжающие в поисках работы куда-нибудь в Штаты или Канаду.
Однако трудовая миграция сейчас чуть ли не главное экономическое сотрудничество, связывающее Россию и Кыргызстан, причем если российские чиновники относятся к ней брезгливо, то кыргызское руководство ею гордится. Шутка ли – не делая почти ничего, иметь возможность приписывать к своим успехам миллиард и больше долларов в год. Это разное отношение к одному явлению и показывает реальную ситуацию.
Будь реальные связи нормальными, достойными и откровенными, почему бы не порадоваться за молодого иностранца, который, рискуя жизнью, чуть ли не бросается под поезд, чтобы помочь спасти совершенно не знакомую женщину, когда ее собственные соотечественники стоят толпой на перроне и только смотрят на все это со стороны. Однако властвующее на высоких этажах чиновничества высокомерие этого не позволяет.
Вопрос об искренней дружбе и взаимовыгодном сотрудничестве между двумя странами в повестке дня не стоит и, наверное, никогда не стоял. Все происходит, как и всегда в истории и природе случалось – сильные пожирают слабых, и иногда приветливо улыбаются слабым и заботятся о них потому, почему пастух любит своих овец – ему нужны их шерсть и мясо.
Однако особое отношение к отношениям, искренне сочувствие и откровенность при прочих равных условиях всегда увеличивают и экономических эффект сотрудничества – так устроен человек, который все-таки пока управляет машинами. Поэтому правильное использование этих двух событий – одного трагического, другого счастливого – могло бы принести много пользы обеим сторонам.
18 февраля 2016 - Нарын Айып
|